Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Язык, культура и история индейцев сиу (лакота)

Сообщений 21 страница 40 из 90

21

Sacatecah написал(а):

Но подмывает тему языка Nahuatl залить, хотя кому оно тут окромя меня надо ? )))) Еще в сети есть лит-ра по дакоте, это оч. близко к сиу. по факту - диалект. Но пока наверное лучше не смешивать, что-то одно для начала, пока не уложится в башке....

Нахуатль, почему бы нет? Мне тоже интересно. Смотрю вот, у меня на жестком диске в директории американских индейцев и пособие по нахуатлю лежит, пдф - на испанском.

Дакота - тоже сиу. Но материалов  по дакоте в сети несравненно меньше. Язык отличается, но не особо сильно.

22

Elion написал(а):

Дакота - тоже сиу. Но материалов  по дакоте в сети несравненно меньше. Язык отличается, но не особо сильно.

По ходу дела - диалект. Или сиу диалект , а дакота - лит.яз. Трудно сказать. Но то, что я почитал мне дает возможность сказать - разница минимальна. На нюансах не буду заморачиваться ( я их пока не различаю ) , но все очень близко.

* * *

Dakota Grammar, Texts and Ethnography

Author: STEPHEN RETURN
Publisher: ROSS & HAINES, INC.
Publication date: 1973
ISBN: xxxxx
Number of pages: 288
Format / Quality: pdf-zipped
Size: 22672 KB

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.


* * *
An English-Dakota Dictionary

Author: JOHN P. WILLIAMSON
Publisher: MINNESOTA HISTORICAL SOCIETY PRESS
Publication date: 1992
ISBN: xxxxx
Number of pages: 283
Format / Quality: pdf-zipped
Size: 24852 KB

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.


* * *

Не настаиваю, но предлагаю - пусть эта инфа тут на этом форуме висит ( ссылки не востребованы и могут исчезнуть, но я все уже давно закачал и если что - перезалью ). Дакота - тоже нормальные пацаны )))) Тоже наши )))

23

Sacatecah написал(а):

Тоже наши

Конечно, они же сиу... Но я в дакоту пока не лезу, с лакотой бы еще разобраться более или менее...

увеличить

24

Sacatecah написал(а):

Но подмывает тему языка Nahuatl залить, хотя кому оно тут окромя меня надо ? ))))

Какой именно науатль?

25

Elion написал(а):

Но я в дакоту пока не лезу, с лакотой бы еще разобраться более или менее...

Аналогично! Но разобраться реально - уверен. Это не мертвый язык, и люди на этом языке трындят. Следовательно - вполне реально. Главное приложить определенные усилия.Но самое главное - письмо. Они согласились на европейские вариации. Это не среднеегипетский, не мая, не шумерский. Следовательно - это облегчает нашу задачу, ибо алфавит европейский - он и есть европейский. Спасибо финикийцам , Ы ) . Разберемся. ИМХО.  Это не старокитайский. Все должно быть проще. Тем более тональной системы у лакота нету.

26

Науатль это же ацтекские языки???да

27

Murad написал(а):

да

Да. Их, науатлей, много. Надо выбрать один из современных языков или классический.

28

Xico написал(а):

или классический.

Дело в том, что на классическом и сейчас в Мексике говорят. Юкотан его пользует. Есть пресса, есть школы на этом языке для детей...Но язык уникальный по своему. Науатль - это американский санскрит. Очень гибкий язык, и , самое главное, язык для философских дискуссий - идеальный. Суперский просто. Слов нету. Одна ассоциация - санскрит.

29

Sacatecah написал(а):

Одна ассоциация - санскрит

Амрита-а-а...  :rolleyes:

30

История

Татанка Ийотанка - Сидящий Бык

(1831-1890)

Сидящий Бык был "вичхаша-вакан" – святым человеком. Слово "вичхаша" означает 'человек', но в сочетании со словом "вакан" подразумевает человека, наделенного мудростью, способностями лидерства и духовности. Так называют людей, которые исполняют священные церемонии лакотов.

Сам Сидящий Бык говорил, что он родился на реке Миссури. Год его рождения неизвестен, но по всей вероятности он родился где-то между 1831 и 1837. Фактическое место его рождения также неизвестно, хотя некоторые считали, что он, возможно, родился во Многих Тайниках – складских ямах туземцев на южной стороне Великой Реки, ныне - Дакота.

Если его местом рождения были Многие Тайники, то его жизнь действительно описала полный круг, потому что как раз напротив места своего рождения он встретил свою смерть в 1890.

Племя хункпапа, "Разбившие лагерь у Входа в Круг", не занимали большой территории: к западу от реки Миссури и ниже устья Йеллоустона.

При его рождении семья возглавлялась Татанка Ийотанкой, его отцом, которого также звали Сидящим Быком. Старший Сидящий Бык назвал его сына Приыгающим Барсуком, имя, которое, по обычаю, должно было позднее измениться. Однако никто не называл его Прыгающим Барсуком. Его называли "Хункэсни" - 'Медленным', не из-за замедленного мышления, а из-за его волевого и обдуманного поведения.

