Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Беседы на общевосточные темы » Теория восточной музыки. Специфика её восприятия


Теория восточной музыки. Специфика её восприятия

Сообщений 21 страница 26 из 26

21

Арабская музыка доисламского периода

Под арабской музыкой обычно понимают музыку арабов и других народов, которые населяли Ближний и Средний Восток, Северную Африку и Юго-Западную Европу в средние века. Однако в древности ореал распространения арабской культуры, в том числе и музыкальной культуры, был ограничен Аравийским полуостровом. Северная Аравия стала очагом арабской культуры.

Первое упоминание об арабской музыке относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Есть историческое свидетельство - надпись о том как арабские рабы развлекали музыкой своих ассирийских надсмотрщиков. Однако на сегодняшний день о музыке доисламского периода имеется очень мало сведений. Начало становления арабской музыки как искусства относится к периоду образования великого халифата.

Музыкальные произведения доисламского периода исполнялись, как правило, женщинами. Мучанийа - певиц и женщин, игравших на различных музыкальных инструментах, всегда приглашали на семейные и племенные торжества. История сохранила имена двух певиц того времени - это рабыня Ширин и Азза аль-Майла, её ученица.

Единство поэзии и музыки было характерно в ранний "бедуинский" период развития арабской музыки. Сохранились исторические сведения о шаирах (от арабского слова "вещий") - профессиональных арабских поэтах-певцах. Свой шаир был у каждого племени. Ему приписывали чудодейственную сили, а песни, исполнявшиеся им считали пророческими. Широкое распространение в доисламский период получили эпические сказание, которые восхваляли доблесть героев и песенные жанры, такие как траурные элегии - марса (марсийа), похоронные песни(маратхи), песни-вызов на бой(урджуза), песни мести (сар), сатирические песни (хиджа), хвалебные песни (мадх), песни конников (хабаб), караванные песни погонщиков верблюдов (хида) и пр. Жалобный жанр - атаба был распространён в северных районах - в Ираке, Иордании, Сирии, Ливане, Палестине. Атаба - это песенный диалог, который построен на чередовании сольных речатативов с короткими ответами. Он очень эмоционален. Вставить строчки в этом стиле в песню другого жанра считалось высоким мастерством. Песни политического содержания и песни, так называемые "каталоги", в которых содержалось перечисления звёзд, племён, ремесел, названия мечетей и пр. пелись в Южной Аравии, Йемене. Свадебные песни и ракш - танцевальные песни были распространены в Хадрамауте. Они сопровождались мимическими танцами с палками. Музыкальных инструментов было в то время немного. Это - примитивная лютня (мизхар), ребаб - однострунная скрипка из смычковых, дуфф - маленький плоский в виде квадрата бубен из ударных, двенадцатиструнный мизах -прототип арфы.

Однако со временем музыкальный инструментарий существенно обогатился. Во-первых, лютней, которая является инструментом персидского происхождения. Только персы использовали барбат - двуструнную лютню с кожаной декой, а арабы добавили к лютне ещё две струны. Так появилась лютня-уд, которая сначала имела четыре струны, а затем пять. Она сочетала в себе музыкальные свойства барбата и мизхара. Танбур - лютня с длинным грифом была популярна среди женщин.

Широко применялся и канун - цитра, имеющая форму трапеции и кеманча - струнный смычковый инструмент. Ударные инструменты представлены были в большом разнообразии - это тар - бубен круглой формы, бендир - оригинальный бубен, дарбука - барабан, кус - большой барабан в виде котла, табл - парные литавры, которые были скреплены вместе, наккарт - двойные литавры маленько размера и кадиб - небольшие палочки и пр. Из духовых инструментов использовалась открытая продольная флейта - гобса, примитавная флейта - най, райта - музыкальный инструмент семейства гобоев и пр.

Арабская музыка является преимущественно музыкой устной традиции, которая передавалась от одного поколения к другому. За исключением записей Сафи-ад-дина - арабского учёного XIII века, записи арабской музыки появились в XIX веке.

22

На имени Сафи-ад-дина стоит остановится и рассказать о нём поподробнее.

