Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О добре и зле

Сообщений 21 страница 40 из 238

21

Gilavar написал(а):

Гм... несогласен. Какая-то релятивисткая теория  При всем уважении.
Постараюсь обосновать свое мнение позже.

Но это теория не моя. Я то как раз-таки, как и вы, тот самый идеалист! Я тоже не согласен с релятивизмом, так сказать, по духу. Так что между нами особых разногласий нет. Но если вдуматься... Жизнь есть жизнь, мир есть мир, люди есть люди, реальность есть реальность. Вообще, нам свойственно абсолютизировать свою позицию, а я постарался посмотреть нас, грешных, так сказать, со стороны.

Отредактировано Faridbey (2008-12-02 15:21:01)

22

Был у меня знакомый - Восточный мудрец, всю жизнь проработавший в КГБ. Хороший был человек, ветеран белофинской войны. Он умер в 87 лет после очередной попойки  в хорошем настроении, добром здравии и твердой памяти. Так вот он часто говорил мне: "Сын мой, никогда не делай людям добра! Остерегайся этой величайшей глупости. Если ты не причинишь здравомыслящему человеку ни добра, ни зла, он будет всю жизнь нормально к тебе относится. Если же ты причинишь рядовому человеку зло, он возненавидит тебя, но будет бояться. Но остерегайся делать человеку добро! Ибо тот человек сначала будет хорошо к тебе относится, но потом обнаглеет и будет требовать от тебя все больше и больше. А когда ты наконец надорвешься и откажешься ему потакать, он тебя возненавидит и постарается тебе жестоко отомстить. Он сделает это, ибо и бояться он тебя тоже не будет, потому, что ты добрый. Поэтому, следуй примеру старого Гасана, не делай человеку ни добра, ни зла, живи до преклонных лет и пользуйся всеобщим почетом и уважением". Признаться, я  так и не последовал совету убеленного сединами кэгэбэшника и всю жизнь упрямо пытался делать людям хоть какое-то добро. Не знаю, прав был или нет, но поступал по велению сердца.

Отредактировано Faridbey (2008-12-07 05:18:18)

23

Колоритный у вас был знакомый :-) Восточный мудрец, всю жизнь проработавший в КГБ.

И исповедует он типичную философию Кейкавуса ибн Искандера, иными словами - адепт Азербайджанской Школы Лицемерия в миг Просветленной Откровенности.

Случайно это не та личность с красным носом и профессиональным нюхом, которого вы мне описывали?

Отредактировано Iu.M. (2008-12-02 17:50:12)

24

Добро следует делать только добрым людям. Помогать мерзавцу - есть одна из форма зла.

25

Farrux, а как определить добрый человек перед тобой или мерзавец? На лбу у него же не написано. И потом даже самый отъявленный мерзавец себя таким редко считает. По моему мнению, добро и зло понятия относительные.

Но в целом я согласна с Восточным мудрецом-Гэбэшником. Стоит тебе один раз сделать что-то хорошо, и тебя обязательно попросят сделать это еще раз.  8-) А если не сделаешь - будешь врагом. Сама я еще и с таким отношением сталкивалась - делаешь человеку доброе дело, он это принимает, а спустя какое-то время говорит, что он об этом и не просил.  Очень обидно  :'(

26

Nibaal написал(а):

Farrux, а как определить добрый человек перед тобой или мерзавец? На лбу у него же не написано. И потом даже самый отъявленный мерзавец себя таким редко считает.

Очень просто. Добрый человек будет отвечать тебе на добро добром, и на нем "мудрость" фаридбеева гэбэшника работать не будет.

Отредактировано Saraxs (2008-12-02 23:13:38)

27

Nibaal написал(а):

Сама я еще и с таким отношением сталкивалась - делаешь человеку доброе дело, он это принимает, а спустя какое-то время говорит, что он об этом и не просил.  Очень обидно

Один мой знакомый бизнесмен-неудачник рассказывает, что был в деле вместе со своим свекром. Дела пошли вниз, потому, что свекр  не обладал деловыми качествами. Сначала неудачник хотел вовремя выйти из дела, чтобы сохранить свое состояние. Но потом подумал - "Свекр все же, неудобно! Нужно сохранять солидарность". В итоге они оба разорились. А свекр, вместо благодарности за солидарность сказал бизнесмену-неудачнику: "Будь проклят тот день, когда моя дочь впервые встретилась с тобой, и ты стал моим родственником. Я разорился из-за тебя бездарного. Неужели нельзя было подбросить мне еще немного деньжат, мерзавец?!!!"

Отредактировано Faridbey (2008-12-03 07:59:17)

28

Saraxs написал(а):

Очень просто. Добрый человек будет отвечать тебе на добро добром, и на нем "мудрость" фаридбеева гэбэшника работать не будет.