В молодости Сидящий Бык стал лидером союза воинов "Сильное Сердце", а позднее -  выдающимся членом Тихих Едоков - группы, которая заботилась о благосостоянии племени. Впервые он отправился в сражение в 14 лет, во время рейда против абсароков (кроу), а впервые столкнулся с американскими солдатами в июне 1863 г., когда армия начала широкомасштабное наступление против индейцев в ответ на восстание санти в Миннесоте, в котором люди Сидящего Быка вообще не участвовали. В следующем году Сидящий Бык снова сражался с американскими войсками в битве при горе Киллдиэр, а в 1865 он руководил осадой недавно воздвигнутого форта Райс на территории современной Северной Дакоты. Почитаемый всеми за свою храбрость и проницательность, он стал главным вождем народа лакота примерно в 1868 г.

В 1874 г. между Сидящим Быком и армией США появилась конфликтная ситуация, когда экспедиция во главе с генералом Джорджем Армстронгом Кастером подтвердила, что было обнаружено золото в Блэк Хилз на территории дакотов - области, священной для многих племен, и запрещенный для поселения там белых по договору в форте Ларами 1868 г. Несмотря на этот запрет, золотоискатели начали порываться в Блэк Хилз, вынуждая лакотов защищать свои земли. Когда правительственные усилия выкупить Блэк Хилз потерпели неудачу, договор в форте Ларами был просто отброшен в сторону, а специальный уполномоченный по индийским делам объявил, что все лакоты, не переселившиеся в резервации  к 31 января 1876, будут считаться враждебными. Сидящий Бык и его народ предпочли защищать свои земли.

В марте, когда три колонны федеральных войск под предводительством генерала Джорджа Крука, генерала Альфреда Терри и полковника Джон Гиббон вступили в земли лакотов, Сидящий Бык вызвал к себе в Роузбад Крик всех лакотов, шайеннов и арапахо Там он руководил их Танцем Солнца, вознося молитвы за Танка Вакан, Великого Духа, и как знак жертвоприношения нанеся на свои руки сто ран. Во время этой церемонии у Сидящего Быка было видение, что солдаты нападали на лагерь лакотов будто саранча с неба.

Вдохновленный этим видением, вождь лакотов оглала Бешеная Лошадь, отправился в битву с группой 500 воинов, и 17 июня, он неожиданно напал на войска Крука и вынудил их отступить при битве у Роузбад. Чтобы отпраздновать эту победу, лакоты переместили свой лагерь в долину реки Литтл Бигхорн, где к ним присоединились еще 3000 туземцев, которые покинули резервации, чтобы присоединиться к Сидящему Быку. Здесь 25 июня их атаковала Седьмая конная дивизия Джорджа Армстронга Кастера, чьи намного превосходившие лакотов своей численностью войска ворвались в лагерь как саранча с неба, будто осуществляя видение Сидящего Быка, но были полностью уничтожены лакотами. Миф о последней обороне Кастера позднее был увековечен сначала газетами, а потом – и Голливудом.

Общественный гнев от этой военной катастрофы привел намного тысяч больше кавалеристов в эти земли, и в течение следующего года они беспщадно преследовали лакотов, разделившихся после битвы против Кастера, вынуждая вождей сдаваться одного за другим. Но Сидящий Бык не сдавался. В мае 1877 он перевел своих людей через границу в Канаду, вне досягаемости армии США, и когда генерал Терри приехал туда на север, чтобы предложить ему прощение в обмен на поселение в резервации, Сидящий Бык с гневом отослал его назад.

Осенью 1890 г. лакота из миниконжу по имени Пинающийся Медведь пришел к Сидящему Быку с новостями о Танце Призрака, церемонии, которая обещала избавить земли от белых и восстановить образ жизни индейцев. Лакота приняли эту церемонию еще в резервациях Пайн Ридж и Роузбад, и агенты по делам индейцев там уже призывали войска, чтобы подавить это растущее движение. В Стэндинг Рок власти боялись, что Сидящий Бык, все еще уважаемый как духовный лидер, присоединится к Танцующим Призракам, и они послали 43 полицейских из числа лакотов, чтобы привести его. На рассвете 15 декабря 1890 г. полицейские ворвались в хижину Сидящего Быка и вытащили его наружу, где собирались его последователи, чтобы защитить его. Завязалась перестрелка, в которой один из лакотов-полицейских прострелил голову Сидящего Быка.

Сидящего Быка помнят среди лакотов не только как вдохновенного лидера и бесстрашного воина, но и как любящего отца, одаренного певца, человека, который всегда был приветливым и дружелюбным к другим, чья глубоко религиозная вера давала ему пророческие способности проникновения в суть вещей и придавала особую силу его молитвам. (свой перевод)

Битва при Литтл Бигхорн:

Вождь Сидящий Бык:

увеличить

31

Elion написал(а):

Слово "вичхаша" означает 'человек', но в сочетании со словом "вакан" подразумевает человека, наделенного мудростью, способностями лидерства и духовности. Так называют людей, которые исполняют священные церемонии лакотов.

Думаю, что оптимальный перевод словосочетания  "вичхаша-вакан"  на русския язык - это "человек знания". Святых у индейцев не бывает.

