Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вопросы, касающиеся хадисологии и Сунны Пророка

Сообщений 21 страница 40 из 49

21

Хороший вопрос, я тоже хочу услышать на него ответ мудрецов,но мне кажется, это правило действует в любом случае! Поступок будет оценен по благому намерению.

22

Olga80 спрашивала:
"В Коране есть описанеи ангелов-хранителей? Я думала, что это только у христиан есть ангелы-хранители которые появляются у человека во время его крещения и очень было бы интересно узнать, а что по этому поводу говорит Коран. Значит некрещенные детки в Исламе тоже имеют своих ангелов?"

Вот что я нашла в Коране по этому поводу: " Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по велению Аллаха. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него" (13:11)

Irina спрашивала:
"В хадисах сказано: "Воистину, дела оцениваются по намерениям".
Объясняются эти слова обычно на примерах такого рода: человек принял душ, выполнив все необходимые действия для совершения омовения, но намерения совершать омовение он не имел. Мотивация к этим действиям была другая, значит, и сами действия омовением не являются.
С этим все понятно. А вот относится ли это к таким ситуациям, как, например, кто-то совершает поступок с намерением помочь другому человеку, но в результате этот поступок приносит вред вместо пользы? Ведь такое часто бывает в жизни, и всем известна крылатая фраза, что "благими намерениями вымощена дорога в ад".
Можно ли к данной ситуации применять приведенное выше высказывание Пророка и говорить о том, что если у человека не было намерения навредить, а было намерение помочь, то его поступок не оценивается как плохой независимо от его последствий?"

Действительно, воспользовавшись словами: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям”, люди начали коверкать их смысл и оправдывать им свое любое отступление от Ислама. Так, совершив какой-то поступок, выходящий за рамки шариата, Корана и сунны люди с легкостью говорят: “но у меня же хорошее намерение, так что ничего плохого нет”. Все это является грехом и запрещенным.
Однажды к имаму Ханифе подошел человек и сказал: “ О ученый, я украл 10 яблок с благим намерением помочь ради Аллаха бедному. Я эти яблоки отдал нищему. Воистину я за это получу всего 1 грех, как за воровство, но зато 9 наград, как за хорошее намерение и саадака.”
Имам абу Ханифа ответил: “Ты не получишь ни одной награды, но 10 грехов. Твое намерение не принимается” (хадис по которому преподают фикх в иорданском институте Ислама)
Все наши действия должны быть строго по Корану и сунне.
Что касается случаев, когда человек искренне намеревается сделать что-то хорошее, но в результате его действий по независимым от него причинам получилось что-то плохое, то это не будет считаться грехом для него. В Коране есть аят: " Воистину, твой Господь прощает и милует тех, кто совершил злодеяние по незнанию, но после этого раскаялся и исправил содеянное" (16:119)

И напоследок ещё о намерениях и наградах.
Пророк Мухаммад сказал: «Ваш великий и могучий Господь – самый Милосердный. Если кто-либо вознамерится совершить праведный поступок, но не совершит его, то это зачтется ему как благодеяние. Если же он совершит его, то его награда увеличится от десяти до семиста раз и даже более. Если кто-либо вознамерится совершить скверный поступок, но не совершит его, то это также зачтется ему как благодеяние. А если он совершит его, то это зачтется ему как одно злодеяние или же Аллах простит его»

Может быть я не совсем верно истолковала смыслы аятов Корана и хадисов, но это моё мнение по данной теме. Надеюсь, кто-то более знающий добавит ясности в этом вопросе.

Кстати, я так же, как и Ирина, задалась вопросом о прощении грехов после того, как прочитала о Хадже, что после него АЛЛАХ прощает мусульманину все прежние грехи и человек как-бы начинает жизнь " с чистого листа". Я начала расспрашивать мужа: если это так, то зачем тогда людям вести праведную жизнь, если можно просто совершить хадж в старости и остаток жизни прожить уже безгрешно и собираться в Рай??? Он мне ответил на это: во-первых, никто не даёт гарантий, что человек не умрет до хаджа, и тогда никакого прощения грехов ему не будет, а во-вторых, АЛЛАХ знает, что у нас в сердцах, и если человек думает таким образом, то рассчитывать на Божью милость ему не стоит. Вот как-то так.

