У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Самарканд - сайкали руйи замин хаст

Сообщений 41 страница 60 из 75

41

Спасибо Elion!
p.s. да простит меня, достопочтимый Elion! Я нашёл хорошую фотографию медресе Хазрати Хизр Бобо, но не смог залить её ни в один пост, раз десять пробовал, не заливается и всё. Поэтому, я решил поместить её в этом сообщении.

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-03 23:17:10)

42

Дорогие друзья, позвольте, вашему  покорному слуге, продолжить наше знакомство с моим любимым городом. Прошлый раз мы познакомились с ансамблем Шохи-Зинда. А сейчас выйдя из Шохи-Зинды, мы дальше продолжим путь к центру города. И буквально, через сотню метров мы увидим вот эту картину, что на фото.
Этот памятник старины в народе называется Хазрати-Хизр Бобо. Что касается истории этой мечети, то он появился где-то 1280 лет назад, когда по преданию, Хазрат Хизр указал на это место, как на место погребения пророка Хуснийо. С этого места начало разрастаться кладбище, которое было закрыто в 1969 году и сейчас является памятником, охраняемым ЮНЕСКО.
Каждый человек, произнося эти слова, сразу чувствует тёплые чувства, как к своему дедушке. А себя ощущает избалованным внучком, ожидающим от дедушки самого лучшего и значимого подарка… Конечно же, в первую очередь, это моё отношение к этому памятнику…
Но всё по порядку...

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-05-31 15:27:50)

43

Небольшая официальная справочка от историко-туристического проекта «Виртуальный Самарканд» (из этого же ресурса почерпнуты многие официальные сведения выложенные ранее в этой теме!): Легенда о Святом Хызре
На протяжении нескольких тысяч лет, самые разные народы из поколения в поколение создавали антитезис смерти и передавали друг другу рассказы о бессмертии, которого может достичь живое существо. А древние персы создали образ Хызра (иногда упоминается, как Хизр, Хидр, Хедр, Хадир, Кыдр), со временем распространившийся по всему мусульманскому миру.
Что касается Самарканда, то Хызр здесь - участник нескольких местных легенд (например, в истории о спасении Живого Царя), его именем названа одна из старых мечетей города, и тысячи людей мечтают встретить его, искренно веря, что Хазрат Хызр ("Святой Хызр") или Хызр Бобо ("Дедушка Хызр"), как его иногда называют, принесёт им удачу. Так кто он - Хызр и почему его имя связано с бессмертием?
Наиболее часто, Хызр появляется в легендах об Александре Македонском, имя которого на протяжении уже более двух тысяч лет не теряет популярности на Востоке. Александр узнал от горцев, что высоко в горах Памира есть источник воды, дарующей бессмертие. Желая вкусить волшебный напиток, Александр отправляет к источнику своего лучшего воина по имени Хызр. Творец благоволит Хызру - источник раскрывается ему, Хызр окунается в живую воду, напивается сам и наполняет водой сосуд для Александра. Но не суждено было Александру отпить из него - по пути, сосуд разбивается.

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-05-31 15:29:03)

44

Схожая история содержится и в знаменитом персидском эпосе "Шахнаме" ("Книга о царях"), большая часть которого создана на рубеже X и XI веков поэтом Фирдоуси.
Считается, что Хызр путешествует по всему миру (потому и считается покровителем путешествующих) и реализует таинственную миссию, данную ему Творцом, являясь людям, святым и пророкам. Хотя, в Коране не приводится его имя, мусульманское духовенство, в основном, считает, что именно о Хызре идёт речь в 18-й суре Корана "Аль Кахф" ("Пещера"), когда пророк Муса (Моисей) встречает на "месте слияния двух морей" таинственного Божьего Слугу, который преподаст Моисею грандиозный урок о глобальном смысле явлений.
Образ Хызра, широко распространённый в мусульманском мире, повсюду имел свои особенности. Его сравнивают и со Святым Георгием (Ат-Табари в "Хронике о пророках и царях") и с пророком Ильёй (Камал-Уд-Дин Абуль Ганаим в "Суфийской терминологии"). Знаменитейшие авторитеты советского востоковедения - В.В. Бартольд и Е.Э. Бертельс, изучая образ Хызра, так писали о нём:
В.В. Бартольд: "В образе Хызра слились в одно целое легенды различных времён и народов, от вавилонского Гильгамеша до ветхозаветного Еноха и Ильи; с Ильёй Хызр иногда сливается в одно лицо (отсюда "Хадерильяс" в Ашик-Керибе Лермонтова), иногда Хызр и Илья упоминаются рядом, причём Илье приписывается власть над пустынями, Хызру - над водами и культурными землями...".
Е.Э. Бертельс: "Происхождение этого образа до сих пор уточнить не удалось. Хотя несомненно, что он восходит к какому-то древнему божеству растительного мира, у которого под ногами всё зеленеет и расцветает, но на это представление наслаивается множество других черт..."
Ещё одно свидетельство взаимосвязи образа с водой - это то, что мечеть Хазрат Хызра в Самарканде построена именно на месте прохождения Арзиса - свинцового водопровода, обеспечивающего водой самаркандцев вплоть до 13 века (нашествия Чингисхана).
В представлении простого народа, Хызр - это весёлый и очень мудрый старец, приносящий удачу, радость и покой. Мечтая встретить Хызра (некоторые полагают, что его можно встретить до трёх раз), верущие особое внимание обращают на руки повстречавшихся им путников - существует поверье, что у Хазрат Хызра отсутствует фаланга большого пальца. В нашем современном мире, тоже случается слышать рассказы о том, как тот или иной человек случайно встретил не обычного и весёлого старца…
На Востоке, в обычаях которого и так принято проявлять особое внимание и уважение к гостям, считается, что гостеприимство не может быть выборочным - ведь, Хызр может придти в дом в любом обличии.

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-03 23:13:22)

45

Многие рассказы, из моих воспоминаний, в основном перекликаются с тем, что написано выше великими людьми. Нам, говорили, если встретишь Хазрати Хызра (как я представляю, никто не знает, что перед ним именно он), хватай его за мизинчик (или может как раз за палец без фаланги, или за мягкую руку в которой якобы почти не было костей, по преданиям (!?)) и проси, то чего желаешь. Но, что интересно, каждый рассказчик по своему убеждает, что просить надо. То, есть каждый в своём рассказе просит благо, наиболее ценное в его понимании. Кто здоровья, кто счастья… А был в моей жизни, человек, предавший нашу дружбу ради денег… Все догадались, что он хотел просить у Хазрати Хызра $$$…
И, ваш покорный слуга, тоже является одним из тех, кто верит, что один раз он встретил Хазрати Хизр Бобо! Вот так вот!...

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-01 17:52:31)

46

Это случилось в конце сентября 1998 года. Я, молодожён, ещё даже не закончилась, так называемая «чилля»- подобие медового месяца, но со строгими правилами, во всём оберегающие молодого жениха (как раз, в связи с этим, появилась хорошая идея рассказать обо всех обычаях и обрядах, окружавших меня с детства, только в отдельном цикле постов, худо хоат-насиб бошад). А главное из правил – ни капли спиртного. И по сему я постоянно был за рулём, хотя в идеале, во время «чилли» езда за рулём тоже не рекомендуется…
Расскажу всё подробно. В тот, день мне потребовалось ехать в пригород Самарканда. Я выехал за черту города. И увидел на обочине у придорожной кафешки, голосующего старика. Белая как лунь борода и брови. Одежда не новая, но чистая и опрятная. Красиво скрученная белая чалма (это умение уже редкость в наши времена), белый «яхтак» ( буквально переводится как «прохлада») - летний лёгкий халат. И, вообще, весь какой-то лучезарный. И, от этого, никак не подходящий под то место, где он голосовал. У нас не принято «бомбить» любому водителю – это считалось дурным тоном – если ты не ставишь на крышу «шахматку»- таксиста. Но проехав метров сто, я сдал назад к старику.