32

Вичхаша Вакан - Holy Man - "священный человек" - это не то, поэтому и перевел как святой человек. Без всякого христианского аналога, святых и всяких пресвятых у индейцев, конечно, нет... "Человек знания" - звучит слабовато, так как вичхаша вакан - не просто человек, обладающий знанием, но и мудрец, проницательная личность, почитаемая среди индейцев как священная личность , гордость народа и образец для подражания:

"Слово "вичхаша" означает 'человек', но в сочетании со словом "вакан" подразумевает человека, наделенного мудростью, способностями лидерства и духовности. Так называют людей, которые исполняют священные церемонии лакотов."

33

Мужские общества Лакота
В Бизоньи Дни существовали следующие воинские общества среди Лакота:

Toka'la – Лисы (Kit Fox);

Kangi'yuha – Владельцы Вороны;

Cante'tinza – Сильные Сердца или Храбрые Сердца;

Iho'ka – общество Барсука;

Sotka'yuha – Владельцы Обнаженного Копья;

Miwa'tani – общество Мандан;

Sunk'ska akan'yanka – Наездники Белого Коня;

Oma'ha – общество Танца Травы;

Wi'ciska – общество Помеченных Белым.

Необходимо отметить, что эти общества отличались от т.н. обществ «сновидцев» (видящих, «дримеров»), таких как Сновидцы Лошади, Сновидцы Бизона, Сновидцы Вапити, Сновидцы Медведя и т.д.

- Toka'la или общество Лиса.

Члены этого общества, как полагается, были столь же проворными и хитрыми в сражении как лис. Участники носили шкуру лисицы подобно хомуту, с головой зверя спереди и хвостом, свисающим сзади. Воины или iki'cize, которые присоединялись к этому обществу, обязывались поддерживать высокие идеалы храбрости, великодушия, и чести. Люди Лисы, так их звали, заботились о племени в мирное время также как и во время войны, и если необходимо было предпринять какое-либо действие, независимо от его трудности или опасности, они часто были первыми добровольцами. Toka'la было одно из обществ, чьи члены часто выбирались, чтобы служить как Aki'cita.

Aki'cita часто переводился как «солдат», но этот термин означает скорее «охрана» или «милиция».  Aki'cita действовали как «охрана» от враждебных действий, когда племя перекочёвывало и искало новое место для лагеря. Aki'cita также работали в качестве «милиции» для обеспечения порядка в лагере, они имели право наказать нарушителей племенного кодекса поведения.  Воины, избираемые для «службы» в Aki'cita также несли ответственность поддерживать строгое управление во время охоты на бизонов.

В начале летней охоты на бизонов лидеры лагеря (члены Tezi Tanka, «Большого Живота» или общества «Быков») выбирали четырёх членов одного из воинских обществ, чтобы те возглавили Aki'cita в этом сезоне. Четыре предводителя Aki'cita выбирали затем других членов своих обществ для службы в Aki'cita, когда наступала такая необходимость. На следующий сезон, лидеры лагеря выбирали четырёх руководителей Aki'cita из других обществ и цикл повторялся.

- Kangi'yuha или общество Владельцев Вороны.

Kangi'yuha одно из обществ, чьи члены часто выбирались, чтобы служить как Aki'cita. Владельцы Вороны или «которые имеют ворону», являлись надёжными и успешными воинами. Они подражали вороне, которая всегда первая прилетает и каркает над мёртвым животным или воином на поле брани. Члены Владельцев Вороны полагали, что если носить чучело вороны на своей шеи, то во время сражения их стрелы будут лететь столь же прямо и метко, как прилетает ворона, чтобы быть первой и оказать почести врагу.   Владельцы Вороны часто выбирались для помощи в поиске подходящих мест для зимних лагерей.

- Cante'tinza, общество Сильное Сердце или Храброе Сердце.

Цель Сильных Сердец заключалась в физической, эмоциональной и духовной способности решить любое критическое положение, которое затронет племя. Члены общества обязывались поддерживать высший моральный характер, включая самообладание в любых действиях и эмоциях, быть бесстрашными при защите племени, заботиться о бедных и нуждающихся, и быть всегда готовыми отреагировать на любой момент. Одна из более заметных регалий общества Сильных Сердец, являлся головной убор из перьев орла и двух рогов бизона, по одному с каждой стороны. Сильные Сердца также служили как Aki'cita, согласно их очереди.

- Iho'ka или общество Барсука.

Это ещё одно общество, принимаемое в Aki'cita. Общество Барсука, как считается, было заложено человеком, которому в видении явился барсук. Полагается, что члены общества, находились среди самых отчаянных воинов. Они часто шли на большой риск против очевидной непреодолимой силы, подражая большой упрямости, замеченной в поведении барсука, который не будет долго раздумывать, прежде чем броситься на медведя, десятикратно превосходящего его в размерах. Среди известных знаков отличия этого общества - изогнутые копья общества, обернутые в шкуру волка, петлями для запястий из меха выдры, и «хомутами» из того же меха, которые позже украшались купленными зеркалами, чтобы ослепить врага.

- Sotka'yuha или   Владельцы Обнаженного копья.

Это было ещё одно общество с очень старым происхождением. Символически, «обнаженным копьём» являлось прямое копьё без военных регалий, ожидающее нетерпеливых молодых воинов, которые добудут военные почести и выставят их на всеобщее обозрение. Молодые воины начинают проверять себя в этом обществе, однако, как считается, количество членов общества не превышало 24 человек в независимости от ситуации.

