Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Культурные обычаи в Иране

Сообщений 21 страница 32 из 32

21

Не могу сослаться на авторитетный источник, но где-то когда-то читал, что в исламском мире радикалы проводят параллель между ношением креста христианами и ношением галстука ими же и из этого выводят постулат о греховности ношения галстука правоверными.

Параллель между распятием и компьютером провести сложнее, да и компьютер в отличие от галстука вещь нужная.

22

Нет, я не возражаю. Не хотят люди галстуки - не надо. Просто смешно, когда борьба приобретает столь карикатурный характер.

23

Многим исламский мир симпатичен своим трепетным отношением к своим традициям. Такие курьёзы, наверное, надо воспринимать как обратную сторону этой медали.

24

Ну, от трепетного отношения до косности рукой подать. Конечно, дело вовсе не галстуке. Есть много всяких других факторов. Принцип, высказанных в Китае в 19 в. ("берем от долгоносых варваров технологию, а дух сохраняем") сегодня, на мой взгляд, уже не работает. Именно потому-то сегодня арабские страны ничего, кроме фиников и нефти, не производят. Я, конечно, немного утрирую. :-)

25

Насчет косности, в тему или не в тему вспомнил: в Дубае к нам приставили одного араба-иорданца. Спрашиваем, чем он в жизни занимается. Он говорит: "Я закупаю здесь в Дубае манго из Пакистана и продаю в Иордане". Мы удивились: "А почему вы не закупаете прямо в Иордане". Отвечает: "У нас запрет на закупку манго из Пакистана. Так что я закупаю тут и продаю в Иордане как эмиратские, но в два раза дороже!"

26

Badkubi написал(а):

Принцип, высказанных в Китае в 19 в. ("берем от долгоносых варваров технологию, а дух сохраняем") сегодня, на мой взгляд, уже не работает.

Смотря, как его применять. Япония сделала революционный рывок в технологическом развитии, наложив схему морального кодекса своего сословного традиционного общества на современную промышленность, финансы, военное дело. Беспрекословное подчинение "господину" и связанный с ним пожизненный найм, сосредоточенность на работе (один из постулатов традиционного японского общества: "в цветке риса прячется богиня милосердия Каннон!"), жизнь, регламентированная гигантским количеством условностей - все это имеет место быть и сейчас. И нельзя сказать, чтобы эта схема была экономически неэффективной.

Badkubi написал(а):

Именно потому-то сегодня арабские страны ничего, кроме фиников и нефти, не производят.

Тема, если не ошибаюсь, о Иране. :-) А он производит поболее фиников и нефти. Каждая страна в ходе исторического процесса вырабатывает свою культуру и имеет на это полное право.

27

Весь оффтопик перемещен в тему Индустриализация в Иране

28

всем привет,
хочу  добавить еще одно наблюдение, как едят в Иране(вроде бы еще не писали об этом).
народ  ест  довольно таки много (хотя может, это только по моим меркам), основное блюдо - рис, картошку тоже конечно едят, но все таки на первом месте рис. так вот справа лежала ложка, а слева вилка. Ну сначала я не поняла что к чему, начала есть вилкой, но присмотревшись к окружающим поняла, что люди используют вилку, для того, что бы на ложку побольше нагрести риса и ложку в рот!  при этом они так поглядывали на меня- что ,  мол, одной вилкой ковыряешься, не нравиться? :)
потом то мы уже объяснили, что мы привыкли есть одной вилкой и все очень вкусно!
Ножи тоже не замечала, что б использовали.

29

и фрукты вилочкой :) ,
я так в гостях у иранцев осрамилась, потянулась было рукой за долькой мандарина (как обычно), и мне подали вилочку для следующей дольки  :D
но я думаю, это вначале так - сейчас уже никто не церемонится

.

Отредактировано fereshte (2009-07-28 17:10:01)

30

fereshte написал(а):

и фрукты вилочкой

... и огурцы заместо фруктов. :-)

31

Gilavar написал(а):

и огурцы заместо фруктов

а это вообще анекдот для меня, но традиции :dontknow:
говорят, огурец перебивает вкус: съели допустим, банан, закусили огурцом, и принялись за поедание арбуза %-)

Отредактировано Amal (2009-07-28 23:18:24)

