Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вопросы, касающиеся хадисологии и Сунны Пророка

Сообщений 1 страница 20 из 49

1

Здесь будут приводиться материалы и обсуждаться вопросы по Сунне Пророка, которая для мусульман стоит на втором месте по важности после Священного Корана.

Чтобы у вас  корректно отображался текст во всех сообщениях, настоятельно рекомендую скачать и установить шрифт Traditional Arabic.ttf, если у вас в компьютере не установлен арабский язык, отсюда: [http:]//cooltext.com/Download-Font-Traditional+Arabic (уберите квадратные скобки [ ]) и добавьте к своим шрифтам Windows

2

حديث أبي عمرة الأنصاري
- حدثنا عبد الله حدثني أبي حدثنا علي بن إسحق أنبأنا عبد الله يعني ابن مبارك قال أنبأنا الأوزاعي قال حدثني المطلب بن حنطب المخزومي قال حدثني عبد الرحمن بن أبي عمرة الأنصاري حدثني أبي قال:

-كنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في غزاة فأصاب الناس مخمصة فأستأذن الناس رسول الله صلى الله عليه وسلم في نحر بعض ظهورهم وقالوا يبلغنا الله به فلما رأى عمر بن الخطاب أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قد هم أن يأذن لهم في نحر بعض ظهرهم قال يا رسول الله كيف بنا إذا نحن لقينا القوم غدا جياعا أرجالا ولكن إن رأيت يا رسول الله أن تدعو لنا ببقايا أزوادهم فتجمعها ثم تدعو الله فيها بالبركة فإن الله تبارك وتعالى سيبلغنا بدعوتك أو قال سيبارك لنا في دعوتك فدعا النبي صلى الله عليه وسلم ببقايا أزوادهم فجعل الناس يجيئون بالحثية من الطعام وفوق ذلك وكان أعلاهم من جاء بصاع من تمر فجمعها رسول الله صلى الله عليه وسلم ثم قام فدعا ما شاء الله أن يدعو ثم دعا الجيش بأوعيتهم فأمرهم أن يحتثوا فما بقي في الجيش وعاء إلا ملؤه وبقي مثله فضحك رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى بدت نواجذه فقال أشهد أن لا إله إلا الله وإني رسول الله لا يلقى الله عبد مؤمن بهما إلا حجبت عنه النار يوم القيامة.

Вариант перевода.
Рассказано Абдуллахом, говорящим со слов своего отца, говорившего со слов Али ибн Исхака, ссылающегося на Абдуллаха ибн Мубарака, говорившего со слов Авваза, ссылающегося на Муталлиба ибн Хаттаба Мухзуми, говорившего со слов Абдуррахамана ибн Абу Умара Ансари, говорившего со слов своего отца:
Мы были в походе с Посланником Аллаха, и людей поразил голод. Люди стали просить Посланника Аллаха позволить им сражение в тылах ("позади них", т.е. вероятно имеется ввиду возможность воспользоваться трофейным провиантом) и просили, чтобы (Посланник Аллаха) сообщил им об этом. В это время они увидели Умара ибн Хаттаба, и Посланник Аллаха позволил им сражение в их тылах. Люди спросили: Если завтра мы увидим народ, страдающий от голода и они попросят нас пополнить их припасы, то мы поможем им. После этого мы по просим милости и благословения Всевышненго Аллаха и он ответит нам. Или же они сказали: Ты, о пророк Аллаха, попросишь о нашей нужде в своей молитве. После этого люди пополнили свои припасы. После этого пророк Аллаха убедился, что припасы армии достаточны.
Пророк Аллаха рассмеялся, и при этом стала видна белизна его зубов, и сказал: Свидетельствую, что нет бога, помимо Аллаха и что я пророк его. Аллах не покинет верующего раба своего, и защитит его от огня в Судный день"
********************
Оговорю сразу, что хадис этот приводится достаточно редко. Он взят мною из сборника имама Суюти 12 века по Милади. Сборник этот у меня есть в электронном виде и на арабском языке. Предложенный перевод не претендует на полную точность, и выполнен в меру моих весьма скромных познаний. Особенно вызвал затруднение перевод оборота
"في نحر بعض ظهورهم"
Собственно, пост этот изначально был адресован более арабоязычным читателям, которые могли бы достоверно объяснить смысл хадиса.
Posted on Nov. 25th, 2009 05:04 pm (local) | Link | Parent | Thread | Reply | Track This

kahhar_786
أرجو من القراء العرب للمساعدة في شرح معنى هذا الحديث.

(Это перевёл мой френд Каххар. Я тоже плохо понимаю этот хадис).

3

Где-то я уже встречал похожий хадис... Потом разберусь и напишу, Клаус.

4

Сразу, хочу сказать, что в своей переводческой практике с арабским, для меня до сих пор остается самым трудным перевод хадисов. Связано это с тем, что многие слова, используемые в них, уже вышли из употребления, с характерной стилистикой емкого выражения мысли в хадисах, с некоторыми историческими условиями, которые упоминаются иногда лишь вскользь, а иногда – вовсе не упоминаются, неполными предложениями, и т.д.

В указанном хадисе все недоразумение возникает, главным образом, из-за слова ظهر -  ظهور. Дело в том, что оно имеет редко упоминаемое в словарях значение: "ездовой верблюд". На это значение указывает, например, Лейн:لنا في نحر ظهرنا؟  - "Нам зарезать наших ездовых верблюдов?"

Когда я переводил какую-то книгу с арабского,  я  встречал упоминание этого случая, когда во время похода Пророк (С) разрешил зарезать некоторых ездовых вербюдов, а затем обратился к войску, чтобы собрали все остатки еды и сложили их вместе:

كنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم [ ص: 418 ] في غزاة فأصاب الناس مخمصة فاستأذن الناس رسول الله صلى الله عليه وسلم في نحر بعض ظهورهم وقالوا يبلغنا الله به فلما رأى عمر بن الخطاب أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قد هم أن يأذن لهم في نحر بعض ظهرهم قال يا رسول الله كيف بنا إذا نحن لقينا القوم غدا جياعا أرجالا ولكن إن رأيت يا رسول الله أن تدعو لنا ببقايا أزوادهم فتجمعها ثم تدعو الله فيها بالبركة فإن الله تبارك وتعالى سيبلغنا بدعوتك أو قال سيبارك لنا في دعوتك فدعا النبي صلى الله عليه وسلم ببقايا أزوادهم فجعل الناس يَجيئون بالحثية من الطعام وفوق ذلك وكان أعلاهم من جاء بصاع من تمر فجمعها رسول الله صلى الله عليه وسلم ثم قام فدعا ما شاء الله أن يدعو ثم دعا الجيش بأوعيتهم فأمرهم أن يَحتثوا فما بقي في الجيش وعاء إلا ملئوه وبقي مثله فضحك رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى بدت نواجذه فقال أشهد أن لا إله إلا الله وأني رسول الله لا يلقى الله عبد مؤمن بهما إلا حجبت عنه النار يوم القيامة

Мы были в походе с Посланником Аллаха, и людей поразил голод. Люди стали просить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволить им зарезать некоторых ездовых верблюдов и сказали, и чтобы  Аллах сообщил нам Свое решение по этому поводу.  А когда Умар ибн аль-Хаттаб увидел, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил им зарезать некоторых ездовых верблюдов, сказал: "О Посланник Аллаха! Как нам следует поступить, если мы завтра встретимся с толпами голодающих людей? Однако, о Посланник Аллаха, если ты предпочтешь обратиться к Аллаху за нас, чтобы мы собрали остатки запасов, а затем обратишься к Аллаху, чтобы Он благословил это, воистину, Всевышний и Благословенный Аллах, отозвется на твое обращение", или он сказал: "благословит нас в твоем призыве". И Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, призвал собрать остатки их провизий, и люди начали приходить с пригоршнями еды. Затем он встал и обратился с тем, что пожелал Аллах. Потом он обратился к войску собрать сосуды и приказал им, чтобы они поспешили собрать то, что осталось в войске. И в войске не остались ни одного горшка, который бы не был заполнен. И Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  рассмеялся, так что стала видна белизна его зубов, и сказал: "Свидетельствую, что нет бога, помимо Аллаха и что я пророк его. Аллах не покинет верующего раба Своего, и защитит его от огня в день Воскресения"

(над своим переводом не сидел - могут быть кое-какие погрешности)

*****

5

Elion, спасибо за ответ. Уже переспостил текст Каххару. Он едва ли не единственный блоггер в русском ЖЖ, который интересуется исламом и знает арабский. По профессии он врач, а язык выучил самостоятельно.