23

JuliaA написал(а):

Кстати, я так же, как и Ирина, задалась вопросом о прощении грехов после того, как прочитала о Хадже, что после него АЛЛАХ прощает мусульманину все прежние грехи и человек как-бы начинает жизнь " с чистого листа".

Я так же слышала от мужа, что так же все грехи прощаются когда человек принимает Ислам, все что ранее человек делал искупается стоит произнести шахаду и искренне поверив в Аллаха? Почему то мне в это не верится, неужели если какой нибудь маньяк убийца на чьем счету жизни людей в итоге раскается и примет Ислам, он попадет в рай? :huh:

24

Olga80 написал(а):

грехи прощаются когда человек принимает Ислам, все что ранее человек делал искупается стоит произнести шахаду и искренне поверив в Аллаха?

“Кто принимает Ислам исключительно ради Аллаха, не будет подвержен отчёту (за прошлое), но тот, кто делает это по некоторой другой причине, будет ответственен за грехи, совершённые и до принятия Ислама, и после.” (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслима)
То есть, если человек принимает Илам искренне ради Аллаха, даже самые тяжкие грехи будут прощены, даже убийство. Ведь Аллах - Милостивый и Прощающий. И еще: не каждое сердце способно открыться для Ислама. Этот дар даётся только по Воле Аллаха.

25

Maryam2010 написал(а):

То есть, если человек принимает Илам искренне ради Аллаха, даже самые тяжкие грехи будут прощены, даже убийство.

То что Ислам должен приниматься искренне, а не как уловка, дабы уйти от праведного наказания это естественно, мы можем обманывать самих себя и других людей, но от Бога наши намеренья не скроешь. Но ведь не редкость, когда люди совершившие преступление и отбывая наказание в местах лишения свободы начинают верить в Бога, получается перед Богом нет разницы между человеком который всю жизнь был праведным мусульманином и жил по шариату  и преступником ставшим мусульманином после совершения своих преступлений. А как же наказание? Так же мне муж говорил, что Аллах может простить наши грехи перед ним (как не совершенная молитва, не ношение хиджаба), но вот преступления перед другими существами (люди, животные, все живое) ... прощение мы должны просить у них, тогда получается не все грехи прощаются нам когда мы свершаем хадж или принимаем Ислам. И вот это мне почему то кажется более справедливым. :dontknow:

Отредактировано Olga80 (2010-08-04 04:25:15)