34

- Miwa'tani или общество Мандан.

Член общества Miwa'tani в характерных регалиях, Миникхонжу Лакота . Иногда называется как общество «Высоких» или «Головной убор Совиных Перьев», или «Нет Бегства». Члены этого общества освобождались от участия в Aki'cita. Общество считалось очень старым даже в Бизоньи Дни, и как полагается, произошло от человека, которому в видении явилась сова. Вход в общество был труден, потому что одним из требований было то, что каждый участник обязывался пожертвовать своей жизнью в сражении, если этого требовала ситуация, тем самым, спасая раненного. Известная особенность этого общества, были четыре одеваемых пояса. Одеваемые пояса общества, обязывали их носителей самостоятельно крепить их к земле в разгар сражения, что было сигналом, что они скорее умрут на этом месте, чем отступят перед врагом. Они боролись на этом месте, пока их не убивали, или пока другой член их общества по какой-либо причине не освобождал их.

- Sunk'ska akan'yanka или общество Наездников Белого Коня

Наездники Белого Коня были, прежде всего, старые, опытные воины, которые расписывали свои многочисленные сражения на своих белых лошадях для врага, который должен был увидеть это на расстоянии. Эти старые воины также следили, что семьи раненных воинов, которые из-за своих ранений не могли охотиться, никогда не оставались голодными.

- Oma'ha или общество Танца Травы

Танцоры Танца Омаха, в характерных регалиях, Лакота  Происхождение этого общества берёт своё начало среди традиций племени Омаха, и ранние элементы общества включали обряды, куда входила церемония исцеления, которая включала в себя Танец Травы. Танец Лошади и Танец Котла также имеют своё происхождение в пределах этого общества. Продолжение двух из наиболее известных особенностей этого общества, роуча и вороньего пояса или перьевого бастла, можно всё ещё найти в межплеменных Паувау сегодня.

- Wi'ciska или общество Помеченных Белым.
Общество Помеченных Белым ассоциируется с «белым» хвостовым пером беркута (белое с чёрным кончиком), которое имел каждый воин общества. Участники общества являлись признанные хорошие воины с обширным опытом, их перьевые уборы были внушительны, с трейлерами, простирающимися до земли, и каждый член имел робу или одеяло с пришитой игольной или бисерной полосой.

Следует отметить, что воин не мог состоять одновременно в двух или более обществах, это просто не имело смысла, так как каждое общество заботилось о своих членах и оказывало им разные почести, а также имело свои церемонии. Однако мужчина мог одновременно принадлежать и к воинскому обществу и к обществу «дримеров» («видящих видения»), например к тем, что были упомянуты выше.

Общества  Ihanblapi, видений, «Дримеров» или «видящих видения» (сновидцев)

Прежде всего, следует отметить, что эти общества не имели такую видимую чёткую организацию, какую имели военные общества. По существу, члены этих обществ являлись одним из типов святых Лакота, вичхаша вакхан. И некоторые категории «дримеров» есть и сегодня, например Хейока.

Когда воины имели вещие сны (все сны считались видениями, но были более особенные сны), они имели большое духовное значение. Члены общества «дримеров» видят в видениях определённые вещи, которые ассоциируются  с различными существами, и это является источником их духовной силы.  Особенно важны при этом  медведь, бизон, олень, вапити и орёл, и каждый является специалистом в типах лечения или другого ритуального знания. Исторически, медведь всегда рассматривался как специалист в лечении ран,  в поддержке в военном походе или  в несчастных случаях на охоте. Бизон наделён силой по женским вопросам.  Олень и вапити неразрывно связаны со способностью управлять делами сердца, и часто возбуждающие средства придуманы от частей их тел. Таинственного оленя ведёт  неистовость человека. Орёл силён многими главными сторонами, и, конечно, он главный посредник между святым мужем, обычными людьми и Вакантанка.

Организации «дримеров» состояли из воинов, которые имели видения на одну и туже тему. Лидерами этих организаций или обществ являлись святые мужи, переводчики духов, люди, которые исцеляли. Когда воин имел видение по специфической  теме, он шёл к святым мужам общества, которое специализировалось в этой сфере, было ли то видением о лошади, вапити, бизоне, медведе, волке и т.д. Святые мужи скорее всего порекомендовали бы воину сделать так, чтобы он воспроизвёл своё видение в церемониальном порядке, возможно среди членов общества «дримеров» в их типи.  Часто платой за вход в общество «дримеров» являлось воспроизведение видения на публике. Такое положение называется wakan kaga, что с Лакота переводится как «священное исполнение», (или имитация), например mato kaga, исполнение медведя.

Общества «дримеров» имели специфическое значение для своего народа.

Например, со Сновидцами Бизонов консультировались, когда наступало время поисков бизонов. Исполнялись бизоньи песни и специальные молитвы, исполнялся Бизоний танец членами этого общества в специальных головных уборах и других церемониальных регалиях. Часто Сновидцы Волка и Грома также принимали участие в этом танце. Человеку, которому было видение дважды мужчины и дважды бизона, имеет право исполнять tatanka kaga – «исполнение бизона» и проводить церемонию для девочек, имеющих первую менструацию. Он полностью одевается в бизонью шкуру, включая маску с рогами. После церемонии, девочка официально считается женщиной, и  является родственницей всем женщинам, как мать нации Лакота, и символически приравнивается к бизону – первичному источнику хлеба насущного.