Сафи-ад-дин Абдаль Мумин ибн Юсиф ибн Факир аль-Урмави - выдающийся средневековый музыкальный теоретик. Родился Урмави в 1216 году в городе Урмия. Затем некоторое время по свидетельствам некоторым источников он учился в Тебризе, а впоследствии переехал в Багдад, где жил и работал. Поэтому и в арабских странах, и в Иране, и в Азербайджане этого учёного считают "своим". Кем же на самом деле он был по происхождению мы не можем сказать, так как не имеем доступа к историческим источникам, да и суть ли это важно? Гораздо важнее другое. Он был был первым выдающимся средневековым музыкальным теоретиком Ближнего Востока и не только. Сафи-ад-дин был человеком разносторонним и внёс свой вклад также в различные отрасли знания, такие как каллиграфию, литературу и историю. В своих трудах, написанных на арабском языке, он собрал воедино и обобщил достижения многих веков арабской, персидской и греческой музыкальной науки.

Ещё во время своей учёбы в медресе Урмави прославился как искусный каллиграф и его пригласили к халифатскому двору. Урмави был советником - надимом (т.е.собеседником) у последнего из династии Аббасидов халифа Мустасимбиллаха. Однако Сафи-ад-дин был не только советником халифа, он также работал в дворцовой библиотеке и был каллиграфом. О том, как Урмави играл на уде в то время слагали легенды.

Сафи-ад-дин является создателем двух музыкальных смычковых инструментов. Первый назывался нузха, что означает "развлечение". Этот 4-х угольный 81-струнный инструмент представлял собой подобие канона и арфы, изготавливался он из красной ивы. Второй инструмент назывался "мугни", что означает "влекущий". Этот 32-струнный инструмент имел треугольную форму, изготавливался из жёлтого абрикоса и напоминал по уструйству нузку, рубаб и канон, однако он имел более широкое и объемное ложе по сравнению с рубабом.

Важно отметить, что музоведческая деятельность Сави- ад -дина Урмави еще не исследована до конца. Но сведения, которые удалось собрать об этой деятельности к настоящему времени достаточно объемны. Свои познания Урмави получал из великого музыкального наследия, которое оставили его предшественники, заслуги которых он оценивал очень высоко. Своим наставником и пророком он именовал знаменитого музыковеда Фараби, жившего в десятом веке. Многие свои знания Урмави почерпнул, изучая труды ещё одного учёного десятого века - Ал-Исфагани, который явился автором серии, состоявшей из 21 книги, посвященной истории музыки.

Основные работы Сафи-ад-дина - "Шарафийский трактат об основах композиции" ("Риссалат аш Шарафийя филь нисаб ат тамфия"), "Книга о музыкальных модусах" ("Китаб аль адвар"), просодии, а также трактаты о звукорядах. Но это те работы, о которых мы в настоящее время знаем. Есть веские основания предполагать, что его перу принадлежит и ряд других работ.

Первый трактат Урмави написал в Тебризе и этот трактат является его первым произведением. Этот трактат написанный на арабском языке, состоит пяти глав, в которых Урмави изложил свои теоретические взгляды на звук и звукосочетания, уделил внимание соотношению интервалов между ритмами и обозначил правила их определения. Также в этом трактате были рассмотрены вопросы сочинения мелодий и значение такта.

Второй трактат, называемый также "Китаб-ал-адвар", книгой времен, был тоже написан на арабском. По содержанию он был более глубоким и всеохватывающим. В этом сочинении, состоящем из пятнадцати глав Урмави пишет о различных важнейших сферах музыки. Следует отметить, что это произведение не потеряло своей актуальности и в наши дни. В этом трактате подробно рассматриваются сила музыкального звука, соотношение интервалов и правилам деления актов, музыкальным инструментам в большом многообразии и, кроме, того, мугаму. Описывается их воздействие на слушателя и другие вопросы. Учёным были охарактеризованы двенадцать основных диатонических семиступенчатых ладов-макамов, которые входи в восьмидесяти четырех ладовую систему, которая была основана на соединении семи видов тетрахорда с двенадцатью видами пентахорда и шести второстепенных ладов. Именно Сафи-ад-дин был первым арабоязычным композитором, который оставил вотированные записи - буквами и цифрами, при этом его нотный алфавит состоял из тридцати пяти букв, которые соответствовали положениям пальцев на грифе музыкального инструмента - уда. Таким образом, Сафи-ад-дин Урмави является изобретателем нотной записи на Ближнем Востоке. 

Учениками Урмави были такие известнейшие восточные музыковеды, как Али ситаи, Сехраверди, Хуссамеддин Гутлуг, Гассан Завер и другие. Музыковеды, в том числе европейские музыковеды, спустя века сравнивали мастера Урмави с небесными светилами. Например, известный английский музыковед двадцатого века - Генри Джордж Фармер писал: "…в тринадцатом веке на музыкальном небосводе засверкала яркая звезда, имя который было Сафи- ад -дин Абдулмомин Урмави". После Фараби, арабском музыкальном теоретике десятого века, Урмави является величайшим учёным в данной области. Рафаэл Гизеветтер - западноевропейский историк музыки девятнадцатого века также чрезвычайно высоко оценивал заслуги Урмави.

Продолжение следует. Вопросы и дискуссии, поправки и уточнения приветствуются. :)

23

Простите, я отошла от обсуждения темы, которое сама же и сынициировала! Очень много работы навалилось, а дома с интернетом проблема. Хотелось бы узнать-  никто не смог посетить Дни Сирийской культуры в России? они проходили и в Москве, и в Питере. В Петербургской Консерватории были концерты:  6 октября День культуры Палестины, а 9 октября День культуры Сирии. В анонсах написали: "зрители стали свидетелями грандиозного представления. Ансамбль современной арабской музыки «Макам» познакомил с современными аранжировками традиционной музыки Ближнего Востока. Такой музыкальный стиль принято называть М. А. Он являет собой симбиоз традиционной музыки и современных музыкальных элементов, которые захватывают дух и открывают абсолютно новые грани арабской культуры.Затем программу продолжил женский сирийский ансамбль национальной музыки. Не только сирийскую музыку подарили зрителям гости из Ближнего Востока, но и магию сирийского танца. Театр танца «Инана» представил балет «Джулиа Думна», который рассказывает историю жизни арабской принцессы. Посредством музыки и танца актёры описывают роль женщины в арабской культуре и их влияние на становление государств".
Я, к сожалению, не смогла попасть, может, кто присутствовал и поделится впечатлениями?

24

maria4
К сожалению, не нашла пока подробной информации об этих выступлениях. Надеюсь, что видео с этих концертов кто-нибудь попозже выложит.

Нашла недавно композицию Арабский вальс. Мне она понравилась. Интересно было бы Ваше мнение о ней услышать как специалиста (в той же теме, если можно).

25

maria4, скажите, а для арабской, персидской музыки характерна пентатоника? или это только для дальневосточной музыки?

26

Amal, Anwar
Похоже, Ваши вопросы зависли в воздухе. :dontknow: 

Об арабском вальсе ничего дельного написать не смогу потому что я музыки далека, а тут надо быть профи, или хоть какое-то музыкальное образование иметь. Остается надеяться, что кто-то еще из таких людей появится.

Решила я, что с пентатоникой проще будет разобраться. Какая же я наивная.  :D  Дальше Википедии не продвинулась. :hobo: 

Пентато́ника (от греч. πέντε — пять и греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам.

Опора на первичные (кварто-квинтовые) отношения звуков свидетельствует о древности пентатоники. Она лежит в основе традиционной («народной») музыки китайцев, вьетнамцев, монголов, тюркских народов (татар, башкир и др.). Пентатоника встречается в музыкальном фольклоре Европы и в древнейших пластах русской народной песни (особенно в так называемых календарных обрядовых песнях).

Пентатоникой также называют любые пятиступенные звукоряды, которые представляют собой законченные интервальные системы (в отличие от пентахордов неполных диатоник). Среди них:
    полутоновая пентатоника (например, a-h-c'-e'-f'); распространена в японской традиционной музыке для кото;
    темперированная пентатоника (октавный звукоряд делится на 5 относительно равных частей, как, например, индонезийский слендро)[4];
    смешанная (например, a-h-d'-e'-f).

Отредактировано Nibaal (2011-12-10 01:42:36)


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Беседы на общевосточные темы » Теория восточной музыки. Специфика её восприятия