26

عن خالد بن الوليد رضي الله عنه قال : جاء أعرابي إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال : يا رسول الله : جئت أسألك عما يغنيني في الدنيا والآخرة فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : سل عما بدا لك . قال : أريد أن أكون أعلم الناس . فقال : صلى الله عليه وسلم إتق الله تكن أعلم الناس . قال : أريد أن أكون أغنى الناس . فقال : صلى الله عليه وسلم : كن قانعاً تكن أغنى الناس . قال : أريد أن أكون أعدل الناس . فقال صلى الله عليه وسلم : أحب للناس ما تحب لنفسك تكن أعدل الناس . قال : أحب أن أكون خير الناس . فقال صلى الله عليه وسلم : كن نافعاً للناس تكن خير الناس . قال : أحب أن أكون أخص الناس إلى الله . فقال صلى الله عليه وسلم : أذكر الله تكن أخص الناس إلى الله . قال : أحب أن يكمل إيماني . فقال صلى الله عليه وسلم : حسن خلقك يكمل إيمانك . قال : أحب أن أكون من المحسنين . فقال صلى الله عليه وسلم : اعبد الله كأنك تراه وإن لم تكن تراه فأنه يراك تكن من المحسنين . قال : أحب أكون من المطيعين . فقال صلى الله عليه وسلم : أد فرائض الله تكن من المطيعين . قال : أحب أن ألقى الله نقياً من الذنوب . فقال صلى الله عليه وسلم : اغتسل من الجنابة متطهراً تلقى الله نقياً من الذنوب . قال : أحب أن احشر يوم القيامة في النور . فقال صلى الله عليه وسلم : لا تظلم أحداً تحشر يوم القيامة في النور . قال : أحب أن يرحمني ربي يوم القيامة . فقال صلى الله عليه وسلم : ارحم نفسك وارحم عبادك يرحمك الله يوم القيامة . قال : أحب أن تقل ذنوبي . فقال صلى الله عليه وسلم : أكثر من الاستغفار تقل ذنوبك . قال : أحب أن أكون أكرم الناس . فقال صلى الله عليه وسلم : لا تشكو من أمرك إلى الخلق تكن أكرم الناس . قال : أحب أن أكون أقوى الناس . قال صلى الله عليه وسلم : توكل على الله تكن أقوى الناس . قال : أحب أن يوسع الله في الرزق . قال صلى الله عليه وسلم : دم على الطهارة يوسع الله عليك في الرزق . قال : أحب أن أكون من أحباب الله ورسوله . قال صلى الله عليه وسلم : أحب ما احبه الله ورسوله تكن من أحبابهم . قال : أحب أن أكون آمناً من سخط الله يوم القيامة . قال صلى الله عليه وسلم : لا تغضب على أحد من خلق الله تكن آمناً من سخط الله يوم القيامة . قال : أحب أن تستجاب دعوتي . قال صلى الله عليه وسلم : اجتنب أكل الحرام تستجاب دعوتك . قال : أحب أن يسترني الله يوم القيامة . قال صلى الله عليه وسلم : استر عيوب إخوانك يسترك الله يوم القيامة . قال : ما الذي ينجي من الذنوب ؟ أو قال : من الخطايا ؟ قال صلى الله عليه وسلم : الدموع والخضوع والأمراض . قال : أي حسنة أعظم عند الله تعالى ؟ قال صلى الله عليه وسلم : حسن الخلق والتواضع والصبر على البلاء . قال : أي سيئة أعظم عند الله تعالى ؟ قال صلى الله عليه وسلم : سوء الخلق والشح المطاع . قال : ما الذي يسكن غضب الرب في الدنيا والآخرة ؟ قال صلى الله عليه وسلم : الصدقة الخفية وصلة الرحم . قال : ما الذي يطفئ نار جهنم يوم القيامة ؟ قال صلى الله عليه وسلم : الصبر في الدنيا على البلاء والمصائب .
رواه أحمد بن حنبل .

Халид ибн Валид, пусть будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пришел бедуин (кочевой араб), и обратившись к нему сказал: «О, Посланник Аллаха, я пришел к тебе спросить о том, что принесет мне пользу в этой и загробной жизни?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: – «Спрашивай о том, что тебя волнует». И тот спросил:

– «Я хочу быть самым знающим человеком».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

- «Будь богобоязливым, станешь самым знающим человеком».

– «Я желаю быть самым богатым человеком».

- «Будь довольствующимся малым, станешь самым богатым человеком».

– «Я хочу быть самым справедливым человеком».

- «Желай для людей то, что желаешь для себя, будешь самым справедливым человеком».

– «Я хочу быть наилучшим человеком».

- «Будь полезным для людей, станешь наилучшим из людей».

– «Я хочу быть особым перед Аллахом».

- «Упоминай Аллаха много, станешь особым перед Аллахом».

– «Я желаю, чтобы усовершенствовалась моя вера в Аллаха».

- «Улучши свой нрав, усовершенствуется твоя вера в Аллаха».

– «Я желаю быть из числа усиленно служащих Аллаху».

- «Служи Аллаху так, как будто ты Его видишь, хоть ты Его и не видишь. Ведь, поистине, Он тебя видит».

– «Я желаю быть из числа послушных рабов Аллаха».

- «Исполняй обязанности, возложенные Аллахом на тебя, будешь из числа послушных рабов Его».

– «Я желаю воскреснуть в Судный День озаренным светом».

- «Не угнетай себя и не угнетай других, воскреснешь в Судный день озаренным светом».

– «Я желаю, чтоб мой Господь смилостивился надо мной в Судный День».