Другим обществом «дримеров» являются Сновидцы Волка  или sungmanitu (также sungmahetu) kaga – исполнение волка, которое необходимо для отряда, отправляющегося в военный поход. Подобно другим wakan kaga, только человек, видящий в видении дважды мужчину и дважды волка, имеет право исполнять эту церемонию. Он носит маску из волчьей шкуры, и мех волка покрывает его тело. В отверстие в маске вставлен siyotanka – свисток, который также применяется в Танце Солнца. В его правой руке находится верёвка, которую он использует, чтобы его движения походили на скольжение змеи (это называется zuzeca kaga – исполнение змеи). В старые времена, воины, собирающиеся идти на врага, использовали sungmanitu kaga, чтобы установить местонахождение врага. Они приносили ему трубку в знак приглашения, чтобы он предвидел где враги стоят лагерем. Это применение трубки, называлось iwasipi – удерживание. Значение этого термина такое, что sungmanitu kaga, принимая трубку и поднося её к главным направлениям, соглашается таким образом провести церемонию.

Наиболее известное общество «дримеров» или wakan kaga – общество Хейока или heyoka kaga, исполнение клоуна. Внешнее поведение «противоположника» часто упоминается в антропологической  литературе, как полагают, если человеку было видение о громе и молнии, или их двух любых символов, то он должен провести, по крайне мере, часть своей жизни антиестественным способом. Хейока тепло одеваются летом, и ходят голыми зимой. Они говорят задом наперёд. В своём знаменитом танце, Хейока танцуют вокруг котла с кипящей водой, в котором приготовлена собака, они самостоятельно опускают руки в воду, и заявляют, что вода холодная. Если heyoka kaga исполняют необходимое должным образом, они получают силу вызывать дуновение ветра и падение дождя. В прошлом люди верили, что pajola или маленькие холмы, которые возвышаются над прерией, являлись домами Хейока, их называли heyokatipi – домики Хейока.

Танцор hehaka kaga, в характерных регалиях, Лакота Сновидцы Вапити (hehaka kaga или "hehakela" – исполнение вапити или просто «люди вапити»),  известны за свою духовную силу сражаться со злыми силами и создавать страсть. Этим людям снился мужчина, который представал в женском образе благородного оленя и давал спящему инструкции по применению лекарств. Обычно, hehakela имеют четыре видения: дважды мужчины, дважды вапити. Те, кто получают такие видения, делают маску из материала,  с прикреплёнными к ней ветками, представляющими оленьи рога. Они также изготавливают changleska – «обруч», покрытый мехом бизона со связками полыни, привязанной к нему красными лентами, и древко с орлиными перьями, прикреплёнными к верхнему концу. Во время hehaka kaga, исполнитель знакомится с мудрым дымом. Он полностью красит своё тело жёлтым,  наносит чёрные полосы поперёк груди и бёдер. Он рисует на маске лицо и стирает его. Он захватывает дым руками и протирает его по своим глазам. Его маска не имеет каких-либо отверстий для глаз, так как если он действительно вакхан, полагается, что он может видеть вещи также ясно, как если бы он был без маски.

Со Сновидцами Лошади консультировались, если хотели получить помощь в обучении специальной военной лошади или бизоньей лошади.

Сновидцы Медведя были известны за свои способности лечить раны. Люди, которые видели дважды мужчину и дважды медведя, являются mato kaga, исполнителями медведя. В отличие от остальных людей, имеющие подобные видения,  исполнитель медведя полностью оборачивался в целую шкуру медведя и, притворяясь, нападал на людей, отчаянно рычал и пугал детей. Эти действия проводятся, когда люди возвращались из военного похода израненными. Исцеление также благоприятно для сломанных костей.

Процесс лечения требует четырёх вечеров, присутствуют все mato kaga. Тот, который является руководителем медвежьих докторов, красит своё тело красным, добавляя чёрные полосы, бегущие перпендикулярно поперёк его глаз. Он носит мешок, сделанный из медвежьей шкуры и содержащий лекарственные травы и мази. Лечение проводится в палатке пациента, которая в течение этого времени является медицинской.

Лекарственные настойки и мази применяются с хвостом чёрного оленя или с пером орла. Жир медведя растирают вокруг раздувшийся раны. Mato kaga красит тело пациента красным, и его выносят из типи. Процессию возглавляют две женщины, несущие трубки. Пациент следует за ними, его сопровождает mato kaga с помощниками, остальные - mato ihanblapi , медвежьи сновидцы. Все идут и поют специальную молитву. Пение продолжается, пока процессия на возвращается в типи пациента. Было общепринято дарить лошадей, одежду, и другие предметы потребления тем, кто выполнял церемонию лечения.

Отредактировано Sacatecah (2010-01-13 00:45:57)

35

ИСТОРИЯ

Вождь сиу Maĥpiya Luta – Красное Облако
(1822-1909)

"Они давали нам много обещаний – больше, чем я помню, но они никогда их не сдерживали, кроме одного: Они обещали забрать наши земли – и они забрали их". (Красное Облако)

Как воина и государственного деятеля, успех Красного Облака в столкновениях с Соединенными Штатами отметил его как одного из самых выдающихся вождей лакотов в 19-м столетии.

