У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Уроки авестийского языка

Сообщений 21 страница 40 из 42

21

Упражнение

Выполните правила сандхи:

Ti + Iz «конечно»
atxu + una «сказанное в подтверждение»
ati + apa «подошедший»
acsa + iriAn «и женщина»
e + uhMa «миру»
i + vrvz «быть старым»
ani + atazvrv «серебряный»
atxu + arf «изрекать»

22

Согласные сандхи

Если при образовании словоформы соприкасаются две согласные, они в некоторых случаях претерпевают преобразования.
Рассмотрим некоторые из них.

1. Спирантизация.
а) Если к взрывному заднеязычному, палатальному или губному прибавляется сонорный m/n/r, то он изменяется во фрикативный следующим образом:

смотрим
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

б) Если к взрывному заднеязычному или палатальному прибавляется глухой C/t, то он оглушается и изменяется во фрикативный:

смотрим
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

в) Аналогичным образом губные спирантизируются перед C:
Cf = C + b/p

Напротив, в отличие от остальных иранских перед t губные не спирантизируются (NB!):
tp = t + b/p

Примеры
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Отредактировано Saraxs (2009-12-13 17:13:13)

23

г) Если к взрывному переднеязычному t прибавляется сонорный m/n/y/w/r, он спирантизируется:
q < - t
Примечание: для d правила спирантизации не отличаются регулярностью и не зависят от следующих за ним сонорных.

примеры
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

д) Если за любой зубной следует t, то она переходит в s.
Если за любой зубной следует D или d, то она переходит в z
ts = t + D/d/q/t/T
Dz/dz = D/d + D/d/q/t/T

примеры
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Замечание.
Одна из характерных черт языка Гат заключается как раз в отличиях спирантизации. Так, правило а) для звонких согласных в Гатах не действует – argu, в правиле б) наблюдается не оглушение, а наоборот озвончение всей группы – aDxu и Advgoa,  зачастую озвончение наблюдается и в правиле д) Adzad = at + dad. Данная черта сближает язык Гат с восточноиранскими.

Отредактировано Saraxs (2009-12-13 20:38:12)

24

Сарахс, спасибо за уроки. Лично я с вами, только плетусь очень тихо... А тут еще вижу, что сандхи в авестийском имеется... опять орфографическая хирургия предстоит.

Не могу найти клавишу для буквы, которая "весьма редкий звук, представляющий собой смягченный вариант предыдущего, фактически среднеязычный, наподобие персидского ng"...

25

Elion написал(а):

Не могу найти клавишу для буквы, которая "весьма редкий звук, представляющий собой смягченный вариант предыдущего, фактически среднеязычный, наподобие персидского ng"...

Это знак вопроса ?

Elion написал(а):

А тут еще вижу, что сандхи в авестийском имеется... опять орфографическая хирургия предстоит.

Спешу вас обрадовать, внешних сандхи в авестийском фактически нет :) А внутренние нужны для понимания процессов словобразования и словоизменения, так что зубрить их ни к чему, к наглядной их иллюстрации мы перейдём, когда дойдём до соответствующих тем словобразования и словоизменения.

26

Saraxs написал(а):

Это знак вопроса

Спасибо, Сарахс. А я думал, знак вопроса - он и в древнем Иране знак вопроса, и вообще не обращал на него внимания.

27

Продолжение урока 3
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Отредактировано Saraxs (2009-12-14 12:02:43)

28

Как я понял, выражаясь санскритским языком, есть повышение в степени гуна и вриддхи внутри слов. А если на стыке двух полноценных  слов (без префиксов и суффиксов)? Происходит ли тут сандхи?

29

Elion написал(а):

Как я понял, выражаясь санскритским языком, есть повышение в степени гуна и вриддхи внутри слов.

Да, этому будет (по воле Господа) посвящён третий урок.

Elion написал(а):

А если на стыке двух полноценных  слов (без префиксов и суффиксов)? Происходит ли тут сандхи?

Практически нет. Я это оговорю ещё.

30

Продолжение урока 3
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Отредактировано Saraxs (2009-12-14 16:16:02)

31

Продолжение урока 3
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Отредактировано Saraxs (2009-12-14 15:45:46)

32

Урок 3. Корни и его ступени

Корень, основной элемент слова, в авестийском языке всегда односложен, то есть содержит одну гласную. Число согласных в корнях может колебаться от нуля до четырёх, причем перед гласной корня может быть три согласных, если первая s, а после гласной – две. Большая часть корней является глагольными, то есть предполагает прямое образование от себя соответствующего глагола. В качестве имён корни обычно осложняются различными аффиксами, но возможны и корневые имена без аффиксов.

Примеры корней
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Отредактировано Saraxs (2009-12-15 20:51:55)

33

Ступени корня.