6

Да, Клаус, я просмотрел его блог, и восхищен им.

7

Ниже буду приводить материалы из учебника хадисологии. В сети их нигде нет, пособие защищено авторскими правами, так что, вас предупредили...

Еще раз настоятельно рекомендую скачать шрифт Traditional Arabic.ttf, чтобы у вас корректно отображался текст - сделайте это, прежде чем приступить к чтению (если у вас не установлен арабский язык), отсюда: [http:]//cooltext.com/Download-Font-Traditional+Arabic (уберите квадратные скобки [ ]) и добавьте к своим шрифтам Windows

1. СУННА И ХАДИСЫ

© 2007

Слово “сунна” происходит из арабского корня سَنَّ  cэннэ - “издавать закон; устанавливать правило” и имеет значения: “обычай; практика; предание; закон; способ; путь”. Если обратиться к Священному Корану, то наиболее правильным его значением будет ”неизменный принцип или правило”:

لا يُؤْمِنُونَ بِهِ وَ قَدْ خَلَتْ سُنَّتُ الأولين.

“Они не уверуют в откровение, хотя оно давно уже стало правилом для прежних народов”. (“Аль-Хиджр”, 13)

سُنَّةَ مَن قَدْ أرْسَلْنا قَبْلَكَ مِن رُسُلِنا وَ لا تَجِدُ لِسُنَّتِنا تَحْوِيلا

“...согласно тому, как Мы поступали с нашими посланниками, отправленными до тебя. И ты узнаешь, что наши установления не меняются”. (Аль-'Исра', 77)

Как видно из этих аятов, под словом "сунна" подразумеваются предписания Аллаха, не подлежащие изменению. Цель сунны - укрепление веры и улучшение взаимоотношения людей, как это указано в хадисе Пророка :

“Если кто-то установит в Исламе хороший закон, то ему награда за это и за тех, кто будет руководствоваться этим законом после него... Если же кто-либо установит в Исламе плохой закон, то наказание ему за это и за тех, кто будет руководствоваться этим законом после него”.

Как термин,  слово сунна имеет в Исламе несколько значений:

а) Любое действие, на что имеется указание в шариате (антоним слова بِدْعَة – бидgа -“нововведение”;

б) В науке фикх оно означает желательное и рекомендуемое действие, за которое обещана награда Аллаха. Например, обращение c приветствием к человеку - это сунна (желательно), а ответ на приветствие - ваджиб (обязателен);

в) Все слова, дела, невысказанное одобрение, нравственные качества и внешние характеристики Пророка. В этом смысле слово сунна очень близко к слову хадис, и именно в этом смысле оно употребляется в хадисологии – в науке о хадисах.
В целом, сунна подразделяется на 3 вида:

1. سنة قولية - сунна къаулиййэ - словесные высказывания Пророка  по различным вопросам. Эти хадисы начинаются со слов: قال نبي ألله - "Пророк Аллаха  сказал: ...", либо  قال رسول الله – "Посланник Аллаха сказал: …". Например:

"Умар ибн аль-Хаттаб передал, что Посланник Аллаха сказал: "Воистину, дела связаны с намерениями..." (начало хадиса).

2. سنة فعلية - сунна фиğлиййэ - передача сподвижников Пророка о его делах, касающихся молитвы, поста, зяката, хаджа, и т.п. Такие хадисы начинаются со слов: "Пророк делал так:...", "Я видел, как Пророк делал так:...". Например:

"Я видел, как во время поста Пророк чистил зубы зубочисткой..."

3. سنة تقريرية - сунна такъририййа - слова и поступки Пророка , произнесенные или совершенные в присутствии сподвижников. Например:

"Если случалось, что мы с Пророком  вместе принимали пищу, то мы не протягивали к ней руки, пока он не протянет свою."

Сунна является вторым по важности источником для всех мусульман после Священного Корана, так как Пророк был послан к людям, чтобы довести до них божественную истину Корана, и сам был совершенным образцом для подражания, что неоднократно подтверждается в Священном Коране:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا.

"Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно".  (Аль-Ахзаб, 21)

Любой человек, читающий Коран может заметить, что в нем рассматриваются основные принципы и суть веры, и только в редких случаях объясняются их подробности. Подробности обычно дополнял Пророк, либо показывая своим действием, как именно следует выполнять то или иное указание Священного Корана, либо объясняя его своими словами. Большая часть деталей молитвы, поста, зяката и хаджа была разъяснена Пророком в его Сунне - хадисах. И в наше время, разъясняя различные законоположения, имамы и муджтахиды (знатоки веры) опираются, прежде всего, на Коран, а затем - на хадисы Пророка. 

Сунну не следует рассматривать как нечто, появившееся как необходимость только после смерти Пророка, как считают некоторые. Она была не менее необходима и при жизни Пророка. Например, двумя важнейшими основами Ислама являются намаз и зякат. Однако, когда снизошли эти коранические указания, никаких подробностей о них не было известно. И Пророк объяснил людям как именно следует совершать намаз, и каковы правила выплаты зяката. Однако Ислам охватывает все сферы человеческой деятельности, и поэтому Пророку приходилось разъяснять мусульманам своим примером, действием или словами сотни вопросов. Поэтому мусульманам предписывается, прежде всего, следовать указаниям Аллаха, а потом - указаниям Его Посланника.

Таким образом, Сунна, основанная на достоверных сообщениях, обязательна для исполнения.

Слово "хадис" происходит от арабского глагола حَدَّثَ   хаддэsэ – "рассказывать, передавать", и означает "рассказ, предание". Общее терминологическое значение этого слова в исламских науках – "слово, весть", о чем упоминается в Священном Коране:

وَ هَلْ أتيك حَدِيثُ مُوسَي

"Дошла ли до тебя весть о Мусе? ("Та-Ха", 9)

Как специальный термин в хадисологии, слово "хадис" означает совокупность преданий о жизни, деяниях, указаниях и высказываниях Пророка. Знатоков хадисов называют мухаддисами.

Понятия Сунны и хадиса очень близки и иногда используются равнозначно. Однако большинство исламоведов проводят между ними разницу, отмечая, что Сунна больше связана с предписаниями и законодательством, т.е., с наукой фикх, а в понятие хадиса входят не только религиозные предписания, но и описания тех или иных деяний, а также передача высказываний Пророка, которые не являются строгим законом. Поэтому и существует наука, отдельная от фикха - хадисология.

Различных классификаций хадисов много, но при общем подходе к ним, можно разграничить 2 их основных вида:

1. حَوَادِيثُ نَبَوِيَّة - хавадиs набавиййа - хадисы, исходящие от Пророка  и связанные с его личностью.

2. حَوَادِيثُ قُدْسِيَّة -  - хавадиs  къудсиййа - священные хадисы, исходящие от Всевышнего Аллаха и разъясненные Пророком. Их еще называют божественными хадисами. Обычно такие хадисы начинаются со слов:

قال رسول ألله  فيما يروي عن ربه...

"Посланник Аллаха сказал по поводу того, что ему было передано от его Господа..."

Или же:

قال ألله تعالي فيما رواه عنه رسول ألله...

"В хадисе, который передал Пророк Аллаха, Всевышний Аллах сказал..."

Пример священного хадиса:

قال ألله تعالي: ثلاثة أنا خَضْمُهُم يومَ القِيامة: رَجُلٌ أعْطَي لي ثُمَّ غَدَرَ، و رجل بَاعَ حُرًّا فَأكَلَ ثَمَنَه، و رجل إسْتَاْجَرض آخِيرًا فَأسْتَوْفَي منه و لم يُعْطِه أجْرًا

"Аллах сказал: “В день Страшного Суда Я буду враждебным к трем категориям людей: к человеку, который дал Мне, а затем отрекся от этого; к человеку, который продал свободного человека и проел полученную сумму; к человеку, который нанял работника, и не заплатил ему после завершения работы”.

Таким образом, в хадисах более подробно разъясняется то, что в Коране упомянуто кратко (вопросы молитвы, поста, зяката, хаджа и т.д.) и они подтверждают то, о чем говорится в Коране.

Например, в хадисах говорится о том, что нельзя продавать то, чего нет в наличии, и это связано со словами Аллаха в Коране:

و لا تَاْكُلُوا أمْوَالَكم بَيْنَكُم بِالبَاطِلِ...