- «Смилуйся над собой и смилуйся над Его рабами, и смилуется над тобой Господь в Судный день».

– «Я желаю, чтобы мои грехи стали меньше».

- «Постоянно проси прощения своих грехов, и станут твои грехи меньше (т. е. говори Астагфируллах)».

– «Я желаю быть самым уважаемым человеком».

- «Не говори людям никогда о своих проблемах, и будешь самым уважаемым человеком».

– «Я желаю быть самым сильным человеком».

- «Уповай на Аллаха, будешь самым сильным человеком».

– «Я желаю, чтобы Аллах увеличил мой земной удел (ризки)».

- «Будь постоянно чистым и в состоянии омовения, и увеличит Аллах твой земной удел».

– «Я желаю быть из числа любимцев Аллаха и Его Посланника».

- «Полюби то, что любят Аллах и посланник Его, и будешь из числа их любимцев».

– «Я желаю быть в безопасности от гнева Аллаха в Судный день».

- «Не гневайся ни на кого из созданий Аллаха, и будешь в безопасности от гнева Аллаха в Судный день».

– «Я желаю, чтобы моя мольба (ду‘а) принималась Аллахом».

- «Остерегайся употреблять запрещенное (харам), и примет Аллах твою мольбу».

– «Я желаю, чтобы мой Господь не опозорил меня перед всеми в Судный день».

- «Сохрани свой половой орган от «зина» (недозволенные, внебрачные половые отношения), и твой Господь не опозорит тебя перед всеми в Судный день».

– «Я желаю, чтобы мой Господь не огласил мои грехи в Судный день».

- «Не разглашай недостатки своих братьев, и не огласит твой Господь грехи твои в Судный день».

– «Что оберегает от грехов (или проступков)?»

- «Это слезы, покорность Аллаху и болезни».

– «Что из хорошего предпочтительнее для Аллаха?»

- «Благой нрав, простота и терпение при бедах».

– «Что из плохого отвратительнее для Аллаха?»

- «Плохой нрав, и следование за своей алчностью».

– «Что смягчает гнев Аллаха в этой и загробной жизни?»

- «Милостыня, поданная тайно, и поддержка родственных отношений».

– «Что тушит огонь Ада в Судный День?»

- «Терпение при всех бедах и несчастьях в этой жизни»».

Хадис привел имам Ахмад ибн Ханбаль

Отредактировано Maryam2010 (2010-08-06 11:06:46)

27

Спасибо, Мариам, очень хороший хадис! Кладезь мудрости!

28

Когда его впервый раз прочитала, тоже многое прояснилось для меня.
Еще несколько хадисов, о Рамадане и посте в этом месяце.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 38, Муслим 760.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Совершение пяти обязательных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста от Рамадана к Рамадану, искупают грехи, совершенные между ними, если только не было среди них тяжких грехов». Муслим 233.

Сообщается со слов Сахля, что посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешенья будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: “Где соблюдавшие пост?” – и они выйдут вперед, и кроме них не пройдет через эти врата никто. Когда же они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдет» аль-Бухари 1896, Муслим 1152.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Нет такого раба божьего из тех, кто постился хотя бы один день ради Аллаха, кто не был бы за это отдален Аллахом от огня на семьдесят харифов» Аль-Бухари (35/6), Муслим (1153).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха говорил: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. Аллах Всевышний говорит: «За исключением поста, ибо поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!» Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая – при встрече с его Господом. И поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!» Муслим 1151.

Отредактировано Maryam2010 (2010-08-10 17:53:05)

29

И еще в продолжение темы Рамадана.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося. которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося». Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге «Таргиб и Тархиб» 2\146;

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние 10 дней поклонялся так, как никогда не поклонялся в обычное время». Хадис приводится в Сборнике Муслима № 1175

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил». Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155

30

Передается от Абу Аюба аль-Ансари, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года». Муслим 1164.

Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост непрерывно, и однажды один человек из мусульман сказал ему: “Но ты ведь ты постишься так, о посланник Аллаха!” Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня». Когда же некоторые люди отказались прекратить поститься непрерывно, пророк стал поститься непрерывно вместе с ними, не разговляясь сначала один день, потом еще один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда пророк сказал: «Если бы он появился позже, я бы добавил вам», – имея в виду, что это послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься”. аль-Бухари 1965, Муслим 1103.

А вот еще хадис, на другую тему, правда.
‏عن النبي ‏ ‏صلى الله عليه وسلم ‏ ‏يرويه عن ربه قال ‏ ‏إذا تقرب العبد إلي شبرا تقربت إليه ذراعا وإذا تقرب مني ذراعا تقربت منه ‏ ‏باعا ‏ ‏وإذا أتاني مشيا أتيته هرولة
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Аллах Всевышний говорит: « Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»
(Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи)

31

Совершение таравиха – ночных молитв в Рамадане – является сунной, как для мужчин, так и для женщин. Молитва-таравих совершается в виде отдельных молитв по два рак’ата после совершения обязательной ночной молитвы (‘иша) и до совершения молитвы-витр. Разрешается совершить её и после молитвы-витр, однако это считается оставлением того, что более предпочтительно. Допустимое для её совершения время заканчивается с завершением ночи.

Сообщается со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – побуждал людей к выстаиванию ночных молитв в Рамадане, однако он не повелевал это в категоричной форме. Он говорил: «Кто выстоит [ночные молитвы] в Рамадан искренне и с верой, тому будут прощены все его прежние грехи!» (аль-Бухари, Муслим и др.).

Также передают как ‘Аиша рассказывала: «Однажды Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – совершил молитву в мечети, и вместе с ним помолилось большое количество людей. На следующий день он также совершил молитву, и людей уже было больше. Но когда люди собрались в третью ночь, он не вышел к ним, а утром сказал: “Я видел то, что вы сделали. Я не вышел к вам только из опасения, что эта молитва станет для вас обязательной”, – и это было в Рамадане» (аль-Бухари, Муслим и др.).

Ибн Кудама говорит: «Ахмад сказал: “В ночных молитвах в Рамадане, а особенно в короткие ночи (летом, например), следует читать из Корана столько, сколько не доставляет людям затруднений”. Аль-Кади сказал: “Желательно прочитать за месяц в ночных молитвах не меньше, чем один раз весь Коран, чтобы люди смогли услышать Коран целиком, но и не больше этого, чтобы не создавать для людей неудобства.

32

В первый день Рамдана я пошла со своей свекровью в мечеть на таравих - хотела узнать, что это такое. Для меня, как новообращенной мусульманки, все интересно, все ново. Пришло много народу, несмотря на то, что мечеть небольшая. Понравилось чувство общности, причастности к чему-то сокровенному, когда совершаешь коллективный намаз, когда слышишь как имам читает Коран. Мы сделали 21 ракат в тот первый день! Трудновато, конечно, но с небольшими перерывами и возможностью попить воду - вполне приемлемо. Свекровь и другие пожилые женщины совершали намаз сидя. Кстати, было много молодых девушек, с некоторыми я даже немного пообщалась. В общем, после этого я еще 3 раза была на молитве таравих, правда все последующие состояли уже из 9 ракатов. Потараюсь сходить еще несколько раз, чувствую, что мне это нужно...

33

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Первая треть месяца Рамадан - милость Аллаха, вторая - прощение грехов, последняя треть - избавление от Огня Ада».

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моим последователям дарованы пять особенностей в рамадане, которые не были дарованы предыдущим общинам: неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем благоухание мускуса; ангелы молят прощения для них вплоть до разговения; каждый день Аллах украшает Свой Рай и говорит: «Близко то время, когда праведные рабы Мои сбросят с себя бремя тягот и беспокойства и устремятся сюда»; мятежных дьяволов заковывают в оковы, и они не могут делать того, что они делают в другое время; и постящиеся удостаиваются прощения в последнюю ночь». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это – ночь предопределения?» Он ответил: «Нет, просто труженик получает свою награду сполна, когда завершает начатое дело».

898. (1946). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” (Люди) ответили: “Он постится”, (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пост во время путешествия не от благочестия”». Сахих аль-Бухари

899. (1947). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мы часто находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося». Сахих аль-Бухари

900. (1952). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких». Сахих аль-Бухари

901. (1953). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост вместо неё?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Да”, и он сказал (также): “Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!”». Сахих аль-Бухари

Отредактировано Maryam2010 (2010-08-29 15:15:11)

34

III. ТЕКСТ ХАДИСОВ И ЦЕПЬ ЕГО ПЕРЕДАТЧИКОВ

Матн и иснад

Текст хадиса обозначается термином متن - матн, а цепь передатчиков хадиса от последнего до первого человека, который услышал его от Пророка, называется إسناد – иснад - "опора; доказательство; источник". Иснад перед текстом хадиса выглядит примерно следующим образом: "Передал мне такой-то от такого-то, которому сообщил такой-то…"

Текст хадиса может казаться логичным и рациональным, но для того, чтобы на него можно было опираться при принятии решений по тому или иному вопросу, необходимо, чтобы у него был достоверный иснад от надежных передатчиков. Абдулла ибн аль-Мубарак, один из известных учеников Бухари, сказал:

"Иснад – это часть веры: если бы не иснад, каждый говорил бы то, что ему вздумается".

Исламские ученые тщательно проверяли текст и иснад каждого хадиса. Этот раздел в науке хадисов называется علم الجرح و التعديل - ğильм аль-джарх ва-т-таğди:ль – "наука отвода и подтверждения".

Передатчик хадиса обозначается словом راوي – рави. При жизни Пророка и после его смерти сподвижники, цитируя его высказывания, ссылались напрямую на него. Последователи сподвижников уже цитировали Пророка через сподвижников, а некоторые иногда пропускали имя сподвижника, от которого они услышали хадис (позднее такие хадисы стали называть хадисами-мурсаль). Было обнаружено, что отсутствующее звено между последователем и Пророком могло включать в себя одного человека (то есть сподвижника) или двух людей – вторым человеком мог оказаться более старый последователь, который услышал хадис от сподвижника. Так появилась необходимость в проверке иснада. Имам Малик сказал:

"Первым человеком, который применил иснад, был ибн Шихаб аз-Зухри".

Другой важной причиной было появление ложных хадисов-маудуг. 

Устанавливалась личностная характеристика каждого передатчика: не допускал ли он лжи в своих высказываниях, не было ли в его жизни отклонений от постулатов Ислама, как к нему относились другие верующие, сам ли он слышал или видел то, о чем он сообщает, или услышал от другого человека. Если он услышал хадис от другого человека, ученые выясняли, достоин ли доверия этот другой человек. Хадис принимался только после того, как все его передатчики оказывались достойными доверия. После такого тщательного изучения личности каждого передатчика данного хадиса этот же хадис сравнивали с другими похожими хадисами, и смотрели, нет ли каких-либо расхождений в тексте этих хадисов. Если расхождений в тексте и иснаде хадисов было много, то хадис признавался слабым или вообще отвергался. При этом давали подробное обоснование причин, почему данный хадис отвергается или является слабым.

Таким образом, установление надежного текста и иснада хадисов защищало их от фальсификации и лжи.

*****

35

Понравился хадис, который содержит дуа
النبي صلى الله عليه وسلم قال :
اللهم إني أسألك فعل الخيرات وترك المنكرات ، وحب المساكين ، وأن تغفر لي وترحمني ، وإذا أردت فتنة في قوم فتوفني غير مفتون، وأسألك حبك ، وحب من يحبك ، وحب عمل يقرب إلى حبك

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « О, Аллах, прошу Тебя (стремления) к совершению добрых дел и отказа от плохих дел (хитрости), любить бедных, и чтобы Ты простил меня и смиловался надо мной..........И прошу у Тебя Твоей любви и любви тех, кто Тебя любит, и любви к делам, которые приближают меня к Твоей любви ».
Вот эту фразу не смогла перевести: وإذا أردت فتنة في قوم فتوفني غير مفتون،
Если кто-то знает перевод, помогите, пожалуйста.

36

وإذا أردت فتنة في قوم فتوفني غير مفتون، - "И если Ты обнаружишь смуту среди народа, то забери мою жизнь как не поддавшегося смуте"

37

Еще один хадис-дуа
" اللهم بعلمك الغيب وقدرتك عَلَى الخلق ، أحيني ما كانت الحياة خيراً لي ، وتوفني إذا كانت الوفاة خيراً لي ، اللهم إني أسألك خشيتك في الغيب والشهادة ، وأسألك كلمة الحق في الغضب والرضى ، وأسألك القصد في الغنى والفقر ، وأسألك نعيماً لا ينفد ، وقرة عين لا تنقطع ، وأسألك الرضى بعد القضاء ، وأسألك برد العيش بعد الموت ، وأسألك لذة النظر إِلَى وجهك الكريم ، والشوق إِلَى لقائك في غير ضراء مضرة ، ولا فتنة مضلة ، اللهم زينا بزينة الإيمان ، واجعلنا هداة مهتدين " .
(1288النسائى)
О, Аллах, знающий обо всём скрытом (невидимом) и имеющий власть над всем, что Ты создал! Xрани мою жизнь, если моя жизнь будет полезной для меня, и упокой меня, если моя смерть будет полезной для меня; о, Аллах, прошу у Tебя богобоязненности (покорности перед Тобой) в скрытом и явном; прошу у Тебя (говорить) справедливое слово в гневе и в довольстве; прошу у Тебя избегать расточительности (соблюдать экономию) в бедности и в богатстве; прошу у Тебя блаженства, которое не заканчивается (Рай); прошу радости ,которая не прервется; прошу довольства после смерти; прошу ответа жизни после смерти; прошу у Тебя радости увидеть Милость Твою; стремления к встрече с Тобой без горести и вреда, без разногласий (смуты) сбивающей с Истинного Пути; о, Аллах, облачи нас украшением Имана (веры) и сделай нас руководством, ведущим к Истине. (

Исправьте, пожалуйста, ошибки, если есть. Затруднение вызвала фраза: في غير ضراء مضرة

38

في غير ضراء مضرة - не причинив вреда (другим) и без вредя для себя

39

ХАДИСЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

1.

طُبِيَ لِمَنْ تَواضَعَ في غَيْرِ مِنْقَصَةِ واذْلِ نَفْسِهِ في غيرِ مَسْكَنَةِ وامْفَقَ مِن مالِ جَمْعِهِ في غيرِ مَعْصِيَة وخالطَ أهْلَ الفِقْهِ الحِكْمَة ورَحِمَ أهْلَ الذُّلِّ والْمَسْكَنَ. طُبِيَ لِمن ذَلَّ نَفْسَهُ وطابَ كَسَبَهُ وحُسِنَتْ سَريرَتَه. وكَرِمَتْ علي نِيَّاتِهِ وعَزَلَ عَنِ النَّاسِ شَرَّهُ. طُبِيَ لِمن عَمِلَ بِعِلْمِه وانْفَقَ الْفَضْلَ من مالِهِ وامْسَكَ الْفَضْلَ مِن قَوْلِه.

"Блажен смиренный без унижения, смиривший гордыню без потери достоинства, кто тратил добро свое, нажитое праведным трудом, на дела благие и предпочитает общество обладателей знания и мудрости! Блажен милосердный к бедным и униженным, кто по чистоте души своей смирил свое "я" и занимался честным трудом, у кого прекрасны и сердце и внешний вид, кто держит гнев свой подальше от людей! Блажен тот, кто построил жизнь на основе приобретенных знаний, расходовал излишки богатства на то, на что следует, и не тратил слова впустую!"

2.

كَفّْ شَرِّكَ عَنِ النَّاسِ فَإنَّهُ صَداقَة.

"Воздержись от зла людям - и это будет милостыней им с твоей стороны".

3.

كُلُّ مَعْروفٌ صَداقَةٌ ومِنَ الْمَعْرُوفِ أنْ تَلْقِي أخاكَ بِوَجْهٍ طَلْقٍ وإنَّ تَفَرَّعَ دَلْواكَ في إناءِ أخيك.

"Всякое добро - оказание милости. Поистине, добро - если встречаешь ближнего твоего с открытым лицом, и добро - если помог налить в ведро ближнего воды из колодца".

4.

فَعْلُ الْمَعْرُوفِ يَقِي مَصارِعَ السُّوءِ.

"Совершение добра предохраняет от попадания в гибельные места зла".

5.

غَيْرُ الدَّجَّالِ علي اُمَّةِ الائِمَةِ الْمُضَلِّين.

"Для моей общины страшнее Антихриста -  заблудшие имамы".

6.

خَيْرُ النَّاسِ مَنْ طالَ عُمْرُهُ وحَسُنَ عَمَلُهُ وشَرُّ النَّاسِ مَن طال عمره وسَاءَ عَمَلُه.

"Лучшие из людей - прожившие долго и в делах добрых; худшие из людей - прожившие долго в делах злых".

7.

اتقوا النَّارَ ولَوْ بِشَقِّ تَمْرَة فَإنْ لَمْ تَجِدْ فَبِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ.

"Остерегайтесь адского огня, хотя бы дав (нуждающемуся) половинку инжира. Если не можете найти, то - словом добрым".

40

Классификация хадисов

С течением времени в каждом иснаде появлялись имена все новых и новых передатчиков, так что ситуация требовала появления строгой дисциплины для принятия хадисов. Правила, управляющие  такой дисциплиной, называются مستلح الحديث  - мустэлэх аль-хади:s – "классификацией хадисов". В разных источниках приводится разная классификация хадисов, но в целом, их можно разделить на следующие виды (подробное объяснение каждого из них мы приведем дальше в этой книге):

1. Хадисы в соответствии со ссылкой на определенный авторитет, например, на Пророка , сподвижника или на последователя. Такие хадисы называются соответственно марфуг, маукуф  и мактуг.

2. Хадисы в соответствии с отсутствием или неотсутствием  звеньев в цепи иснада: муснад, муттасиль, мункатиг, мугалляк, мугдаль и мурсаль.

3. Хадисы по количеству передатчиков на каждой стадии хадиса: мутаватир и ахад. Хадисы-ахад дальше подразделяются на подвиды: гариб, газиз и машхур.

4. Хадисы в зависимости от того, каким образом они были переданы: мудалляс и мусальсаль.

5. Хадисы в зависимости от состояния текста и иснада: например, с добавлением от надежного передатчика или с возражением со стороны менее авторитетного передатчика (хадисы-шазз). В некоторых случаях, текст, содержащий грубое высказывание, неразумное примечание или явно ошибочное утверждение, отбрасывается учеными сразу без рассмотрения надежности иснада. Если выражение или утверждение добавлено в текст передатчиком, то такой хадис называется хадисом-мудрадж.

6. Хадисы со скрытым дефектом в иснаде или в тексте: мугалляль, маклуб, музтариб.

7. Хадисы в соответствии с надежностью и с хорошей памятью передатчиков. Конечное решение по хадису зависит в основном именно от этого фактора, и, исходя из него, хадисы могут быть достоверными, хорошими, слабыми или ложными.

Хадисы мутаватир и ахад

В зависимости от того, каким образом  хадисы дошли до нас, они делятся на следующие виды:

1.  متواتر- мутаватир – “следующие друг за другом; последовательные” - широко известные хадисы, передаваемые многими передатчиками с одним и тем же текстом. Например, хадис:

مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّداً فَيَتَبُوءَ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ.

"Пусть тот, кто сознательно будет возводить на меня ложь, займет свое место в аду".

Этот хадис совершенно одинаково и последовательно друг за другом передают более 70 передатчиков.

Мутаватирами также называют хадисы, имеющие между собой что-либо общее: общую тему, общий смысл, и т.д.

2.  أحد - ахад – "единичные", т.е., хадисы, которые передаются небольшим количеством людей. Такие хадисы в свою очередь подразделяются на следующие категории:

а)  مشهور - машhу:р – "известный" - если хадис передается тремя и более передатчиками.
б)   غزيز – гази:з – "редкий" - если хадис передают двое передатчиков.
в)   غريب- гари:б -  "неизвестный" - если хадис передает только один человек.