Слогообразующая гласная корня имеет ступени три ступени чередования. Помимо первой ступени, называемой также исходной, нулевой, теоретически корень может иметь ещё две ступени расширения: гуна (средняя, полная)  и вриддхи (долгая). Корень в слове проявляется в одной из ступеней в зависимости от различных морфологических правил, то есть зависит от того, в какой грамматической форме или в каком словообразовательном типе участвует данный корень.

Ступени различных гласных:

http://s2.uploads.ru/t/dh5DI.jpg

Замечание: таким образом видно, что сочетания типа r + a подобны дифтонгам.

Примеры
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Если в ряду I / i перед гласной корня находится j / c, то в Гуне и Вриддхи она в большинстве случаев чередуется с g / k

Примеры
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

34

Похожие ряды чередований наблюдаются у корней, где за гласным a следует носовой сонорный m / n, который в этой позиции приобретает свойства гласного звука и конечного компонента дифтонга, с той лишь разницей, что в нулевой ступени носовой сонорный превращается в А:

http://s3.uploads.ru/t/SZC86.jpg

Примеры:
Корень -nam: -am / -nam / -nAm «думать»
Корень -mag: -ag / -mag / -mAg «шагать», «идти»

Если в корне гласная a стоит после сонанта w / r / y, то в нулевой ступени она выпадает, а гласной корня становится гласная, соответствующая сонанту, в результате чего получается система чередований типа санскритской сампрасараны:

http://s2.uploads.ru/t/OERQ8.jpg

Примеры:
Корень –zaY: -zi / -zaY / -zAY «почитать»
Корень –dzays: -dZis (NB! чередование по типу согласных сандхи п. 3е) -dzays / -dzAys «исчезать», «удалять»
Корень –saW: -su / -saW / -sAW «желать»
Корень –bvrvg: -bvrvg / -barg / -bArg «хватать», «получать»

В некоторых корнях долгая гласная A содержится уже в нулевой ступени, такие корни фактически не участвуют в чередованиях. Однако если гласная корня A сочетается с n, то возникают чередования по основному типу:

http://s2.uploads.ru/t/vZkA6.jpg

Примеры:
Корень –Ap: -Ap / -Ap / -Ap «защищать»
Корень -naz: -Az / -naz / -nAz «рождать»

35

Упражнение

Образуйте три формы чередований от корней:

-nak «копать»
-svrvp «спрашивать»
-Irf «любить»
-uts «восхвалять»
-vrvts «расстилать»
-jab «распределять» (в нулевой a)
-in «вести»
-urm «говорить»
-ip «питать»
-urs «слышать»
-caW «говорить»
-vrvp «переходить»

36

Урок 4. Существительные

Практически все существительные образуются при помощи присоединения к корню различных суффиксов, при этом для образования существительного по определённой словообразовательной модели корень берётся в определённой сттупени. Образованное таким образом существительное называется основой, которое вступая в предложении, подвергается изменению по падежам. Выделяется два типа существительных: первичные и вторичные существительные.

1) Первичные существительные. Первичными существительными называют имена, образованные путем добавления суффикса к корню. При добавлении суффикса корень может изменяться по трём ступеням чередования.

Примеры первичных существительных
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Некоторые суффиксы обладают определённым значением и приобретают большую или меньшую регулярность.

1. rat-. Образует имена деятеля
«возливатель», «священник» ratoaz = rat + Uz «возливать»
«Создатель» ratAd = rat + Ad «создавать»

2. ha- (hMa-) Образует имена результата действия
«помысел» hManam = ha + nam «мыслить»
«поклон» hMamvn = ha + mvn «сгибаться»

3. nam- Примерно то же значение
«творение» namAd = nam + Ad «творить»

4. tAt- Образует абстрактные имена
«бессмертие» tAtvrvma = tAt + vrvm «умирать» + a «не»

5. Суффикс имён действия: arq- (art-)
«передвижение» arqvracarf = arq + rac-arf «передвигаться»
«одежда» artsaW = arq + hMaW «одевать»

6. Аналогичный суффикс it-
«жизнь» itIj = it + Ij «жить»
«получение», «награда» iCa = it + vrv «получать»

7. Суффикс пассивных существительных aq-
«еда» aqvraX = aq + raX «есть»
«рождение» aq&z = aq + naz «рождать»

2) Вторичные существительные образуются от имён, привнося новое значение, преобразовывая признак в существительное, добавляя уменьшительный оттенок:

«Господь бытия» aruha = ar + uha «бытие»
«превосходство» tAtarapu = tAt + arapu «верхний»
«человечек» akayCam = ak + ayCam «человек»

37

Урок 5. Прилагательные

Качественные прилагательные представляют собой имена, непосредственно образованные от корня с помощью суффиксов, большинство из которых уже утратило продуктивность, что превращает такие прилагательные в застывшие образования.

(u-) usa «быстрый»
(am-) amvrag «тёплый»
(ar-) arIrs «красивый»
(at-) atNvps «святой»
(TNa-) TNazvrvb «высокий»

Относительные прилагательные образуются от имён, большинство суффиксов здесь продуктивны.

1. ay-
«мужской» ayrian = ay + ran «муж»
«земной», «принадлежащий миру живых существ» ayqEag = ay + AqEag «живое существо»

2. an(a)-или ani-
«арийский» anayria = an + ayria «арий»
«словесный» anihacaW = ani + hMacaW «слово»

3. Суффикс имени прилагательного материала anEa-
«металлический» anEahMaya = anEa + hMaya «металл»

4. Суффикс приверженности, постоянного отношения nu- / naw(a)-
«праведный», «приверженец истины» nawaCa = naw + aCa «истина»
«приверженец огня», «священник» nawarqA = naw + ratA «огонь»

5. Наиболее продуктивные суффиксы Taw- / TNaw- и Tam- / TNam образуют множество относительных прилагательных со значением «обладающий признаком».
«телесный», «материальный» tNawtsa = tNaw + tsa «кость», «тело»
«мощный» tNawama = tNaw + ama «смелость», «мощь»
«лживый» tNawgvrd = tNaw + jurd «ложь»
«разумный» tNamutarx = tNam + utarx «разум»

Притяжательные прилагательные для авестийского нехарактерны. Существует лишь несколько образований с суффиксом i-
«заратуштрин», «зороастриец» irtSuqaraz = i + artSuqaraz «Заратуштра»
«принадлежащий Ахуре» iriUhA = i + aruha «Ахура»

К притяжательным прилагательным приближаются патронимы (отчества), которые образуются с помощью суффикса ana-
anapsAmut awazu «Узава, сын Тумаспы»

38

Степени сравнения прилагательных.

Степени сравнения образуются от качественных прилагательных или относительных, выступающих в роли качественных. В авестийском языке две степени сравнения (сравнительная и превосходная) и два способа их образования: непосредственно от корня и от основы.

1) Образования от корня.

От корня степени сравнения образуются у простых прилагательных, прежде всего с показателем u-, а также у некоторых первичных прилагательных на a-. В сравнительной степени непосредственно к корню добавляется суффикс hay-, в превосходной – atSi-.

«самый быстрый» atSisa / «более быстрый» haysa / «быстрый» usa
«наилучший» atSihaW / «лучше» hayhaW / «благой» uhoW
«наихудший» atSica / «хуже» hayKa / «злой / дурной» aka

Некоторые качественные прилагательные с непродуктивными суффиксами образуют степени сравнения этого же типа, причём словообразующие суффиксы отпадают, а суффиксы сравнения ставятся непосредственно к корню. (ср. рус. широкий – шире)

«святейший» atSinvps / «святее» haynaps / «святой» at-Nvps
«самый могущественный» atSiwvs / «мощнее» haywas / «могучий» ar-us
«прекраснейший» atSEars / «красивее» hayars / «красивый» ar-Irs
«величайший» atSizam / «больше» hayzam / «великий» tNa-zam

2) Образования от основ

Этим способом степени сравнения образует большинство прилагательных на a- и суффикс TNaw-. При этом к основе слова в сравнительной степени прибавляется – arat-, в первосходной – amvt-. Если основа прилагательного оканчивается на a-, то эти суффиксы воспринимаются как отдельные слова и присоединяются к основе, стоящей в именительном падеже, механически, без сандхи:

«самый могучий» amvtOrGu / «более могучий» aratOrGu / «могучий» arGu (Имен Пад OrGu)
«самый целительный» amvtOyzaCEab / «более целительный» aratOyzaCEab / «целительный» ayzaCEab (Имен Пад OyzaCEab)

Если же основа прилагательного оканчивается на TNaw-, то происходит сандхи ts = t + t (см. п. 1д), причём сам суффикс TNaw- выступает в «слабом» варианте Taw-

«сильнейший» amvtsawama / «более сильный» aratsawama / «сильный» TNawama
«самый победоносный» amvtsawarqvrvW / «более победоносный» aratsawarqvrvW / «победоносный» TnawarqvrvW

Второй способ образования степеней сравнения намного более продуктивен, чем первый. Теоретически по такому образцу степени сравнения могут образовываться от любой именной основы, в том числе и от существительных.
Например, amvtOrtSuqaraz «самый заратуштрейший», титул верховного священнослужителя.

39

Спасибо, Сарахс. Безнадежно отстал, но потихоньку учу, бросать не намерен... "«самый заратуштрейший», титул верховного священнослужителя" - интересное прилагательное, тем более в превосходной степени звучит по-особому.

40

Элион, мне приятно, что кто-то пользуется моей писаниной. Но собственно вам-то куда торопиться? Я надеюсь на долгие года здравствования форума и вместе с ней этой темы. :)

Если кто смотрел Рамьяра Каранджиа, видно, что за основу я беру его самоучитель. Только мне приходится не только перерабатывать его материал под русскоязычного изучающего, но и дополнять его в тех местах, где на мой взгляд, описание слишком поверхностно. Признаться, мне самому интересно, потому что я досели никогда не изучал авестийский вот так - систематически по учебнику.