"Не присваивайте незаконно имущество друг друга..." (Аль-Бакара,188)

В хадисах много предписаний, не упоминаемых в Коране. Например, запрет на пищу мяса домашних ослов, ношение золотых украшений мужчинами, желательность использования зубочистки, рекомендация совершать полное омовение по пятницам, и т.д.

Хадисы являются также богатым источником, из которого черпают свой материал не только исламские науки, но и арабская и мировая литература, филология, история, география, и т.д.

КОММЕНТАРИИ  К  ХАДИСАМ:

I.

قال رسول الله:
إنَّما الأعمالَ بالنِّيات و إنما لِكُلِّ أمرٍ ما نَوَي: فَمن كانت هِجْرَتُه إلي ألله و رسوله فَهِجرته إلي ألله و رسوله، و من كانت هجرته إلي ألدُّنْيا يُصِيبُها أوِ أمرأةٍ يَنْكِحُها فهجرته إلي ما هَجَرَ إليه.

"Посланник Аллаха сказал: "Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому человеку достается то, что он намеревался приобрести. И если кто-то совершил хиджру ради Аллаха и Его Пророка, то хиджра его зачтется как совершенная ради Аллаха и Его Пророка. Если же кто-то совершил хиджру ради мирского или чтобы жениться на женщине, то и хиджра его зачтется согласно тому, с каким намерением он совершил хиджру".

Этот священный хадис сообщает об одном из краеугольных положений в Исламе - о намерении. Намерение означает направление своих мыслей и сердца на совершение какого-либо действия.

Ученые и мудрецы всех времен подчеркивали важность намерения в поступках и мышлении людей. Особенность намерения состоит в том, что оно может превратить обыкновенное, ничем не примечательное действие в благочестивый поступок. Если какое-то действие совершается с намерением добиться милости Аллаха, то оно превращается в поклонение, а если такого намерения нет, то это действие ничем не отличается от других подобных действий. Например, если пост с рассвета до заката совершается ради милости Аллаха, то это благое дело и является видом поклонения. Если же целью поста было простое очищение организма, то он является обычным повседневным действием, не заслуживающим божественной награды, как, например, утренняя гимнастика или медицинская процедура.

Если кто-то проводит бессонную ночь, читая Священное Писание, то это похвальное действие, достойное награды Всевышнего Аллаха. Если же человек провел эту бессонную ночь за экраном телевизора, смотря боевики, то от такого ночного бдения он ничего, кроме вреда для своего организма, не получает.

Если человек пришел в храм, чтобы просто посмотреть, отдохнуть или поговорить с кем-нибудь, то это посещение мало чем отличается от посещения, скажем, художественной выставки. Особую значимость этому посещению придает намерение помолиться в храме.

Таким образом, все действия оцениваются по намерению.

Даже приобретение знаний ради того, чтобы с помощью этих знаний зарабатывать деньги, не является, строго говоря, ни плохим, ни особенно благим действием. Намерение же использовать свои знания на пути Аллаха превращает поиск знаний в религиозное поклонение. В таком случае, если ищущий знания засыпает ночью над книгой, то даже сон его оценивается как поклонение Аллаху.

Намерение превращает порицаемое действие в похвальное, и наоборот. Например, посещение колдуна с целью разоблачения его лжи - это похвальное действие, иначе оно порицается и ставит человека на грани ширка (безбожия). Точно так же, изучение Корана неверующими с целью борьбы против Ислама - действие осуждаемое. Хотя следует упомянуть, что многие, начав читать Коран как враги Ислама, к концу чтения принимали решение стать мусульманами.

Таким образом, мы видим, что мысль предшествует действию. Сначала у человека появляется желание ( إرادة – 'ира:дэ),  затем это желание принимает конкретную мысленную форму ( فِكْر – фикр), и затем мысль воплощается в действие ( عَمَل – ğамаль). Поэтому, задача мусульманина - обращать особое внимание на чистоту первых двух этапов этого тройственного процесса.

ХАДИСЫ О ВЕРЕ

1.

مَن كان يُؤْمِنُ بالله و يَوم الآخِرِ فَلَيَحْسِنُ إلي جارِهِ و من كان يؤمن بالله و يوم الآخر فَلْيَكْرَمُ ضَيْفَه و من كان يؤمن بالله و يوم الآخر فَلْيَقُلْ خَيْراً أو لَيَسْكُت

"Кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть будет добрым к ближнему своему. Кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть радушно встречает гостя. Кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть говорит доброе, иначе - пусть помолчит".

2.

الإيمانُ وألعَمَل قَريبانِ لا يَصْلَحُ كل واحدٍ منهما إلاً مع صاحِبِه

"Вера и дело - близнецы. Одно без другого ничего не стоит".

3.

مَن يُرِدُ اللهُ به خَيْراً يُفَقِّه في الدين

"Если захочет Аллах оказать благо кому-либо, то сделает его знатоком в вопросах веры".

4.

كل مَوْلودٍ يولَدُ علي الفِطْرَة. فَأبَواهُ يُهَوِّدانُه أو يُنَصِّرانه أو يُمَجِسانه كمِثْلَ البَهيمَة تُنْتِجُ البَهيمة، هل تري فيها جَدْعَها؟

"Каждый ребенок рождается в естественной чистой вере. Только потом их родители делают из них иудея, христианина или язычника. Вы когда-нибудь видели, чтобы приплод животных рождался с клеймом на носу?"

5.

قَوَامُ المَرْءِ عَقْلُه و لا دينَ لمن لا عَقْلَ له

"Опора человека - его ум. Человек, не обладающий умом, не обладает и верой".

6.

إياكم و ألغُلُوُّ في الدين. فَإنَّما هَلَكَ مَن كان قبلكم بالغُلُوِّ في الدين

"Берегитесь от чрезмерности в вопросах веры! Причина гибели предыдущих народов- именно в этом".

7.

إنَّ اللهَ يَبْعَثُ لِهَذِه الأمَّة علي رَاْسِ كل مِئَة سَنَةٍ مَن يُجَدِّدُ لها دينَها

"Воистину, в начале каждого столетия для своей общины верующих Аллах посылает того, кто обновляет Его учение".

8. 

إعْمَلُوا فَكُلٌّ مُيَسِّرٌ لِما خُلِقَ له

"Действуйте - каждому легче дастся то, в чем состоит его предназначение".

9.

إنَّ اللهَ تعالي لا يَنطُر إلي صُوارِكم و أمْوالكم و لكن ينطر إلي قُلوبكم و أعْمالكم

"Воистину, Аллах будет смотреть не на внешний вид ваш и не на ваше богатство, а на души ваши и деяния ваши".

10.

خَيركم مَن تَعَلّم القرآنَ و عَلَّمَه

"Благие из вас те, кто изучил Коран и обучил его другим".

11.

تَرَكْتُ فيكم أمْرَيْنِ لَنْ تَضَلُّ ما تَمَسَّكْتم بهما: كتاب الله و سُنَّةَ نَبِيِّه

"Я оставил вам два предписания, придерживаясь которых, вы никогда не впадете в заблуждение - Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка".

*****

8

СБОР И ПЕРЕДАЧА ХАДИСОВ

© 2007 - All Rights Reserved

Передача хадисов при жизни Пророка

Таким образом, необходимость передачи сообщений о действиях и словах Пророка другим людям возникла еще при его жизни. Фактически, Пророк сам имел обыкновение давать указания относительно передачи того, чему он учил. Так, когда в первые дни пребывания в Медине к нему пришла делегация от племени рабиа, после беседы с ними он передал им следующее указание:

"Запомните это, и передайте другим, которые за вами".

И в другом случае:

"Вернитесь к своему народу и обучите их этому".

В другом сообщении говорится, что после указания мусульманам о том, что они должны ценить жизнь друг друга, он добавил:

"Те, кто здесь присутствуют, пусть передадут это сообщение тем, кого здесь нет".

Существует множество исторических свидетельств о том, что когда какой-либо народ принимал Ислам, Пророк посылал к нему одного или двух своих посланцев, которые не только обучали их Священному Корану, но и объясняли, как указания Священной Книги выполнять в жизни. Люди также сами приходили к Пророку и просили у него, чтобы он послал к ним людей, которые могли бы обучить их Корану и Сунне.

Сподвижники Пророка хорошо осознавали, что они должны следовать примеру Пророка, если по тому или иному поводу не было точного указания в Священном Коране. Тирмизи и Абу Дауд передают, что когда Му'аз ибн Джабаль был назначен наместником Йемена, и его спросили, чем он будет руководствоваться в своих суждениях, он ответил: "Книгой Аллаха". Когда его дальше спросили, что он будет делать, если не найдет указаний в Книге Аллаха, он ответил: "Я буду руководствоваться Сунной Посланника Аллаха". Таким образом, Сунна была авторитетным источником для руководства еще при жизни Пророка.

Запись хадисов при жизни Пророка

Таким образом, вышеописанное отвергает распространенное на Западе мнение о том, что необходимость Сунны и вступление хадисов в законодательную силу произошли только после смерти Пророка. Также предания о том, что сказал и делал Пророк, не были только воспоминаниями сподвижников. Сподвижники не только следовали во всем примеру и словам Пророка, но и старались сохранить все это на бумаге. Необходимость Сунны, ее законодательная сила и ее сохранение берут начало еще при жизни Пророка. Сподвижники хорошо понимали, что все эти знания им необходимо сохранить для будущих поколений. Абу Хурайра сообщает, что когда один из сподвижников пожаловался Пророку на то, что не может запомнить то, что услышал от него, Пророк  посоветовал ему воспользоваться помощью своей правой руки, т.е. чтобы он записывал. Также хорошо известно сообщение Абдуллы ибн Амра:

"Я записывал все, что слышал от Священного Пророка, стараясь потом запомнить все это. (Когда некоторые люди стали возражать против этого) я сообщил об этом Пророку, и он сказал: "Записывай, ибо я говорю только правду".

Его слова подтверждает Абу Хурайра:

"Никто из сподвижников не сохранил хадисов больше, чем я, но Абдулла ибн Амр – исключение, так как он записывал, а я – нет".

В год победы над Меккой Пророк читал проповедь по поводу того, как один человек убил другого из-за старой обиды. Когда проповедь закончилась, к нему подошел один человек из Йемена и попросил Пророка, чтобы ему записали слова Пророка по этому поводу. И Пророк дал соответствующие указания. Все это показывает, что хотя и хадисы в основном запоминались и передавались устно, но при необходимости, и записывались.

Почему хадисы обычно не записывали

Сообщается, что Пророку одно время не нравилось, что хадисы записывают. Так, Абу Хурайра сообщает:

"Однажды Пророк Аллаха подошел к нам, когда мы записывали хадис, и спросил: "Что это вы пишете?" Мы ответили: "Хадис, который мы услышали от тебя". И он сказал: "Что за книга, помимо книги Аллаха?"

Неодобрение в данном случае явно связано с опасением Пророка, что хадисы могут перепутаться со словами из Священного Корана. По сути, ничего плохо в том, что записывали хадисы, не было, и Пророк никогда этого не запрещал. Напротив, мы знаем о случаях, когда он сам давал указания записать хадис. Кроме того, его письма и договора тоже записывались. То есть, он ни в коем случае не считал, что записывать что-либо, кроме Священного Корана – это плохо. Единственное его опасение состояло в том, чтобы люди не перепутали его собственные слова с божественными словами Священного Корана.

Память – лучшее хранилище знаний

Память была наилучшим средством для сохранения хадисов. Даже Священный Коран был сохранен в памяти в дополнение к тому, что он записывался. Фактически, если бы Коран не сохранялся в памяти людей, а только записывался, он не смог бы дойти до будущих поколений в своем первозданном виде. Чтобы быть уверенным в сохранении чистоты текста Корана, была призвана на помощь память. Арабы обладали удивительной памятью и хранили в ней множество вещей. В памяти арабов сохранилась прекрасная поэзия доисламской арабской поэзии. Практически, до Ислама к записям прибегали редко, и память была основным и надежным источником сохранения информации. Один человек мог по памяти рассказать сотни и тысячи стихов. Кроме того, они помнили имена всех тех людей, которые передали им знание этих стихов. Асмаи, более поздний передатчик, рассказывает, что уже до совершеннолетия он выучил двенадцать тысяч стихов наизусть. Он же приводит в пример Абу Дамдама, который за один присест мог рассказывать стихи сотен поэтов. Ши’би говорит, что он знал наизусть столько стихов, что мог бы рассказывать их беспрерывно в течение месяца. Эти же стихи послужили основой арабской лексикологии и даже арабской грамматики. Среди сподвижников Пророка были много знающих тысячи стихов доисламской поэзии наизусть, например, Аиша, одна из его жен, да будет ею доволен Аллах. Знаменитый Бухари полагался только на свою память, чтобы запомнить 600 000 хадисов, и многие исправляли свои хадисы по его наследию.

Сбор хадисов. Первый этап

Таким образом, первые шаги для сохранения хадисов были предприняты еще при жизни Пророка. Однако не все его последователи были в этом заинтересованы и не у всех была такая возможность. Каждому из них ежедневно приходилось думать о том, чтобы выжить, и кроме того, они испытывали нападки со всех сторон. И в то время была группа учеников, называвшаяся асхаб ас-суффа, которые жили в мечети и специально готовились к тому, чтобы обучить вере племена в окрестностях Медины. Некоторые из них ходили на рынок, и зарабатывали там себе немного на жизнь, другие даже об этом не заботились. Самым знаменитым среди них был Абу Хурайра, который любыми способами старался быть всегда рядом с Пророком и запоминал все, что говорил или делал Пророк. Он был среди первых, кто старался сохранить хадисы. Сам он однажды сказал:

"Вы говорите, что Абу Хурайра искусен рассказывать хадисы от Святого Пророка, и вы говорите, почему мухаджиры и ансары не рассказывают столько хадисов, сколько Абу Хурайра. Дело в том, что пока наши братья мухаджиры занимались торговлей на рынке, я оставался рядом с Пророком, как только набивал свой живот. Так что, пока они отсутствовали, я присутствовал, и я помнил то, что они забывали. И пока наши братья ансары были заняты на своих участках, я был беднейшим из бедных обитателей суффы, так что я запомнил и то, что они забыли". (Бухари, 34:1)

Другой сподвижник Тальха ибн Убайдулла говорил об Абу Хурайре:

"Несомненно, он слышал от Пророка то, чего мы не слышали. Причина была в том, что он был бедным человеком, у которого ничего не было, и поэтому он был постоянным гостем у Пророка".

Мухаммад ибн Аммара сказал:

"Он сидел в обществе больше десяти старых сподвижников Пророка, и начал говорить какое-то высказывание Пророка, которое они не знали, так что они спрашивали его снова и снова, пока не получали удовлетворение.Он повторял им высказывание снова и снова, и я убежден, что у Абу Хурайры память была лучше всех".

В другом сообщении говорится:

"При жизни Пророка люди говорили, что Абу Хурайра рассказывал многие его высказывания. Так, Абу Хурайра спросил одного из них, какие суры Пророк читал во время своей ночной молитвы вчера. Тот не смог ответить, и Абу Хурайра перечислил все эти суры". (Бухари, 21:18)

Это показывает, что он не только имел прекрасную память, но и старался сохранить в памяти все, что он видел или слышал.

Аиша, жена Пророка, да будет ею доволен Аллах, тоже была одной их тех, кто старался сохранить сунну Пророка. У нее была прекрасная память, кроме того она обладала очень ясным пониманием, и не принимала ничего, что она не могла понять. Она снова и снова задавала вопросы Пророку, если что-либо ей было не до конца ясно. Другими сподвижниками, которые старались сохранить наследие Пророка  были Абдулла ибн Омар и Абдулла ибн Аббас, а также Абдулла ибн Амр, который старался все записывать. Кроме тех, кто специально этим занимался, каждый из сподвижников старался сохранить в своей памяти все, что он услышал или увидел от Пророка. Умар, который жил примерно в трех милях от Медины, договаривался со своим соседом, чтобы тот через день замещал его, так что каждый из них рассказывал другому то, что произошло в его отсутствие. И что важнее всего, сам Пророк обязывал остальных, чтобы они передавали его слова другим. "Пусть присутствующие сообщат отсутствующим", говорил он в конце многих своих высказываний.

Из всего этого ясно, что сбор хадисов начался еще при жизни Пророка, и это был первым этапом сбора хадисов.