Хотя подробности его ранней жизни неясны, Красное Облако родился возле устьев Платт Ривер, Небраска. Его мать была оглала, а его отец, умерший еще в юные годы Красного Облака, был брюле. Красное Облако воспитал его дядя со стороны матери вождь Дым.

Большая часть ранней жизни Красного Облака прошла на войне, прежде всего против соседних племен пауни и кроу, но иногда и против других оглалов. В 1841 г. он убил одного из главных соперников своего дяди, что разделило оглалов на ближайшие 50 лет. Красное Облако завоевал широкую известность среди лакотов как вождь в территориальных войнах с пауни, кроу, утами и шошонами.

В 1851 г. сиу, вместе с другими индейскими племенами, по договору в форте Ларами, согласились на то, что США будут прокладывать ограниченное количество дорого и устанавливать военные посты на индейских землях. В 1865 г. Красное Облако был одним из многих индейских вождей, которые считали, что США нарушает договор тем, что устанавливает слишком много военных постов по Боземанской пади. Они видели, что индейские племена вытесняются с собственных земель и были решимы оказывать сопротивление. В июне 1865 г. сиу под предводительством Красного Облака присоединились к коалиции индейцев, руководимой Вокини из племени шайеннов, которая напала на военный пост на реке Северный Платт. Они посчитали, что преподали синим мундирам хороший урок, но американские посты продолжали расширяться. Более того, армия США стала строить форты через всю территорию лакотов.

В начале 1866 г. Красное Облако провел самую успешную кампанию за всю историю сопротивления индейцев США. Тогда земли лакотов заполонили военные и золотоискатели, направляющиеся к золотым копям Монтаны. Красное Облако провел серию нападений на форты, среди прочего разбив наголову колонну из 80 солдат полковника Вильяма Феттермана. Никто из них не выжил. Всю зиму гарнизоны провели в страхе ожидания нападения индейцев. Стратегия неожиданных успешных атак Красного Облака на американцев привела к тому, что США согласились подписать договор, по которому они покидали свои форты по Боземанской пади, а Южная Дакота и большая часть штатов Монтана и Вайоминг принадлежали лакотам.
Перемирие, конечно, было недолгим. Экспедиция Кастера в 1874 г. принесла войну в северные Равнины, войну, которая должна было ознаменовать собой конец независимых индейских народов. По непонятным причинам, Красное Облако отказался присоединиться к Бешеной Лошади, Сидящему Быку и к другим вождям в войне лакотов 1876-77 гг. Тем не менее, после поражения лакотов, Красное Облако продолжал бороться за нужды и автономию своего народа, хотя и эта борьба проходила уже менее драматично, чем открытая война.

Не столько красивая песня, сколько замечательные картины о лакотах:

Вождь Красное Облако:

36

Вождь сиу Ташунка Витко (Бешеная Лошадь)

Сведения о дате рождения недостоверны — около 1842 — 5 сентября 1877) — военный вождь племени оглала, входившего в союз семи племён лакота.

Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.

В 1877 году капитулировал. Когда по лагерю, где он находился, поползли слухи о его желании вновь вернуться на тропу войны, Неистовый Конь был убит агентом федеральных властей ударом штыка в спину.

Не сохранилось ни одного портрета этого знаменитого вождя. В XX веке в его честь начал возводиться Мемориал Неистового Коня (архитектор К. Зюлковски).

Подробнее можно почитать в англоязычной википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Crazy_Horse
___________________________

Его легендарный героический образ подвиг многих писателей к написанию книг о нем, и многих  режиссеров к снятию фильмов. Среди них: "Сыновья Большой Медведицы", "Сын Утренней Звезды", "Бешеный Конь, вождь оглалов" и другие.

Фильм "Сын Утренней Звезды"

Исторический фильм о генерале Кастере и последнем этапе его жизни, закончившейся у Литтл-Бигхорн. Еще одна попытка отразить личность знаменитого генерала, на наш взгляд не очень удачная, несмотря на пунктуальность в изложении исторических событий и внешнее сходство актеров со своими героями. Фильм заметно украшают некоторые эпизоды из жизни Бешеного Коня, сцена сражения у Вашиты; но главное достоинство этой ленты - вполне удавшееся изображение самой битвы у Литтл-Бигхорн. Зрелищный фильм. Снят по одноименному роману.

К разряду "вестернов" эту историческую драму можно отнести с натяжкой. Среди многочисленных фильмов "про индейцев" ее выделяют как минимум два обстоятельства. Первое - масштабность съемок: в батальных сценах задействованы несколько сотен всадников. Второе - попытка показать события без прикрас: боевые действия воссозданы без тени романтизма, с беспощадной прямотой и жесткостью - чего стоит тошнотворный скрип срезаемых скальпов! О том, насколько эта попытка удалась и была ли до конца искренней, - чуть ниже.