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-01 19:28:37)

47

Говорил он на бытовом таджикском языке.
    -Балам, то пляжа бурда мемоними? Элтимос!( Внучок, подвезёшь до пляжа? Пожалуйста!).
Кроме собственно пляжа, рядом нет ничего, что было бы нужно для старика, но тогда я даже не удивился (!?).
    - Шинед, бобожон.( Садитесь, дедушка).
Он сел. Чуть проехав, он указывает на одинокую обшарпанную парочку за столиком.
    - Ина бин, чихел мардаки солаш калону, ойланоку, ким чихел худобехавар заифи ганда кати, бадмасти карда шиштас. (Видишь, какой пожилой мужчина, наверняка семейный, а с какой-то нехорошей женщиной пьянствует.)
Он вещал о семье, о верности, порядочности и скромности. Я искренне соглашался с ним.
Через 10 минут я остановился  у пляжа. Он, выйдя из машины, полез в карман. Но кто же возьмёт у старика деньги за попутный подвоз.
    - Э-э, монед пула, бобожон, даркор не. Якта дувойи хушруй кунед мерасад. (Да вы что дедушка. Не надо денег. Почитайте мне в напутствие хорошую молитву. И этого будет достаточно).
Он присев прочитал короткую молитву. И сказав, напоследок, много добрых пожеланий и пожал руку. Честно говоря не заметил с фалангой или без большой палец. Рука как рука, старческая суховатая...Он закрыл дверь и я поехал...

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-03 23:12:26)

48

Через 200 метров я съехал перед эстакадой, и въехал на дорогу с крутыми виражами в виде восьмёрки. Вдруг на какие-то 3-5 секунд я был «выключен». Прямо как телевизор, нажали кнопку и НЕТ ничего. Пришёл в себя, а машина съехала с полотна и едет по буеракам и колдобинам куда-то под эстакаду. Я по тормозам. Мотор заглох. Вокруг пыль столбом. Тишина гробовая... И лишь слышу как отчаянно женщина криком ругает кого-то на узбекском за то, что из-за них кто-то чуть не разбился. Выйдя из машины я увидел стайку деток по 3-5 лет сидящих кружочком в центре полотна дороги и играющих во что-то, прямо за поворотом, перед которым я съехал с дороги. И бегущую к ним женщину. А «кто-то» - это оказалось женщина говорила про меня. Она думала, что я, увидев их, съехал на бездорожье. Но, на самом деле, я бы не смог даже среагировать. Въехав в поворот, я неизбежно бы наехал на деток. И лишь благодаря тому, что я будучи «выключенным» на несколько секунд, проехал прямо… Никогда в жизни я так не отключался, ни до ни после этого случая…
Я рассказал, доподлинно то, что было со мной. Я считаю, это был Хазрати Хизр Бобо, который и отвёл меня от беды (именно меня отвёл от беды). Тогда, я не понял ничего и даже не задумался, кто это был. Но прошло 12 лет и я всё больше убеждаюсь, что это был ОН.

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-01 19:26:03)

49

Ого,Мусофир! Как вам повезло! Как здорово, когда такие случаи бываютв нашей жизни! Когда есть кому за нас помолиться в нужный момент. Молитва- великая сила. но и вы это заслужили своей добротой и уважением к старому незнакомому человеку. Если бы и не он , то сам Бог отвел бы вас от беды,я уверена.

Отредактировано иринаК (2010-06-02 15:13:02)

50

Время быстротечно и вечно одновременно. Даже двадцать лет назад в Самарканде многое было совсем иначе. Но сюжет на этой фотографии мог быть таким же и 50 лет назад, им 100 лет назад, и 500 лет назад, и даже 1000 лет назад... Ибо базар в Самарканде был с самого возникновения города и до сих дней. Этой фотографией 104 летней давности я начинаю свой рассказ, скорее это будет больше фотоочерк с обрывками детских воспоминаний, о Самаркандском  базаре. Не знаю смогу ли передать всё, что хотелось бы передать. Но я буду очень стараться. Хотя лучше всего побывать на нём…

увеличить

51

Встряхнувшись после мистической истории со мной и выйдя из ансамбля Хазрати Хизр Бобо, прямо перед собой вы увидите Самаркандский базар. Не знаю сколько лет точно он находиться на этом месте, но лет 500 уж точно. Не знаю как начать рассказ и вообще о чём писать…

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-03 22:36:00)

52

Сиабский крестьянский рынок. Хотя мне больше по душе: Колхозный рынок.

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-03 22:43:42)

53

В детстве, мама собираясь на базар брала меня или моего старшего брата с собой. Нет, не для того, чтобы мы несли сумки с покупками. Что может поднять шкет 8-10 лет. Мы были нужны как телохранители сумок. То есть, мама ходила с одной сумкой по рядам, а я должен был просто стоять где-то с остальными сумками. А мама ходила от меня по рядам и несла уже полные сумки. Приезжали мы всегда на троллейбусе. И как только ступаешь на базар, ты попадаешь в другой мир. Уже нет современного города 20 века за спиной. Наверное, это единственное место где ты отключаешься от города. Свой шум, свои запахи. Свой ритм. Вроде огромные массы людей, у каждого свой план и расчёт времени. Каждый спешит. Покупатель купить и быстрее вернуться домой. Продавец, тоже должен побыстрее и побольше продать. Но когда, смотришь на базар нет той спешки. Всё размеренно  и не торопливо… А ещё газированная вода от продавца, которого весь город знает как Шмеля (по слухам, один из богатейших людей города во времена Советского Союза), пирожки с картошкой за 4 копейки и варённая кукуруза. Затем с покупками идём опять к троллейбусу, самому последнему в очереди и потому пустому ещё . Забираемся на заднюю площадку с сумками. И счастливый поедаю эти вкусности…

Отредактировано Мусофир (2010-06-04 13:20:35)

54

Вот приблизительно в такие ворота я заходил(приблизительно это ворота на базар где-то шестидесятых годов, когда мои родители ещё даже не поженились). На одном портрете вроде Хрущёв, а на второй почему-то не Ленин, скорее Маркс ( наверное, кто-то из руководителей читал одно выражение из "Капитала":"товар-деньги-товар", а я, до сих пор, ни строчки не прочитал :-().

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-07-28 02:29:19)

55

Потом, уже взрослым не раз приходя на базар, я также терял ощущение времени. Всегда, перед приходом на базар думал: полчаса-час и обратно. Но минимум два-три часа, шлялся по рынку. И чувствовал себя спокойно и свободно. Наверное, всё же во мне говорит, больше ностальгия, а не просто рассказчик…
Я так и не смог, начать и рассказать, то что я чувствовал, когда входил на базар. Ну, что же, может фотографии, что-то расскажут.

увеличить

увеличить

56

Ещё фотографии тех "хрущёвских времён".

увеличить

увеличить

увеличить

57

А это, взгляд из окна машины времени :-):

увеличить

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-06 01:32:36)

58

А это почти тот же ракурс, но после скачка в 50 лет (в планах у меня таким же образом пропустить через машину времени все памятники Самарканда, ведь фотографий цветных 100 летней давности уйма) :
-Базар на фоне ансамбля Биби-Ханум( ещё не отреставрирован до конца, и наверное не будет отрестраврирован никогда, согласно одной легенде. Но это отдельный рассказ позже).

увеличить

увеличить

Отредактировано Мусофир (2010-06-03 23:08:54)

59

Я писал почти 25 минут, затем с фотографией промучался 15 минут. И вот, когда с чувством удовлетворения я нажимаю на "отправить", меня выкидывает на авторизацию, естественно весь мой труд уничтожен. Не сегодня, но на зло машине я напишу ещё лучше и от души и вы, уважаемые читатели, прочитаете, что же на этот раз вспоминает со счастливой улыбкой, ваш покорный слуга...
p.s. Я знаю, что как-то можно вернуть этот текст, но это же интерестно для меня, заново переживать свою жизнь и делиться с вами, верно ведь?

60

Да, Мусофир. Если пишете долго, то рекомендую сначала скопировать написанное, прежде чем отправить. Это случается со всеми. Обычно нажимаю на стрелку возврата в левом верхнем углу и копирую написанное... Будем ждать, интересно пишете, Мусофир.