Сбор хадисов: Второй этап

После смерти Пророка начинается второй этап сохранения сунны и сбора хадисов. Теперь решение по любому вопросу нужно было выносить или опираясь на Священный Коран, или на Сунну, и поэтому принятые таким образом суждения получили широкое распространение. Есть несколько записанных случаев, когда претензия на права была заявлена на основании слов Пророка, и тогда искали доказательства верности этого высказывания. Так, Кабиса сообщает, что одна бабушка умершего человека пришла к Абу Бакру и заявила свои права на наследство. Абу Бакр сказал, что он не нашел подходящего ответа ни в Священном Коране, ни в Сунне, и обещал провести поиски необходимых сведений. В этих поисках Мугира сообщил ему, что Пророк давал бабушкам одну шестую часть имущества. Абу Бакр сказал ему, чтобы он привел еще одного свидетеля, который подтвердил бы правоту его слов. Слова Мугиры подтвердил Мухаммад ибн Маслама. И тогда относительно бабушки было вынесено соответствующее решение.

Фатима, дочь Пророка, да будет ею доволен Аллах, заявила свои права на наследство Пророка . В этом случае Абу Бакр  привел высказывание Пророка:

"Мы, пророки, не оставляем наследства. Что бы мы н оставили, это только благотворительность". (Бухари, 85:3) И претензия Фатимы была отклонена.

Такие инциденты происходили ежедневно, и помогали просеять правду о высказываниях Пророка.

Таким образом, происходила двойная работа: не только устранялось какое-либо сомнение в достоверности хадиса, но и этот хадис получал широкое распространение и передавался другим. Ислам распространялся по миру, становилось все больше и больше людей, которые никогда Пророка не видели, но очень хотели узнать, что это за человек, что за сила кроется за его учением, которое оживила мертвеющий кругом мир. Удивительные достижения, которые Ислам достиг за столь короткое время и растущая популярность самого Пророка были именно теми причинами, которые способствовали к сохранению достоверных сведений о нем. Он и его вера не только приобрели невиданное доселе значение в Аравии за двадцать лет его реформаторской деятельности, но и в течение десятилетий после его смерти они были важнейшими мировыми факторами, и все, что относилось к нему, было предметом обсуждения среди арабов и неарабов, среди друзей и врагов. Если бы сама его личность оказалась в забытии в течении столетия, а потом вновь стала популярной, то вероятно, многое из того, что он сказал и совершил, было бы потеряно для мира, а последующие поколения передавали бы другим необоснованные преувеличения. Но дело было совсем иначе. За менее чем четверть века он поднялся от самого скромного положения до высших высот, которые только можно вообразить, поэтому, любое событие из его жизни немедленно становилось достоянием широких масс.
Кроме того, был еще один очень важный фактор, который дал толчок к изучениям хадисов сразу после смерти Пророка. Для сподвижников вера, которую принес Пророк, была бесценным сокровищем – это было то, что они ставили выше всего на свете. Ради нее они пожертвовали близкими и своими занятиями, ради нее они шли на смерть и нести это божественное благословение другим было целью их жизни. В их ушах постоянно звучал призыв и завещание Пророка:

وليبلغ الشاهد الغائب! – "Пусть тот, кто присутствует здесь, сообщит об этом отсутствующим!".

Они шли на восток, на запад, на север, и куда бы они не отправлялись, они несли с собой Коран и Сунну. Каждый, кто знал хотя бы один факт из жизни Пророка, считал своим долгом довести это до сведения других. Такие личности как Абу Хурайра, Аиша, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Омар, Анас ибн Малик и многие другие, которые сохранение хадисов сделали целью своей жизни, стали людьми, к которым стекались тысячи людей со всего огромного государства, чтобы узнать о Пророке и о вере. Их жилища фактически стали центрами распространения знаний о хадисах. Только у одного Абу Хурайры были 800 учеников. Дом Аиши, да будет ею доволен Аллах, посещали сотни пылких искателей знания. Так же велика была слава Абдуллы ибн Аббаса, и, несмотря на свой молодой возраст, он занимал важное место среди советников халифа Умара благодаря своим знаниям Корана и Сунны. Точно так же жилища многих других сподвижников спонтанно становились центрами обучения и распространения знаний. Стремление к знаниям в новом поколении было столь велико, что люди преодолевали огромные расстояния, чтобы получить сведения только об одном хадисе.

Сбор хадисов: Третий этап

После того, как ушло из жизни поколение, лично видевшее и слышавшее Пророка, начался третий этап сбора хадисов. Хадисы стали собственностью разных учителей, преподававших в разных центрах проссвещения. Конечно, ни на одном центре нельзя было узнать о всех хадисах, так как сподвижники Пророка разошлись по всему свету. На этом этапе запись хадисов стала более обычной. Хадисов в разных центрах хранилось очень много и, кроме того, было трудно запомнить цепь всех передатчиков, так что запись хадисов стала просто настоятельной необходимостью. К этому времени письменность и книги распространились по всему обширному исламскому государству. Более того, не было опасности, что хадисы могут перепутаться с аятами Корана. Однако, следует учесть, что на этом этапе хадисы записывали только для того, чтобы поддержать то, что хранилось в памяти. То, что хадис хранился в рукописях конкретного человека, вовсе не доказывало его достоверности, что можно было доказать только установив надежного передатчика. Умар ибн Абдулазиз, более известный как Умар II, халиф династии омейядов, правивший в конце первого века по хиджре, был первым человеком, издавшим определенные постановления, чтобы составили сборники хадисов. Он писал Абу Бакру ибн Хазму:

"Найди высказывания Пророка и запиши их, ибо я боюсь потери знания и исчезновения ученых; и принимай только настоящие хадисы Пророка. Люди должны сделать знание достоянием общественности и сидеть вместе, чтобы незнающий мог придти и узнать от них, ибо знание не можеть исчезнуть, пока оно является достоянием всех людей".

Абу Бакр ибн Хазм был тогда правителем Медины и он говорил, что это указание халифа было отправлено и в другие исламские центры просвещения. К сожалению, халиф Умар ибн Абдулазиз вскоре после этого умер и в его время ни одного сборника хадисов не успели составить.

Сбор хадисов: Четвертый этап

К середине второго века по хиджре стали появляться первые записанные сборники хадисов. В разных центрах сотни учеников изучали хадисы, но с каждым новым учителем все труднее и труднее становилось сохранить в неприкосновенности тексты хадисов и цепь их передатчиков. Составление сборников хадисов стало настоятельной необходимостью. Первыми авторами таких сбоников были Абдулмалик ибн Абдулазиз ибн Джурайдж, Раби' ибн Сухайб и Са'ид ибн Абу 'Аруба. Все они умерли в середине второго века по хиджре. Другими авторами книг по хадисам во втором веке были Малик ибн Анас и Суфьян ибн 'Уяйна в Медине, Абдулла ибн Вахб в Египте, Ма'мар и Абдурразак в Йемене, Суфьян Саури и Мухаммад ибн Фузайль в Куфе, Хаммад ибн Сальма и Раух ибн 'Убада в Басре, Хушайм ибн Васит и Абдулла ибн Мубарак в Хорасане. Наиболее известным сборником из этих авторов в наши дни является "Муватта" Малика ибн Анаса. Однако все эти книги были далеко не исчерпывающими источниками хадисов, так как их авторы прежде всего стремились собрать только хадисы, относящиеся к повседневной жизни мусульман. Высказывания Пророка о вере, знании, войнах, его комментарии к Корану, хадисы о жизни Пророка и многое другое в эти сборники не были включены. Кроме того, каждый автор собрал только те хадисы, которым обучали в центре, в которои он работал. Даже сборник "Муватта", который по достоверности стоит наряду со сборниками Бухари и Муслима, содержит только хадисы, которые были переданы жителями Хиджаза. Таким образом, все эти сборники были не полными, но большим шагом вперед в деле составления сборников хадисов.

Сбор хадисов: Пятый этап

Работа по сбору хадисов было завершена в третьем веке по хиджре. Именно тогда были сделаны два вида сборников хадисов: "Муснад" и "Джами'", или "Мусаннаф". "Муснад" был более ранним видом, а "Джами'" – более поздним. Слово "Муснад" происходит от арабского слова سند – санад – "источник, авторитет", а термин иснад в хадисе означал установление сподвижника Пророка через цепь передатчиков хадиса, на авторитете  которого основывался хадис. Сборники хадисов под названием "Муснад" были составлены не по теме хадисов, а по имени сподвижника, на чьем авторитете хадис основывался. Наиболее известным сборником этого вида является "Муснад" имама Ахмада ибн Ханбаля, который содержит около 30 000 хадисов.

Однако честь доведения сборников хадисов до совершенства принадлежит видам сборников хадисов под названием "Джами'" или "Мусаннаф". В сборниках "Джами'" хадисы собраны по темам и более критично составлены. Наиболее известные сборники этого вида среди суннитов – это сборники хадисов Бухари, Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, ибн Маджа и Насаи.

ХАДИСОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХАДИСОЛОГИИ

Последователи ( طابِعُون ) - это мусульмане, которые жили в эпоху сподвижников Пророка, являлись их учениками и получали от них знания. Последователи внесли неоценимый вклад в исламскую веру. Все они с детства посвятили себя изучению Священного Корана и сунны Пророка, искоренению невежества среди людей. Основы большинства исламских наук были заложены в эпоху последователей.

С расширением границ исламского государства от западного побережья Африки до Китая, началась миграция сподвижников Пророка в новые земли в качестве государственных представителей или эмиссаров для объяснения исламской веры населению присоединенных к халифату земель. Со временем, в некоторых городах их становилось достаточно много, и вокруг них объединялись ученики, стремящиеся к новым знаниям и к тем прогрессивным идеям, которые нес Ислам. Так постепенно появлялись различные центры знаний, среди которых особое значение приобрели Медина, Мекка, Куфа, Басра, Сирия и Египет.

В Медине, в первой столице исламского государства,  Пророк провел большую часть своей жизни, вследствие чего здесь поселились и прожили  многие его сподвижники. Самый крупный центр знаний сложился именно здесь, и Медина была известна еще под другим названием - Дар-ас-Сунна - “Дом наследия Пророка”. Здесь получили знания такие известные последователи, как:

Саид ибн аль-Мусаййиб (умер в 712 г.)    Сулейман ибн Ясар (712 г.)
Урва ибн аз-Зубайр (713 г.)        Салим ибн Абдулла ибн Омар (724 г.)
Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр (730 г.) Нафи (735 г.)
Ибн Шихаб аз-Зухри (742 г.)        Абу-з-Зинад (748 г.)

Многие сподвижники проживали и в колыбели Ислама - в городе Мекка. Здесь располагалась Кааба, сюда приезжали очень много паломников, которые часто оставались жить в Мекке для получения знаний от сподвижников. Здесь получили знания:

Муджахид (721 г.)        Тавус ибн Кайсан (724 г.)
Ата ибн Абу Рабах (733 г.)        Мухаммад ибн Муслим (746 г.)

Куфа приобрела особое значение после того, как при праведном халифе Али стала столицей исламского государства. В центре знаний, основанном известным сподвижником Абдуллой ибн Масгудом,  получили знания знаменитые последователи:

Алькама ибн Кайс (682 г.)        Масрук ибн аль-Аджда (683 г.)
Убайда ибн Амр ас-Сальмани (692 г.)    Асвад ибн Йезид (695 г.)
Аль-Харис ибн Кайс (715 г.)        Ибрахим ан-Нахаи (715 г.)
Амир ибн Шарахиль аш-Шааби (722 г.)

В Куфе получил свои знания и основатель ханифитского мазхаба Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит (767 г.)

Разрешение записывать хадисы сподвижники Пророка получили еще при его жизни. Хадисы большей частью запоминались наизусть и передавались дальше. Один из сподвижников Пророка, Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас составил свиток, включающий около 1000 хадисов.

При жизни последователей хадисы записывались чаще: в основном, с целью сравнения с другими вариантами и для заучивания. Наиболее значительным сборником эпохи последователей является сборник Хаммама ибн Мунаббиха, передававшего хадисы со слов сподвижника Абу Хурайры. Именно на него большей частью опирались при составлении своих сборников знаменитые мухаддисы аль-Бухари и Муслим.

Впервые на государственном уровне хадисы стали собирать по высочайшему указу Омара ибн Абдулазиза, халифа-правнука сподвижника Пророка Омара ибн аль-Хаттаба (681-720). Наиболее известным сборником этого периода является Муватта имама Малика ибн Анаса.

К III веку по хиджре хадисы были должным образом классифицированы, и сложились 6 наиболее известных в наше время сборников хадисов:

1. “Сахих” аль-Бухари (ум.256 г.х.)

Здесь приводятся 7275 хадисов (если исключить повторяющиеся, то 4000). Сборник аль-Бухари является наиболее почитаемым источником для мусульман после Священного Корана. Иснады хадисов аль-Бухари соответствуют самым высоким требованиям и их передатчики заслуживают самого большого доверия.

2. “Салих” Муслима (ум.261 г.х.)

Сборник Муслима включает в себя 12000 хадисов (с исключением повторяющихся – около 4000).
Ни аль-Бухари, ни Муслим не ставили перед собой задачу собрать все достоверные хадисы. Напротив, в них отсутствует довольно большое количество достоверных хадисов, которые можно найти в таких надежных и известных сборниках как:

3. “Сунан” Абу Дауда (ум. 257 г.х.)
4. “Сунан” ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.)
5. “Сунан” ан-Насаи (ум. 303 г.х.)
6. “Сунан” ибн Маджа (ум. 273 г.х.)

Кроме этих наиболее известных книг, имеются также сборники под названием “Сахих” ибн Хузаймы и ибн Хиббана, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки, и другие.

Эти сборники разбиты на главы, которые рассматривают тот или иной вопрос фикха.

Для защиты хадисов от измышлений и ошибок исламские ученые тщательно проверяли достоверность доходивших до них сообщений. Они  устанавливали, достоин ли доверия человек, донесший им сообщение, выясняли, сам ли он слышал или видел то, что сообщал; от кого он услышал данное сообщение и достоин ли доверия тот, от кого он его услышал. Если выяснялось, что все источники сообщения достойны доверия, то хадис принимался. Текст хадиса назывался “матн”, а цепь передатчиков хадиса от последнего до первого назывался “иснад”- “опора; доказательство; источник”. Таким образом, передатчики хадисов стали говорить:

“Передал мне такой-то от такого-то, которому сообщил такой-то...”

Если представить, что кому-то вздумалось бы сфальсифицировать хадис, снабдив его соответствующим иснадом, то он сам автоматически становился одним из звеньев иснада. И тогда нетрудно было установить имя фальсификатора. Таким образом, иснад одновременно являлся надежным заслоном защиты хадисов от лжи и фальсификации.

Важную роль при этом играл раздел хадисологии علم الجرح و التعديل - ğильм аль-джарх ва-т-таğди:ль – “наука отвода и подтверждения”. Изучая степень достоверности хадиса, эта наука собирала всю информацию о рави - передатчике хадиса. Она устанавливала его  личностную характеристику: насколько он правдив, не было ли в его жизни отклонений от Ислама, каким авторитетом он пользовался среди верующих, и т.д. Затем хадис сравнивался с подобным же хадисом, полученным по другим источникам, и устанавливалось, нет ли каких-либо расхождений в тексте. Если расхождений в тексте и иснаде было много, то хадис признавался слабым или вообще отвергался.

Давалось подробное обоснование (таgди:ль) причин, почему тот или иной хадис принимается или отвергается.

*****

9

© 2007, All Rights Reserved

КОММЕНТАРИИ К ХАДИСАМ

О СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ

قال رسول ألله :

مَن قال به صَدَقَ، و من عَمِلَ به اُجِرَ، و من حَكَمَ به عَدَلَ، و من دَعَا إليه هُدِيَ إلي صِراطٍ مُسْتَقِمٍ

Посланник Аллаха сказал:

"Говорящий, руководствуясь им [Кораном], говорит правду. Поступающий в соот-ветствии с ним получит награду. Судящий по нему вынесет справедливое решение. Призывающий к нему призывает на прямой путь".

***

Приведенный хадис - последняя часть целого, более обширного хадиса. Данный отрывок из него включает в себя четыре положения о неоценимом значении Священного Корана для людей:

1. "Говорящий, руководствуясь им, говорит правду".

В Священом Коране содержится много сведений о жизни прежних народов, которые являются несомненной научной истиной. В нем также приводится множество предсказаний, которые сбывались в течение истории, продолжают сбываться, и будут сбываться в буду-щем. То, о чем говорится в Священном Коране, является истиной, а человек, говорящий, руководствуясь книгой истины, несомненно, и сам говорит истину.

2. "Поступающий в соответствии с ним получит награду".

Священный Коран дает ясные указания для достижения счастливой жизни в этом мире и достойной участи в мире потустороннем. Человек, живущий в соответствии с принципами Корана, убеждается практически, что он начинает больше пользоваться поддержкой Аллаха во всех своих делах, и жизнь его течет в нужном направлении, в довольстве и без несчастий. Он ежедневно убеждается, что слова Священного Корана - истина, которую демонстрирует сама жизнь, поэтому он спокоен относительно своей участи в потустороннем мире, зная, что Всевышний Аллах будет милосерден к нему и после смерти, поскольку в этой жизни он живет так, как Он того желает.

3. "Судящий по нему судит правильно".

Аллах справедлив во всем, что Он совершает; справедливы и те предписания, которые Он ниспослал людям. Он свободен и чист от таких недостатков, присущих людям, как эгоизм, злонамеренность или коварство. Никого из Своих созданий Всевышний беспричинно не наказывает, и даже Его наказание обращено на благо самого наказанного, чтобы он понял, что поступил неправильно и несправедливо. К тому же, наказание приходит только после предварительных отчетливых предупреждений разного вида.

Коран - книга справедливого во всех Своих свершениях Всевышнего, потому и человек, выносящий свое решение на основе этой книги, так же будет справедлив.

4. "Тот, кто признает его, находится на правильном пути".

Священный Коран - руководство для идущих по прямому пути Аллаха. Это путь, по которому шли прежние пророки, люди высоких духовных достижений и погибшие на духовном пути. Идущие по нему никогда не подвергнутся гневу Аллаха, и не будут лишены Его милости. Тот, кто призывает других обратиться к Священному Корану, также находится в их числе, ибо с каждым человеком, который встал на прямой путь Аллаха, улучшается планетарное сознание человечества - улучшается мир Аллаха.

*****

ХАДИСЫ О ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ

1.

اُغُدْ عالِماً، مُتَعَلِّماً أوْ مُحِباًّ وَ لا تَكُنُ الخامِسَ فَتَهْلِكْ

"Становись ученым, ищущим знания, слушателем знаний или любящим знания, но не становись пятым (противником знаний), ибо пропадешь".

2.

مَن خَرَجَ في طَالَبِ العِلْمِ فَهُوَ في سَبِيلِ اللهِ حَتَّي يَرْجَعُ

"Тот, кто отправился в путь в поиске знаний, находится на пути Аллаха до тех пор, пока не вернется (домой)".

3.

مَن سَلَكَ طَريقاً يَلْتَمِسُ فيه علماً سَهَّلَ لَه اللهُ طريقاً إلي الجَنَّةِ وإنَّ المَلائِكَةَ لتَضْعُ أجْنِحَتَها رِضاً لِطالِبِ العلم وإنَّ طالبَ العلمِ يَسْتَغْفِرُ له من في السماءِ والأرْضِ حتي الحيطانَ في الماء وإنَّ فَضْلَ العالِمِ علي العابِدِ كَفَضْلَ القَمَرِ علي سائِرِ الكواكبِ. إنَّ العلماءَ وَرَثَةُ الأنْبِياء لم يُرَثُ ديناراً و لا دِرْهَماً ‘نَّما ورث العلم. فمَن أخذه أخذ بِحظٍّ وافِرٍ.

"Если кто-то выйдет в путь в поиске знаний, Аллах облегчит ему путь до самого рая. Ангелы почтительно опустят крылья перед искателем знаний. За него заступятся те, кто на небесах и на Земле - даже рыбы в воде. Превосходство обладателя знаний над поклоняю-щимся подобно превосходству Луны над остальными  звездами. Обладатели знания - это наследники пророков, ибо пророки оставили нам в наследство не динары или дирхемы, а знания. Счастлив удел того, кто смог получить знания!"

4.

شَرارُ الناسِ شرارُ العُلَماءِ في الناسِ

"Самые злые люди  - это злые ученые".

5.

لا تَزُلُ قَدماً إبنُ آدَمَ يَوْمَ القِيامةِ حتي يُسْألُ عَنْ خَمْسٍ: عن عُمْرِهِ فيما أفْتاهُ  وعن شَبابِهِ فيما أبْلاهُ وعن مالِهِ مِن أينَ إكْتَسَبَهُ وفيما أنْفَقَه وماذا عَمِلَ فيما عِلْم

"В день Страшного Суда сын Адама не сможет сдвинуться с места, пока не ответит на эти пять вопросов: на что истратил свою жизнь; на что истратил свою молодость; какими путями добывал себе средства к существованию; на что тратил богатство свое, и чему посвятил свои знания".

7.

العُلماءُ أمْناءُ اللهِ علي خَلْقِهِ

"Ученые - это доверенные Аллаха среди Его созданий".

8.

مِثْلُ الَّذِي يُعَلِّمُ الخَيْرَ ويَنْسي نَفْسَهُ كَمِثْلِ السِّراجِ يَضِّئُ الناسَ ويَحْرُقُ نَفْسَه

"Человек, обучающий других добру, но сам забывающий поступать в соответствии с ним, подобен свече, которая дарует свет другим, но сжигает самого себя".

*****

10

© 2007, All Rights Reserved

КОММЕНТАРИИ К ХАДИСАМ

قال رسول ألله:

يَتَعاقَبونَ فيكُمْ مَلائِكَةٌ بِاللَّيلِ وملائكة بِالنَّهارِ ويَجْتَمِعونَ في الصَّلاةِ الْفَجْرِ وصلاة الْعَصْرِ ثُمَّ يَعْرُجُ الَّذينَ باتُوا فيكُمْ فَيَسْألُهُمْ رَبُّهُمْ وهوَ أعْلَمُ بِهِمْ: كَيْفَ تَرَكْتُمْ عِبادِي؟ فَيَقُلُونَ: تَرَكْناهُمْ وهُمْ يُصَلُّونَ وأتَيْناهُمْ وهُمْ يُصلّون.

Посланник Аллаха (С) сказал:

Последовательно сменяют друг друга возле вас ангелы ночью и днем. Они собираются вместе на утреннюю и послеполуденную молитвы. Затем возносятся те, которые проводили ночь вместе с вами. И Господь их, лучше всех знающий их [= своих рабов] спрашивает: “В каком состоянии вы оставили моих рабов?” И те отвечают: “Когда мы покинули их, они молились; когда пришли к ним, они молились”.

Ангел по-арабски - ملك  мэлэк (мн.ч. - ملائكةмэлэ:’икэ) от корня ألك “‘элэкэ”-“быть посланцем”.Т.е., ангел - это тот, кто является посланцем от Бога, доставляющим какую-либо весть.

Вера в ангелов является одной из основ веры в Исламе. Существование ангелов доказываются и Кораном, и сунной Пророка, а также всеми божественными писаниями мира.

По единодушному их описанию, ангелы являются фотонными существами (существами, состоящими из света), умеющими управлять материей. Поэтому, они не нуждаются в еде, питье и в сне. Они не различаются по полу, хотя при необходимости могут принять материальный облик, как мужчин, так и женщин. Ангелы за короткий промежуток времени способны преодолеть огромные расстояния и доставить весть точно по назначению.

Ангелы являются достойными рабами Аллаха, которые никогда Ему не противоречат и постоянно заняты выполнением Его указаний.

Имеются 3 вида разумных существ:

1 - Джинны: созданы из первоэлемента Огонь.
2 -  Ангелы: созданы из первоэлемента Свет.
3 -  Люди: созданы из первоэлемента Земля.

Количество ангелов известно только Всевышнему. В одном хадисе говорится, что не найти на небесах места, где бы не молились ангелы.

С существованием ангелов соглашаются даже материалисты, которые привыкли верить только в то, что видно человеческими глазами. Они называют их “иноземными существами”. Однако, ангелы имеют возможность избирательно воздействовать на зрение людей так, что из двух присутствующих один будет их видеть, а второй - нет.

Из Священного Корана мы знаем о существовании различных категорий ангелов: ангелов-хранителей, ангелов, ведущих индивидуальную хронику каждого человека, и т.д.

Смысл данного хадиса в том, что ни один человек ни на одно мгновение своей жизни не оставляется без внимания со стороны Аллаха. Поэтому, обязанность человека - достойно выполнить свое предназначение как представителя человечества в целом, свое индивидуальное предназначение и выполнять предписания Всевышнего, Который создал его в этом мире.

*****

11

Уважаемый Elion, не могли бы вы прокомментировать этот хадис?

«Как-то раз одного человека, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: „Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня“, после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» — на что он ответил: «Награда полагается за всё живое.»