Поставленный по одноименному роману Эвана С. Коннэлла, фильм сохранил повествовательность литературного произведения. Изобразительный ряд нанизывается на дикторский текст, закадровый голос персонажа поясняет воссозданные на экране события. Рассказчика два - по одному от каждой из конфликтующих сторон. От имени белых говорит любящая супруга главного героя - генерала Джорджа Армстронга Кастера, честолюбивого служаки и жестокого карателя (одним из его прозвищ и озаглавлен сериал). Краснокожих представляет индеанка, жена племенного вождя, носящего имя Бешеная Лошадь. "Сын Утренней Звезды" основан на реальных фактах: так было, тут ни прибавить, ни убавить. Белые колонизаторы в непреклонной борьбе за новые пашни, пастбища и рудники перемещали, загоняли в резервации либо уничтожали посмевших противиться их воле аборигенов; индейцы жестоко мстили солдатам Великого Белого Отца, как называли в вигвамах президента Соединенных Штатов Америки. Но если варварству "синих мундиров" отведен едва ли не единственный эпизод (ночное нападение Кастера на мирный лагерь шайенов), то избиение белых превосходящими силами краснокожих в знаменитом сражении на реке Большой Белый Рог в 1876 году изображается долго, детально, со всеми подробностями.

Великая вещь - экранное время. То, что Кастер приказал стрелять в женщин и детей, а затем включил эти невинные жертвы в число потерь противника (!), к концу фильма успевает забыться, по крайней мере на уровне эмоций. А сцены мародерства "свирепых дикарей", которые добивают раненых солдат и раздевают убитых до нижнего белья, долго не изгладятся в памяти их светлолицых соотечественников. Умело используют авторы и прием повтора: в скольких эпизодах появляется и гордо реет звездно-полосатый флаг, тактично умолчим.

...В фильме "Сын Утренней Звезды" есть знаменательный эпизод. На приеме у Гранта в Белом доме вождь племени оглала-сиу по имени Красное Облако с учтивой гордостью отказывается от предложенного стула и привычно садится на пол. В естественной позе легче сохранить прямоту осанки - даже в навязанном диалоге с более сильным партнером. (Анатолий Вершинский)

_____________________

Необычная миссия

С необычной миссией прибыл в столицу Франции вождь знаменитого племени североамериканских индейцев сиу-оглала. Альфред "Красное облако" выразил решительный протест старейшин своего племени руководству одного их самых престижных мюзик-холлов Парижа - кабаре Crazy Horse ("Бешеная лошадь"). Дело в том, что, как считают индейцы, в названии увеселительного заведения вот уже 53 года без разрешения используется имя знаменитого вождя племени сиу Ташунко Витко - "Бешеная лошадь". "Назвать таким образом заведение, где зрителям показывают голых женщин - все равно что открыть в США стриптиз-клуб под вывеской "Шарль де Голль", - заявил Альфред "Красное облако". - Мы оскоблены неуважением к нашим предкам и ко всей культуре индейцев". "Красное облако" вручил представителю Crazy Horse письмо с требованиями племени. Если полюбовно конфликт разрешить не удастся, то индейцы могут передать дело в суд. Одетый в традиционную индейскую одежду и головной убор из перьев, вождь привлек к себе большое внимание туристов, так как мюзик-холл Crazy Horse расположен всего паре минут ходьбы от Елисейских полей, сообщают "Известия" со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Суровый с виду Альфред рассказал собравшимся, что "Бешеная лошадь" - важнейшая фигура в борьбе индейцев за свои права, человек, удостоенный звания "Спаситель народа". Он участвовал в знаменитой битве, когда индейцы наголову разбили войска американского генерала Кастера. Однако на следующий год Ташунко Витко был убит в резервации. Несмотря на то, что парижское кабаре давно знаменито во всем мире и существует более полувека, индейцы сиу ничего о нем не знали вплоть до последнего времени, пока не увидели репортаж об этом "храме разврата" по телевидению. Потомки "Бешенной лошади" посчитали недопустимым такое использование имени знаменитого воина и отправились в Париж с миссией по наведению порядка. Интересно, что у американских индейцев уже есть подобный успешный прецедент: в 1992 году им удалось выиграть тяжбу с одной из американских пивоваренных фирм, пытавшейся использовать в коммерческих целях имя великого вождя сиу. Тогда племя получило компенсацию в $150 тыс. Как и чем будет расплачиваться с индейцами Crazy Horse, пока не ясно, но вождя уже провели с экскурсией по кабаре, где работают одни из самых красивых танцовщиц Парижа.

Легенда о Бешеной Лошади:

The Legend of Crazy Horse
by J.D. Blackfoot

You took his land and you ate his corn, and on his grave your land was born.
You took his pride and you fed him dirt, you wished him winter without a shirt
and you called this red man SAVAGE!

And after you crushed him you helped him up, to let him drink from an empty cup.
You gave him that Navy without the fleet, and made him lick your hands and kiss your feet, and you named this mad dog SAVAGE!

Well I found a book the other day, so I looked up red and white to see what'd say.
One was a savage, the other unlearned, like a look in the mirror the tables were turned....for history has named you--SAVAGE!

In the year of 65 when I was very young, we watched the dust clouds to the south and we knew that you had come.
We saw you build your chain of forts along the Bozeman road
But Red-Cloud had his allies a-counted long before it snowed.
And someday Great White Father you will know my name!