32

Праздник Сепандармазган

        Среди древних персидских традиций особый интерес, на мой взгляд, представляет праздник Сепандармазган. С одной стороны, он является ярким свидетельством живучести зороастрийских обычаев, а с другой, парадоксальным образом способствует широкому распространению в Иране западной массовой культуры.
        Сепандармазган отмечается 29 бахмана, что соответствует 17 февраля по григорианскому календарю. В зороастризме данный праздник посвящён Спента Армаити (авест. "благочестие", "благонамеренность"; в среднеперсидской транскрипции - "спандармаз"). Армаити - добрый дух (ахура), покровительница земли и персонификация набожности. Она выступает сестрой Ахура-Мазды, находящейся с ним в кровнородственном браке, и матерью богов-язатов Митры, Рашну и Сраоши ("Яшт" XVII; XIX 16).
        Праздник Сепандармазган напоминает зороастрийцам, что следует возделывать землю на всех её уровнях - от почвы до своего тела, которое тоже является частицей земного праха. Главный принцип Спента Армаити учит умеренности и разумности в материальном мире, а также уважительному отношению к земле (существует свод правил обращения с ней) и её благим творениям. На праздник бехдины выпекают особое печенье в виде фигурок собак (священных животных в зороастризме), устраивают совместные трапезы, дарят друг другу подарки.
        Прежде чем перейти к теме сохранения праздника Сепандармазган в быту современных персов-мусульман, хотелось бы ещё немного коснуться этимологии этого слова. Как известно, в древнеиранском календаре каждый из 30 дней месяца имел своё собственное имя. Любой месяц начинался со дня, именуемом Ормаздом ("Создатель"), затем шёл день с названием Бахман ("благая мысль"), затем шёл день Ордибехешт ("наилучшая истина") и т. д. Пятый день каждого месяца назывался в честь упоминаемой выше богини Спандармаз. В зороастрийском календаре названия дней месяца и самих месяцев частично совпадали. Так рассматриваемый мною праздник приходился на день спандармаз месяца, имеющего точно такое же имя. Чтобы подчеркнуть эту особенность, персы добавляли окончание множественного числа к слову спандармаз, в результате чего и родилось сепандармазган.
        Стоит отметить, что со временем зороастрийский календарь изменился. Если раньше все месяцы насчитывали 30 дней, то впоследствии шесть месяцев стали включать в себя 31 день, пять месяцев - 30 дней, а месяц спандармаз - 29 дней (за исключением високосного года). Таким образом праздник Сепандармазган, сохранив традиционное название, переместился на 29 число месяца бахмана.
        После распространения в Иране ислама эта календарная система, как собственно и сам праздник, были надолго забыты, сохраняясь в памяти лишь немногочисленных зороастрийских общин Йезда и Кермана. Однако с приходом в 1925 г. к власти династии Пехлеви, начавшей модернизацию общества под лозунгом возврата к самобытным традициям эпохи Сасанидов, древняя культура получила второе дыхание. (В частности, по инициативе Реза-шаха меджлис принял в качестве официального солнечный календарь хиджры, месяцы которого носили зороастрийские названия.)
        Пропагандистская литература времён "Белой революции" всячески рекламировала Сепандармазган как яркое свидетельство высокоморального облика персов. При этом трактовка праздника претерпела любопытные изменения. Поскольку богиня Армаити выступала ещё в качестве источника любви, духовной чистоты и скромности, Сепандармазган в вестернизированном иранском обществе стал восприниматься как день почитания женщин. Установилась новая традиция, согласно которой 29 бахмана мужчины должны были дарить подарки женщинам и поздравлять их.
        К концу 1970-х гг. иранская городская молодёжь, представители высшего и среднего класса, начала отождествлять Сепандармазган уже не столько с праздником 8-го марта, сколько с Днём святого Валентина (иначе говоря, с Днём влюблённых), широко отмечаемом в Европе и США. Такому переносу акцента способствовали близко расположенные даты обоих праздников - 14 и 17 февраля.
        Самым удивительным является то, что и в настоящее время, после установления теократического режима, Сепандармазган по-прежнему празднуется в иранском обществе. Иранские юноши и девушки в этот день, как и 30 лет назад, дарят в знак любви друг к другу памятные сувениры. Консервативные газеты типа "Эттелаат", непосредственно курируемые окружением рахбара А. Хаменеи, видят в этой традиции лишь результат разлагающего влияния американской культуры. Тем не менее, праздник остаётся самым популярным в среде молодёжи, о чём свидетельствуют красные розы, латунные сердечки и "валентинки", ежегодно наводняющие респектабельные супермаркеты и базары Тегерана 29 бахмана.

Подобные плакатики неофициально вывешиваются в общественных местах Тегерана по случаю празднования Сепандармазгана

http://i053.radikal.ru/1003/c0/914ef4a5c5d9.jpg

    Хорошо всё это или, наоборот, плохо, поскольку Иран, как и остальной мир, стал охваченным процессами культурной унификации? Не мне об этом судить! Могу лишь предположить, что если в памяти персов сохранились древние обычаи, пусть и в гротескной форме, это верный признак того, что иранская цивилизация сможет отстоять самобытность, находя у себя параллели чуждым веяниям. На такой оптимистичной ноте мне бы хотелось завершить данный очерк.

Источники
1. Зороастрийцы. Мифологический словарь. farhang.al-shia.ru/zor_a.html
2. Праздник Спента Армаити - 5 марта. calend.ru/holidays/0/0/2137
3. Papillon, Morteza. Sepandarmazgan, the Persian Valentine's Day. bodazey.com/sepandarmazgan.html
4. Sepandarmazgan (Love Day in Old Persia) 17th February. ddayworld.com/rday/index.php?topic=62.msg331
5. Крюкова В. Ю. Зороастризм. СПб.: Азбука-Классика, 2005. С. 94 - 96