Этот хадис мне привел один мой знакомый мусульманин, человек с действительно очень добрым и отзывчивым сердцем. Он сказал, что этот хадис дает ему надежду, что, возможно, за достойные поступки Аллах простит ему его грехи.
Но в такой трактовке получается, что достаточно "жить по совести". Очевидно, что это противоречит основополагающим столпам ислама, да и любых (или большинсту) религий в принципе.

Заранее прошу прощения, если мои высказывания лишены смысла. Просто я достаточно далека от этой темы, поэтому и обратилась к форуму в надежде, что мне помогут разобраться.

12

Elion написал(а):

Из Священного Корана мы знаем о существовании различных категорий ангелов: ангелов-хранителей, ангелов, ведущих индивидуальную хронику каждого человека, и т.д.

В Коране есть описанеи ангелов-хранителей? Я думала, что это только у христиан есть ангелы-хранители которые появляются у человека во время его крещения и очень было бы интересно узнать, а что по этому поводу говорит Коран. Значит некрещенные детки в Исламе тоже имеют своих ангелов?

13

Это не совсем то, что ангелы-хранители в христианстве. Ангелы-хранители в Исламе - это два ангела, которые приставляются каждому человеку с рождения. Один записывает добрые дела человека, другой - его скверные дела. Потом после смерти в день воскресения эти книги ставятся на весы. Какая книга перетянет, в такой мир человека и отправляют. Иногда их отождествляют с Накиром и Мункаром, ангелами, которые допрашивают человека в первый же день в могиле.

14

Elion, простите, мой вопрос (пост №11) сформулирован некорректно, и вы поэтому на него не ответили? Если да, то не могли бы объяснить, в чем его некорректность, чтобы я не повторяла ошибок в будущем. Или просто не заметили?

15

Ирина, прошу прощения, я каким-то образом не заметил ваш вопрос.

irina написал(а):

«Как-то раз одного человека, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: „Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня“, после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» — на что он ответил: «Награда полагается за всё живое.»

Этот хадис мне привел один мой знакомый мусульманин, человек с действительно очень добрым и отзывчивым сердцем. Он сказал, что этот хадис дает ему надежду, что, возможно, за достойные поступки Аллах простит ему его грехи.
Но в такой трактовке получается, что достаточно "жить по совести". Очевидно, что это противоречит основополагающим столпам ислама, да и любых (или большинсту) религий в принципе.

Этот хадис не противоречит постулатам ни одной веры, а напротив, только подкрепляет их. Только дело в том, что в арабской версии хадиса последняя фраза звучит так: "Да, награда будет за милосердие, проявленное ко всему живому". (от Абу Хурайры, Бухари, 3:322) Все религии и призывают к милосердию. Потом, что такое "жить по совести?" Если вы сами начнете это объяснять кому-то, наверняка скажете, что это значит поступать по справедливости, не брать чужого, честно зарабатывать, уважать старших, не проявлять жестокости к живым существам, и т.д.  Всё это и значит жить так, как нас призвал Господь, и воздерживаться от тех поступков, которые Он нам запретил. Это основополагающий закон любой веры - не только Ислама.

16

Спасибо за Ваш ответ.

"Жить по совести" - это выражение я взяла из Вашей темы "Путь Ислама".

Elion написал(а):

Есть еще одна категория людей, которая считает, что не обязательно соблюдать обряды какой- либо религии, главное - жить по совести.

Понятно, что "поступать по справедливости, не брать чужого, честно зарабатывать, уважать старших, не проявлять жестокости к живым существам, и т.д." - это хорошо с точки зрения большинства религий. Но, как правило, этого не достаточно. Не соблюдение определенных действий (например, молитва, пост) является ошибкой, грехом.

В данном хадисе сказано: "...а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)". За один хороший и благородный поступок человеку были прощены все совершенные ранее грехи. Видимо, смысл хадиса в том, чтобы призвать людей быть милосердными. Но с другой стороны, есть слова: "Да, награда будет за милосердие, проявленное ко всему живому". И награда здесь - это прощение грехов. То есть, делая добрые дела, человек как бы дает себе возможность и к совершению ошибок?

17

irina написал(а):

Не соблюдение определенных действий (например, молитва, пост) является ошибкой, грехом

Это является ошибкой. Но сама вера, молитва и другие ритуалы веры могут придти только из самостоятельного внутреннего осознания их необходимости. Если человек осознал (не "поверил", а "осознал"), что всё, что он имеет - только благодаря Всевышнему, и что он вообще жив в этот момент только благодаря Ему, то он поймет, что должен как-то выразить свою благодарность Ему за это. Молитва и есть выражение благодарности Ему. Большинство же считает, что всё, что они имеют - это результат их собствееного труда и благодарить за это никого не нужно.

С другой стороны, молитва может принять вид формального исполнения, т.е. губы что-то произносят, тело совершает положенные действия, а ум в это время - далеко (на кухне, в мечтаниях, и т.д.). Много ли толку от такой молитвы?

Человек молится не для Господа, а для своего блага.

irina написал(а):

Но с другой стороны, есть слова: "Да, награда будет за милосердие, проявленное ко всему живому". И награда здесь - это прощение грехов. То есть, делая добрые дела, человек как бы дает себе возможность и к совершению ошибок?

Я это не совсем понял - как вы пришли к такому выводу? Поэтому и не знаю, что отвечать, поскольку вопрос не понятен.

"И награда здесь - это прощение грехов" - Не обязательно. Награда может быть любой. Это Господь решает, какой именно.
Пророк, скорее всего, привел единичный пример, чтобы подчеркнуть важность проявления милосердия. Совершение доброго поступка не обязательно означает одновременное уничтожение какого-либо совершенного греха, и не дает зеленый цвет к совершению грехов.

Кто-то пошел и покаялся священнику, тот отпустил ему грехи, и человек с радостным облегчением побежал творить новые грехи - до следующей встречи со священником - это натуральный бред. Пойти и покаяться в грехах означает, что покаяние само по себе несомненно зачтется, но не дает гарантии прощения грехов.

18

Elion написал(а):

Я это не совсем понял - как вы пришли к такому выводу? Поэтому и не знаю, что отвечать, поскольку вопрос не понятен.

Даже не смотря на то, что не совсем поняли вопрос, дали такой ответ, который помог мне разобраться.

Elion написал(а):

Пророк, скорее всего, привел единичный пример, чтобы подчеркнуть важность проявления милосердия. Совершение доброго поступка не обязательно означает одновременное уничтожение какого-либо совершенного греха, и не дает зеленый цвет к совершению грехов.

То есть нельзя воспринимать приведенный пример как правило и делать на основе этого правила определенные логические выводы. Может быть так, а может по другому. Как решит Господь.

Elion написал(а):

Награда может быть любой.

Когда я прочитала эти слова, у меня появился новый вопрос. А какой еще может быть награда, кроме прощения грехов?

19

irina написал(а):

То есть нельзя воспринимать приведенный пример как правило и делать на основе этого правила определенные логические выводы

Определенный, логический вывод: за добрый поступок человек всегда получает награду. За скверный - наказание. Как в этом мире, так и в другом.

irina написал(а):

А какой еще может быть награда, кроме прощения грехов?

Бесчисленное количество. Иногда можно даже не знать о том, что вас наградили. В окно выбросили утюг, но он упал в двух метрах от вас; вы должны были отправиться на электричке, но "случайно" не отправились, а там был произведен теракт, причем эпицентр взрыва - именно там, где вы любите сидеть; вы нашли то, что так долго искали; вы выздоровели; вы встретили доброго и милого человека; вы, наконец-то, устроились на работу; ....

Это только награды этого мира.

20

В хадисах сказано: "Воистину, дела оцениваются по намерениям".

Объясняются эти слова обычно на примерах такого рода: человек принял душ, выполнив все необходимые действия для совершения омовения, но намерения совершать омовение он не имел. Мотивация к этим действиям была другая, значит, и сами действия омовением не являются.

С этим все понятно. А вот относится ли это к таким ситуациям, как, например, кто-то совершает поступок с намерением помочь другому человеку, но в результате этот поступок приносит вред вместо пользы? Ведь такое часто бывает в жизни, и всем известна крылатая фраза, что "благими намерениями вымощена дорога в ад".

Можно ли к данной ситуации применять приведенное выше высказывание Пророка и говорить о том, что если у человека не было намерения навредить, а было намерение помочь, то его поступок не оценивается как плохой независимо от его последствий?