In the year of 66 you met me face to face. I decoyed your Captain Fetterman and we never left a trace.
Into our sacred homelands your Blue Coat Soldiers came,
But we just taught you a heap-big lesson in the battle of a hundred slain.
And someday Great White Father you will know my name!

In the June of 76 our Nation joined its hands. We made our camp at the Little Bighorn not knowing of your plans.
You sent your long-haired Custer of the Seventh Cavalry, to hunt and kill my children for wanting to be free.
And I think it's time Great White Father that you knew my name!!!

It's Crazy Horse! It's Crazy Horse!
And I wish that you were here to see,
cause I got Yellow Hair cornered at the Bighorn and I'm about to set him free!

Ride to the village to get my Oglala's, the Sans Arc's and the Miniconjou,
Get Sitting Bull with his band of Hunkpapa's the Brule's and the Blackfoot's too!
Riding home from battle came the Cheyenne ponies with white blood drippin' from their feet!
Their riders were a lookin' and a shoutin' up to heaven, here's to Chivington at Sand Creek!

Hey there mister wagon master what do ya' have inside, hidden underneath that buffalo hide?
Could it be ya brought to me some food from the man back east, so my starvin' children could have a feast?
Hey mother come look and see what the bastard done brought to me---alcohol, tobacco and guns....alcohol tobacco and guns.

Now I have seen the Eagle soaring beautiful and free, I don't want no man to make less of me.
Do you take me for a fool or as a little child? And do you really wonder what's made me wild?
Hey paleface ya better run...because my men are having lots of fun with alcohol, tobacco and guns-yeah!

Now I have waited patiently for you to pay your rent, but as of yet I haven't seen that first red cent.
I don't think that there's much chance of me evicting you, but watch out for that day that you get Sioux'd.
A hundred years have seen the setting sun, but his sad country still is run on alcohol-tobacco- and guns.
A hundred years have seen the setting sun, but his sad country still is run on alcohol-tobacco-and guns.

Now you try to trick me and lock me up in jail,
but where would a stupid savage find the bondsman or the bail?
I turn to run for I am scared and want so to be free, I feel the ice-cold bayonet as it sinks deep inside of me.
But some day Great White Father you'll remember me!

Sioux warriors teach your children the white man's evil tongue.
Make them know the name of Crazy Horse and the battles he has won.
So they will know the truth when its knowledge that they crave.
Let them sing of the land of the free and the home of the brave.
And of the Great White father that dug my grave.

Brown rivers once were blue, now the fish float upside down.
Ancestral burial grounds that's where you built your towns.
The smokestacks from your factories they pollute my skies.
You slaughtered all my buffalo and you left me here to die.
And all of this you have done in the name of God!

Crazy Horse he was laid to rest on a creek called Wounded Knee.
but there is more buried in his grave than the wisest man could see.

I have dreamed the vision of the horse that dances wild, and I have seen the land of the great beyond.
I am one with this earth as a little child. Let my eternal light shine on.

Ride away and don't recall the things that are best forgotten.
Try to find a way-of picking from the barrel the one that's rotten.
The key to peace is sitting on your shoulders. So knock upon the door and you walk on in.
You're just a child who has but to remember, that in yourself you just found your best friend.

so ride away lord--

It is said that Crazy Horse had the power to dream himself into the real world-
and to leave the illusion behind.......


Мемориал Ташунка Витко
:

увеличить

37

Не устану повторять, Элион - огромное спасибо за информацию! Очень, очень, очень интересно. :cool:
Не сочтите за флуд, но не могу не выложить этот трэк :

Колыбельная ( в исполнении группы Wayra ) :

Официальный сайт группы :

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

38

Спасибо, Сакатека! "Колыбельная лакотов" на языке лакота - всё к месту, какой же это флуд? Тем более, такая замечательная музыка. Там на ютюбе ниже вашего отзыва некто написал: "This is the kind of music I want my children to grow up listening to. It has so much culture and love in it, unlike rap and all that other mess. THIS IS TRUE MUSIC!" - "Это та музыка, слушая которую, я бы хотел, чтобы выросли мои дети. В ней столько культуры и любви, в отличие от рэпа и другой подобной мути. ЭТО НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА!"

39

Элион.
У меня маленькое предложение : полагаю, что в названии темы в скобках должно находится именно "сиу" , а не лакота.

William K. Powers говорит : "Термин «Сиу» (Sioux), бывший когда-то популярным, признан унижающим. Этот термин является французским искажением «Сью» слова Оджибва, которые называли Дакота «ничтожными змеями». Об этом искажении, смотрите Densmore (1918) и Powers (1977)", и сами лакота себя сиу не называют.

Предлагаю сделать рокировку...

40

Вы правы, Сакатека. Но еще дело в том, что под словом "язык индейцев сиу" подразумеваются не только лакота, но также дакота и накота. В скобках - уточнение, что здесь речь идет именно о лакоте. И рассказывая о культуре и истории сиу, мы неизбежно соприкасаемся со всеми сиу, хотя я стараюсь, в основном, сосредотачиваться на лакотах.

Потом, несмотря на то, что в сети везде пишут, что слово "сиу" звучит оскорбительно для лакотов, это название уже исторически закрепилось за ними, да не так уж они и обижаются на него. Напротив, некоторые даже открыто гордятся, что они - сиу.

Аватары: