У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Бестиарии

Сообщений 1 страница 20 из 61

1

Конечно, тюрки 5 в. не тождественны тюркам 21 в., которые не тождественны между собой. Уйгур из Урумчи не то же самое, что татарин из Оренбурга, которые не то же самое, что азербайджанец из Баку.

Что же до "Беовульфа", то история его сохранения очень интересна. "Беовульф" дошел до нас в одном единственном списке (кодекс Новелла). В этом кодексе, кроме "Беовульфа" содержится еще два произведения - "Житие Св. Христофора" и "Письмо Александра Аристотелю о чудесах Индии". Эти произведения, получившие широкое хождение в средние века, содержали сведения о всяких чудовищах и расах монструозных людей. Видимо, переписчик счел "Пчелиного волка" тематически близким и потому решил записать и его. Короче, если б не средневековая страсть к чудесному и ужасному, то никакого б "Беовульфа" мы сегодня не знали.

Кстати, наша с Вами родина, Гилавар, тоже чудесна (с этим можно согласиться и сегодня) и ужасна в средневековых текстах.

2

Badkubi написал(а):

Конечно, тюрки 5 в. не тождественны тюркам 21 в., которые не тождественны между собой. Уйгур из Урумчи не то же самое, что татарин из Оренбурга, которые не то же самое, что азербайджанец из Баку.

Разумеется, Вы совершенно правы, говоря о нетождественности современных тюрок друг другу и древним тюркам. Я просто имел в виду разрыв культурной традиции, преемственности между культурой доисламских тюрок и современными тюрками огузской группы - а они подверглись наибольшему воздействию исламской цивилизации.

Badkubi написал(а):

Что же до "Беовульфа", то история его сохранения очень интересна. "Беовульф" дошел до нас в одном единственном списке (кодекс Новелла). В этом кодексе, кроме "Беовульфа" содержится еще два произведения - "Житие Св. Христофора" и "Письмо Александра Аристотелю о чудесах Индии". Эти произведения, получившие широкое хождение в средние века, содержали сведения о всяких чудовищах и расах монструозных людей. Видимо, переписчик счел "Пчелиного волка" тематически близким и потому решил записать и его. Короче, если б не средневековая страсть к чудесному и ужасному, то никакого б "Беовульфа" мы сегодня не знали.

Интересно. Я честно говоря, этого не знал...

Badkubi написал(а):

Кстати, наша с Вами родина, Гилавар, тоже чудесна (с этим можно согласиться и сегодня) и ужасна в средневековых текстах.

"Косматый Пирр, с гирканским зверем схожий..." (с). В общем, в глазах современников Шекспира это было диковинное место.

А может, Вы имели в виду весь Кавказ?

3

Кавказ сам по себе - это вообще Мордор. Достаточно того, что за Каспийскими воротами заперты нечистые народы Гог и Магог, которые вырвутся из заточения накануне пришествия Антихриста, вступят с ним в сговор  и устроят великую резню. Но существовали предания и про Албанию, которая жила на средневековых картах и в географических трактатах долгое время после того, как перестала существовать. Плюс упомянутый Вами Гирканский лес, который сначала локализировался в Германии, потом - у Каспийского моря. Кстати, Пирр, как мне кажется, назван косматым совсем не зря. Волосатость - один из признаков дикости.

Gilavar написал(а):

Я честно говоря, этого не знал...

Я б тоже не знал. :-) Просто пишу кое-что, что связано с чудовищами Востока.

Отредактировано Badkubi (2009-07-18 21:59:14)

4

Badkubi написал(а):

Кстати, Пирр, как мне кажется, назван косматым совсем не зря. Волосатость - один из признаков дикости.

"Гирканский зверь" - это легендарный туранский тигр, по средневековым легендам, обладавший баснословной свирепостью.

Badkubi написал(а):

Просто пишу кое-что, что связано с чудовищами Востока.

А что Вы пишете, если не секрет?

5

Gilavar написал(а):

"Гирканский зверь" - это легендарный туранский тигр, по средневековым легендам, обладавший баснословной свирепостью.

Да, так обычно комментируют этот пассаж, однако мне кажется, что "гирканским зверем" не обязательно должен быть тигр. В Гиркании вообще много всяких больших зверей (если верить географическим представлениям Средневековья). И сами гирканы ведут себя не совсем как люди - бросают полуживых стариков на съедение собакам и птицам.

Gilavar написал(а):

А что Вы пишете, если не секрет?

Не секрет. :-) Я сейчас пишу о том, как географические представления повлияли на страх перед монголами.