Верно, к счастью, есть люди на которых "мудрость" этого старца не работает вовсе или работает слабо.   Пару лет назад под моим началом работало около двадцати человек, и я любил наблюдать, как они реагируют на поблажки, преференции, просто человеческую помощь и человеческое отношение с моей стороны. Отношение  у меня ко всем одинаковое. Но реакция с их стороны  была разная. Например, как-то три девушки не успели сделать порученную им работу в срок. Я, как ответственное лицо, мог из-за этого пострадать. Тем не менее, я всем трем сказал: "Чтож,  с кем не бывает. Даю вам еще два дня. Но на этот раз не подведите меня, ведь мне нужно отчитываться перед начальством за проделанную работу!". Две девушки за два дня опять не сделали ничего. Наоборот, стали еще ленивее. Я понял, что выбрал не тот тон. Нужно было их отругать. Сказано - сделано. Начали работать как миленькие. Зато одну из девушек ругать не пришлось. Она завершила работу не через два дня, а уже на следующий день. Причем перевыполнила ее в два раза. Потом она зашла ко мне и два часа  благодарила за доброту, помощь, понимание и отказалась от однодневного отгула, который я предложил ей как компенсацию за напряженную работу. Людей такого типа в коллективе было двое из двадцати. Другие тоже были хорошие ребята, но ... Палец им в рот не клади. А эти две как будто были сделаны из другого теста. Я заметил, что сколько бы я их не баловал, как бы хорошо к ним не относился, как бы ни хвалил, они не наглели. Наоборот, становились еще лучше, и на каждое доброе дело, на каждую толику оказанного им внимания старались  отплатить в десятикратном размере. Я специально наблюдал за ними в ситуациях, когда они  могли бы с существенной выгодой для себя злоупотребить моим доверием или предать меня. Но, в отличие от некоторых, за много лет они этого ни разу не сделали. Так что есть и такие люди. Почти ангелы в человеческом обличье. Им не только можно, но и нужно делать добро по полной программе и без оглядки. Это не значит, что всем остальным не нужно делать добра. Просто с остальными нужно быть в большей степени политиком. Дозированное поощрение плюс наказание (кнут и пряник), это как раз то самое "добро" в котором они нуждаются.

Отредактировано Faridbey (2008-12-03 11:20:59)

29

У меня такая девушка тоже есть в лаборатории. Полная копия той ангелоподобной кашгайки с хрустально-небесными глазами, в туркоманском динге, которую вы выставили в теме о азербайджанском костюме.

...совершенно нечеловеческие, серо-голубые, стальные глаза. Серьёзное лицо. Идеальная фигура. Самое забавное - наз не присутствует. Кстати, я уже успел заметить - у девушек, чьи предки, действительно, из туркоманов, этого свойства нет. Как и хлесткого ближневосточного юмора. Но как может человек с такими глазами и лицом быть простым и добрым?

(...это во мне недоверчивый иранский Кейкавус ибн Искандер говорит... :-( )

В общем, правая рука. Без нее работа бы остановилась. И алгоритм поведения, который вы описали.

Отредактировано Iu.M. (2008-12-03 08:29:28)

30

Faridbey написал(а):

А эти две как будто были сделаны из другого теста. Я заметил, что сколько бы я их не баловал, как бы хорошо к ним не относился, как бы ни хвалил, они не наглели. Наоборот, становились еще лучше, и на каждое доброе дело, на каждую толику оказанного им внимания старались  отплатить в десятикратном размере. Я специально наблюдал за ними в ситуациях, когда они  могли бы с существенной выгодой для себя злоупотребить моим доверием или предать меня. Но, в отличие от некоторых, за много лет они этого ни разу не сделали. Так что есть и такие люди. Почти ангелы в человеческом обличье.

Да, такие люди есть. Правда, их действительно немного. Обычно эти люди совестливые и ответственные. То, что они делают, они делают не для того, чтобы выслужиться перед начальством или получить какие-кто поблажки, а просто они так устроены. Всегда радуюсь каждой встрече с такими людьми. В постоянном коллективе таких "ангелов во плоти" через какое-то время нетрудно увидеть. Однако мне, по роду моей последней работы, чаще приходится иметь дело с незнакомыми людьми и по первому впечатлению часто трудно бывает распознать кто есть кто.

31

Faridbey написал(а):

Идеалисты обеспечивают прогресс общества, которое без них закоснело бы в застое. Главное, чтобы их не стало больше 10%-20%. Иначе все опрокинется!

Я бы добавила - прогресс общества обеспечивают идеалисты-альтруисты, которые имеют собственное мнение и умеют и не боятся его отстаивать. Такие люди неудобны системе, государству. Но они нужны. Думаю, что их намного меньше, чем 10-20%.

Faridbey написал(а):

Но если вдуматься, в философии прагматика кроется глубокая, многовековая народная мудрость. Руководствуясь этой философией люди жили и выживали тысячи лет.

Это точно.  :)

Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.

                        Е.Евтушенко

32

Iu.M. написал(а):

Самое забавное - наз не присутствует. Кстати, я уже успел заметить - у девушек, чьи предки, действительно, из туркоманов, этого свойства нет. Как и хлесткого ближневосточного юмора. Но как может человек с такими глазами и лицом быть простым и добрым?

Верно, и мои две того же происхождения, из терекеминцев  Азербайджана. "Наза" (кокетства) у них тоже нет. А есть честность и добросовестность, возведенные в принцип. А еще была там одна южанка сутки напролет демонстирировавшая бесконечное обояние, бесконечную  вежливость, бесконечное радушие. Но... показные и фальшивые. Действия, слова и мысли у нее никак не сходились.

Отредактировано Faridbey (2008-12-03 11:34:14)

33

Amal написал(а):

Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
                        Е.Евтушенко

Великолепно!

34

Amal написал(а):

Я бы добавила - прогресс общества обеспечивают идеалисты-альтруисты, которые имеют собственное мнение и умеют и не боятся его отстаивать. Такие люди неудобны системе, государству. Но они нужны. Думаю, что их намного меньше, чем 10-20%.

Верно, таких людей очень мало. Например, среди моих друзей и знакомых всего несколько человек такого типа, а ведь я знаком с тысячами людей!

35

Faridbey написал(а):

Верно, и мои две того же происхождения, из терекеминцев  Азербайджана. "Наза" (кокетства) у них тоже нет. А есть честность и добросовестность, возведенные в принцип.

Мать этой девочки из Сараба...

Правда, уверен на все "сто", что с этой стороны род у нее терекеминский.

Да, удивительно, но наши ощущения сходятся. В них действительно, наз отсутствует.

Faridbey написал(а):

А еще была там одна южанка сутки напролет демонстирировавшая бесконечное обояние, бесконечную  вежливость, бесконечное радушие. Но... показные и фальшивые. Действия, слова и мысли у нее никак не сходились.

Увы, не без этого.

36

Я вижу, тут вопрос Добра и Зла постепенно растекся в вопросы психологии и морали...

Возвращаясь к исходному, выражу свое (хотя не свое, конечно, а приобретенное с разных источников, жизненного опыта и т.п.):

Мне очень нравится один пункт в исламском свидетельстве вере: "верю, что ... добро и зло от Всевышнего Господа". Кое-кто, конечно, возмутится. Но с чего бы это? Если нет никого могущественнее Аллаха (Бога, Яхвэ, Ахура-Мазды, Брахмана, Единого Поля, Вселенского Разума - whoever and however!), то как можно  допустить, что кто-то оказался сильнее и создал то, что Он не хотел? И владеет им наравне с Ним? Нет. И добро, и зло - одинаково необходимы в этом мире как две стороны, две составляющие одного единого прогресса. Убери один из  них, и не будет никакого развития, никакого прогресса, никакого совершенствования. Зло борется с добром, добро - со злом. Видя, что добро стало сильнее и совершеннее, зло прилагает все усилия, чтобы сравнить шансы и стать выше. И наоборот. И в этом процессе они движут мир. (Хотя двойственность добра и зла - не единственный фактор, который его движет). И посмотрите на это так: вы - вся вселенная и смотрите на > солнечную систему> Землю>континент>страну>город>квартал>дом>квартира>конкретный человек (может, вы?) И в обратном порядке.

Мы привыкли рассуждать своим (согласитесь!) ограниченным земным человеческим умом. Не обладая и 1% знания о предмете, мы готовы обвинить Аллаха в несправедливости.

Я не возмущаюсь, видя зло. Я не осуждаю соседа, который украл все мои деньги, воспользовавшись тем, что дверь была открыта, а я вышел ненадолго на балкон. Я вижу всеобщую дегенерацию человечества, но не бью тревогу. Но я ценю малейшее доброе, оказанное мне, и радуюсь, когда вижу это в стороне от себя. Эрнстер выше сказал хорошо: Аллах дал выбор - поступай как знаешь. Но не обижайся, если что не так пойдет, как тебе хотелось бы... Если со мной произошло неприятное, то нечего винить кого-то или что-то, потому что, оставшись наедине с собой, я соглашаюсь - изначальная причина , которая через цепь событий принесла это бедствие, была во мне самом...

(прошу прощения, нет возможности пока все сказать, что хотелось бы - через неделю загляну сюда еще)

37

Elion написал(а):

Если нет никого могущественнее Аллаха (Бога, Яхвэ, Ахура-Мазды, Брахмана, Единого Поля, Вселенского Разума - whoever and however!), то как можно  допустить, что кто-то оказался сильнее и создал то, что Он не хотел? И владеет им наравне с Ним?

А вы сами создаете в деяниях всегда то, что Он хотел? По вашей логике всегда, даже когда совершаете (не дай Бог!) грех (т.е. зло). Тогда в чем смысл воздаяния за грех и низвержения грешников в Джаханнам?

Elion написал(а):

Нет. И добро, и зло - одинаково необходимы в этом мире как две стороны, две составляющие одного единого прогресса.

Вероятно, когда Чикатило убивал детей - это было во имя гармонии. А вот все люди на земле станут праведниками и откажутся совершать зло (кому охота в Геенне сидеть). И что, гармония распадется? Бедный, несчастный мир, что ж он без зла-то будет делать? Вы вызоветесь, отказавшись от Джанната, ради гармонии попакостить миру?

Elion написал(а):

Убери один из  них, и не будет никакого развития, никакого прогресса, никакого совершенствования.

Логично, совершенствование нужно только тогда, когда есть несовершенство. А что, совершенствование - это смоцель? Смело преодолеем все трудности, которые сами себе создадим?

Elion написал(а):

Я не осуждаю соседа, который украл все мои деньги, воспользовавшись тем, что дверь была открыта, а я вышел ненадолго на балкон.

А вот шариат его осуждает. С чего бы это вдруг?

Elion написал(а):

Эрнстер выше сказал хорошо: Аллах дал выбор - поступай как знаешь. Но не обижайся, если что не так пойдет, как тебе хотелось бы...

Если всё зло в мире - от Аллаха (см. выше), то зло от человека (злая воля человека) - тоже от Аллаха. Тогда правда, чего уж тут обижаться, если за тебя всё уже решили...

Отредактировано Saraxs (2008-12-06 14:19:16)

38

Saraxs написал(а):

Вероятно, когда Чикатило убивал детей - это было во имя гармонии. А вот все люди на земле станут праведниками и откажутся совершать зло (кому охота в Геенне сидеть). И что, гармония распадется? Бедный, несчастный мир, что ж он без зла-то будет делать? Вы вызоветесь, отказавшись от Джанната, ради гармонии попакостить миру?

Соловьев В.Л. в "Повести о Ходже Насреддине написал(а):

... Тот, кто способен своим умственным взором проникнуть в глубину явлений, — не усмехнется пренебрежительно и не отложит в сторону этой книги: он понимает, что в каком бы внешнем виде не столкнулись добро и зло, их битва всегда преисполнена великого смысла, направляющего судьбы мира. Вот что сказал по этому поводу чистейший помыслами и проникновеннейший Ибн-Хаким: «Нет ни одного злого дела и нет ни одного доброго, которое не отразилось бы на последующих поколениях, независимо от того, когда и где оно совершено — во дворце или хижине, на севере или на юге, и были тому делу очевидцы или нет; точно так же во зле и в добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия»

39

Elion написал(а):

Я не осуждаю соседа, который украл все мои деньги, воспользовавшись тем, что дверь была открыта, а я вышел ненадолго на балкон.

Saraxs написал(а):

А вот шариат его осуждает. С чего бы это вдруг?

А я понимаю Elion'a.
Вот смотрите - сосед украл деньги, воспользовавшись тем, что Elion не закрыл дверь. Но если бы Elion не забыл закрыл дверь, то сосед бы не смог украсть деньги. То есть, Elion создал ситуацию, благодаря которой сосед смог украсть деньги. Сосед конечно вор по шариату. Деньги украдены - плохо. Но Elion получил урок и теперь всегда следит за тем, чтобы дверь была закрыта. И теперь в дом уже не сможет пробраться ни вор, ни убийца. Т.е. случившееся зло не дает свершиться другому, возможно большему злу. В этом и заключается милость Аллаха.

40

Amal написал(а):

Соловьев В.Л. в "Повести о Ходже Насреддине написал

Но что же здесь про гармонию добра и зла?
Мне нравится этот взгляд, однако всё это противоречит как сказанному Элионом, так и вообще исламу. Ведь все следствия (согласно последнему) определяет Аллах, а вовсе не дела сущих (ля хауля ва ля куввата илля билЛах)

Amal написал(а):

А я понимаю Elion'a.

А зачем бояться того, "возможно еще большего зла", ведь по такой логике оно не даст совершиться еще большему, чем оно само, злу. А то - еще большему. И т.д.
Если вор - такой благодетель, то почему бы его тогда не наградить?