6

Badkubi написал(а):

Да, так обычно комментируют этот пассаж, однако мне кажется, что "гирканским зверем" не обязательно должен быть тигр. В Гиркании вообще много всяких больших зверей (если верить географическим представлениям Средневековья). И сами гирканы ведут себя не совсем как люди - бросают полуживых стариков на съедение собакам и птицам.

Мне всегда было интересно, чем можно объяснить такие фантастические представления о Гиркании. Правда, место действительно феерическое. Когда мы шагали в году эдак девяносто шестом по гирканскому лесу, шел дождь. При этом, помниться, безбожно потели. Кругом царила какая-то тропическая атмосфера. Там я чуть было не увяз в болоте. Многие жители мучались от малярии и лейшманиоза, на физиономиях детей были какие-то странные язвы от укусов москитов.

Правда, сейчас этот лес сильно пострадал от вырубок.

Badkubi написал(а):

Я сейчас пишу о том, как географические представления повлияли на страх перед монголами.

У вас есть хорошие мусульманские бестиарии? Или же вы пользуетесь только европейскими?

7

Badkubi написал(а):

И сами гирканы ведут себя не совсем как люди - бросают полуживых стариков на съедение собакам и птицам.

Возможно, отголосок зороастрийских обычаев, когда мертвецов складывали в дахмах. Может, в этом регионе был свой апгрейт - кто знает? Не исключено, что старина там держалась дольше, чем в местах не столь экзотических и труднопроходимых. А в Европу они попали, естественно, в фантастически раздутом и преувеличенном виде.

8

Спектр версий может быть чрезвычайно широким - от сказки до были. Вот Н. Н. Велецкая написала замечательную книгу "Языческая символика славянских архаических ритуалов", в которой утверждается, что восточные славяне практиковали убийство немощных стариков.

9

Gilavar написал(а):

Мне всегда было интересно, чем можно объяснить такие фантастические представления о Гиркании.

Я не видел специального исследования по Гиркании, но есть материал в книге Л. С. Чекина "Картография христианского средневековья" (М., 1999). В 2006 расширенный вариант этой книги вышел в "Бреполсе" - Northern Eurasia in Medieval Cartography: Inventory, Texts, Translation, and Commentary.

Gilavar написал(а):

У вас есть хорошие мусульманские бестиарии? Или же вы пользуетесь только европейскими?

Я пользуюсь западноевропейскими источники, ибо тема - страх на Западе. Но было бы интересно сравнить.

10

У меня где-то валяется современный бестиарий, изданный в Санкт-Петербурге. Я его купил в позапрошлом году, если не ошибаюсь. Правда, в основном, по беспозвоночным животным... Если Вас это заинтересует, постараюсь его отыскать - может там есть сведения по интересующему Вас вопросу.

11

Спасибо, Гилавар.

12

Badkubi написал(а):

материал в книге Л. С. Чекина "Картография христианского средневековья" (М., 1999).

Вы использовали данные бестиария "Физиолога"? Это фантасмагорическая интерпретация аристотелевский идей простодушными средневековыми европейскими сказочниками.

Есть еще бестиарии Олауса Магнуса (Olaus Magnus), Альберта Великого (Albertus Magnus) Джона Мандевилля (John Mandeville). Последний прославился тем, что покинув родину в 1327 году, провел 33 года в Азии и Африке, а по возвращении поведал своим землякам (англосаксам), что существуют одногогие люди (монопеды), которые, тем не менее, быстро ходят. А ложась отдыхать, поднимают ногу и пользуются ею как зонтиком: нога очень большая и может спасти от палящих лучей солнца. Другие люди прикрываются от солнца верхней губой - она у них таких размеров, что тоже может служить зонтиком.

Бестиарий Себастиана Мюнстера (Sebastian Münster) еше более лакомое произведение. Там размещены, если не ошибаюсь, карты "Великой и Малой Татарии", повествуется о карликах, питающихся запахом яблок, змеях, охраняющих законорожденных детей и убивающих незаконнорожденных. В его почтенном труде присутствуют и губастые люди, и одногогие, и муравьи, охраняющие золото.

Правда, есть один минус - она издана в 1544 году. Немало фантастики нагромождено и в мрачной Malleus Malephicarum...

Насчет мусульманских бестиариев: может, какие-то данные есть в "Индии"? Хотя вряд ли: все слишком рационалистично.

Это очень интересная тема. Но мы ушли в окончательный оффтоп. Может, открыть соответствующую тему?

13

Вот тут немного:
Animals of Indian Mythology
http://www.kamat.com/kalranga/prani/animals.htm

Кришна верхом на Гаруде:

увеличить

14

Вообще, в мусульманском мире были бестиарии? Мне об этом мало что известно.

15

Есть только некоторые тексты, приписывающие необыкновенные, магические свойства тем или иным животным. Например, волку - одному из верховных онгонов древнетюркских племен:

"Никакой враг не сможет устоять против того, кто изготовит и наденет пояс из волчьей шкуры. Тот, кто носит при себе правый глаз волка, сможет снискать любовь и уважение народа"

"Человек, носящий с собой коготь удода, может у любого попросить все, что пожелает. В ответ он получит все, что ни попросит, и никто не сможет ему отказать (dilin bağlanması). Если человек зажарит и съест удода, загадав желание быть невидимым, то он превратится в невидимку. После этого, даже если он окажется в толпе из тысячи человек, никто его не заметит (gözün bağlanması)..."
Азербайджанский медицинский трактат "Тибби-Джалинус".

"Если сильно храпящему во сне человеку положить под подушку клюв аиста, то он перестанет храпеть"

"Если носить с собой амулет из глаза удода, то это укрепляет память"
Азербайджанский медицинский трактат "Тиббнаме".

16

Gilavar написал(а):

Вы использовали данные бестиария "Физиолога"?

"Физиолога" я использовал в какой-то работе, когда учился на магистратуре.

Gilavar написал(а):

Есть еще бестиарии Олауса Магнуса (Olaus Magnus), Альберта Великого (Albertus Magnus) Джона Мандевилля (John Mandeville). Последний прославился тем, что покинув родину в 1327 году, провел 33 года в Азии и Африке, а по возвращении поведал своим землякам (англосаксам), что существуют одногогие люди (монопеды), которые, тем не менее, быстро ходят. А ложась отдыхать, поднимают ногу и пользуются ею как зонтиком: нога очень большая и может спасти от палящих лучей солнца. Другие люди прикрываются от солнца верхней губой - она у них таких размеров, что тоже может служить зонтиком.

Тут не совсем точно. Автор "Путешествий сэра Джон де Мандевилля" (это роман-путешествие, а не бестиарий) в лучшем случае добрался до Кипра. Остальное - компилятивный труд. Впрочем, у средневековых людей не было оснований не верить автору, ибо путешественники, реально странствовавшие по просторам Азии, писали не меньшие небылицы (с нашей точки зрения). На мой взгляд (и это я пытаюсь доказать в своей работе), географические представления были плодом мифопоэтического мировоззрения. Границы между собственным опытом и литературной традицией не существовало. Монопеды и прочие "зверюшки" - излюбленные герои не только "Мандевилля". Были еще панотии ("всеухие"), которые закутывались в свое собственное ухо.

Вот такие люди жили на Востоке:

Раса монопедов.
Раса людей, убивающих своих родителей.
Раса киноцефалов.
Раса безголовых.
Раса бородатых женщин.

Отредактировано Badkubi (2009-07-19 13:09:35)

17

Gilavar написал(а):

Вообще, в мусульманском мире были бестиарии? Мне об этом мало что известно.

Были, но мне, к сожалению, о них мало что известно. Надо поискать.

18

Gilavar написал(а):

Азербайджанский медицинский трактат "Тибби-Джалинус".

Gilavar написал(а):

Азербайджанский медицинский трактат "Тиббнаме".

Гилавар, а где можно достать эти сочинения. Очень интересно, однако. Джалинус, я так понимаю, - это Гален?

19

Badkubi написал(а):

Гилавар, а где можно достать эти сочинения. Очень интересно, однако. Джалинус, я так понимаю, - это Гален?

"Тиббнаме" издано - причем, неоднократно. К сожалению, только на азербайджанском. Существуют ли английский или русский перевод, не знаю...

"Тибби-Джалинус" хранится в Институте рукописей АН. О издании этого трактата сведений не имею. Джалинус - скорее всего, мусульманское название известного врача Галена. Полагаю, Ваша догадка верна.

Постараюсь разузнать, есть ли издание этих трактатов на русском языке.

20

"Le bestiaire de l'Escurial" Eustache de Lorey Gazette des beaux arts, December, 1935   
An Arabic bestiary by Ali ben Mohammed ben 'Abd-al-Aziz ben Fotouh Al-Mawsili Tajd-al-Din Abou'l-Hasan, Ibn al-Duraihim (1312-1361). The Escorial ms. (Escorial, Real Biblioteca, manuscript Árabe 898) was written and illuminated by the author and is dated March 28, 1354. The miniatures are compared with those in Morgan Library ms. M.500 (Manafi' al-Hayawan), which antedates the Escorial ms. by more than a half century.
Language: French

Anna Contadini. A Bestiary Tale: Kitab Na't al-Hayawan (см. JSTOR)

--

Птица симург - سيمرغ :

увеличить