У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Иран. Персидская история и культура » Древняя Персия и арабский Халифат: особенности исторического периода


Древняя Персия и арабский Халифат: особенности исторического периода

Сообщений 1 страница 20 из 51

1

Здравствуйте.
я нашёл этот форум по поисковику, так как очень заинтересован в сотрудничестве с консультантом, который хорошо разбирается в истории (раннее средневековье) Персии и Халифата.
Дело в том, что я пишу исторический роман, и вот как раз сейчас персонаж медленно, но верно приближается к той его части, где мне понадобится через каждое слово задавать уточняющие вопросы знатоку.
К сожалению, я не знаю, в каком разделе мне создавать тему. Да и, почему-то ,я вообще не могу создать пока никакой темы. В чём причина - не знаю.

2

а, разобрался. Я не туда посмотрел. Не обращайте внимания.
но консультанта всё ещё ищу.

что нужно конкретно:
1. Персия, конец 9 века нашей эры. Путешествие из Хазарского Хамлиджа (Итиля) в Шираз. Опционально - в другие исторически интересные города.
2. Политическая ситуация в подробностях. То, что нашёл по Аббасидам - не удовлетворительно.
3. Мелочи быта: одежда, мебель, материалы, еда - что угодно.
4. Отношения с Халифатом. В том числе ситуации в отдельных эмиратах того времени, отдельные династии, разборки между ними и прочее подобное.

3

Ruvimov написал(а):

я нашёл этот форум по поисковику, так как очень заинтересован в сотрудничестве с консультантом, который хорошо разбирается в истории (раннее средневековье) Персии и Халифата.

Есть такие, которые хорошо разбираются и есть такие, которые считают, что хорошо в ней разбираются. :)
Человеку со стороны разобраться в том, насколько такой консультант будет "в теме" очень трудно. Я бы поискала такого консультанта среди профессиональных востоковедов - иранистов. С историками нужно ухо держать востро. Их интерпретация истории ооочень зависит от того, что составляет основу их исследований. Это я к тому, что среди них много теоретиков, ни разу даже не побывавших в Иране, в глаза не видевших древних первоисточников, но считающих себя великими специалистами по древнему Ирану. И примите во внимание, что точка зрения на исторические события связана напрямую с национальным вопросом и... текущей политической ситуацией.  :rolleyes: Иранские, азербайджанские, американские, израильские, российские и другие учёные интерпретировать ряд исторических фактов будут по-разному.

Ruvimov написал(а):

К сожалению, я не знаю, в каком разделе мне создавать тему. Да и, почему-то ,я вообще не могу создать пока никакой темы. В чём причина - не знаю.

Причина в том, что Вы новичок на форуме и пока у Вас нет тех возможностей, которые есть у постоянных участников.
Какую отдельную тему Вы хотите создать? Об историческом периоде древнего Ирана того времени, о котором Вы написали? Сформулируйте название, создадим тему. :)

Ruvimov написал(а):

2. Политическая ситуация в подробностях. То, что нашёл по Аббасидам - не удовлетворительно.

А что нашли?

4

Nibaal написал(а):

Я бы поискала такого консультанта среди профессиональных востоковедов - иранистов.

я сижу ещё на одном форуме - именно историческом, пока востоковедов не нашёл :( А тут гляжу всё по теме.

Nibaal написал(а):

Иранские, азербайджанские, американские, израильские, российские и другие учёные интерпретировать ряд исторических фактов будут по-разному.

так как я в России, пишу по-русски и сижу на русских форумах, то надеюсь встретить русских консультантов :)
моя схема работы следующая: я пишу сюжетку, и по ходу действия сталкиваюсь с вопросами на конкретные темы. Пока я вынужден самостоятельно копаться в кучах источников, то дополняющих, то противоречащих друг другу. Слава богу, художественное произведение позволяет порой придумывать и говорить "Ничего не знаю, автор так видит!" - и я беззастенчиво выбираю только один вариант, выдавая его за аксиому, или же просто выдумываю. Как, например, я выдумал семейство Исхака ибн Кундаджа аль Хазари или то, что аль Фараби учился в детстве в Итиле (и главный герой его от хулиганов защищал - хе-хе-хе...).
Когда "муза прёт", очень неудобно написать полтора слова и тут же на полчаса погрузиться в чтение источников от википедии до крупных исследовательских трудов, хотя надо было, например, всего лишь выяснить, принято ли было у мусульманок Итиля в 9 веке носить паранджу.
А был бы консультант - я б его спросил конкретный вопрос, и он бы мне сразу дал конкретный ответ.
Ссылки на книги востоковедов мало помогают делу, только стопорят работу.

Nibaal написал(а):

А что нашли?

Нашёл-то в принципе не так мало, но как только берёшься за конкретные вещи, сразу оказывается, что ничего толком и не нашёл по теме. Только общие описания, да ещё и, как правило, не в том хронологическом отрезке, который я выбрал (от 882 до 911-913 года)

Nibaal написал(а):

Какую отдельную тему Вы хотите создать? Об историческом периоде древнего Ирана того времени, о котором Вы написали? Сформулируйте название, создадим тему.

Благодарю за понимание.
Хотелось бы создать тему с названием:
"Ищу консультанта для работы над историческим романом"
А в самой теме в первом топике :
что нужно конкретно:
1. Персия, конец 9 века нашей эры. Путешествие из Хазарского Хамлиджа (Итиля) в Шираз. Опционально - в другие исторически интересные города.
2. Политическая ситуация в подробностях. То, что нашёл по Аббасидам - не удовлетворительно.
3. Мелочи быта: одежда, мебель, материалы, еда - что угодно.
4. Отношения с Халифатом. В том числе ситуации в отдельных эмиратах того времени, отдельные династии, разборки между ними и прочее подобное.
система работы: автор обращается к консультанту с конкретными вопросами. Время от времени даёт вычитывать написанный материал на предмет поиска несоответствий.
условия сотрудничества обсуждаемы.

5

Ruvimov написал(а):

что нужно конкретно:
1. Персия, конец 9 века нашей эры. Путешествие из Хазарского Хамлиджа (Итиля) в Шираз. Опционально - в другие исторически интересные города.
3. Мелочи быта: одежда, мебель, материалы, еда - что угодно.


Я недавно вернулся из Товузского района Азербайджана, где меня подробно ознакомили с руинами города Шамкир (Шамкур), разрушенного монголами. Типичный образчик аранского градостроительства, начало его как раз попадает на 8-9 века от Р.Х. Возможно, смогу быть вам полезным; некоторые вещи можно спросить у наших археологов.

Этот город лежал на Великом шелковом пути. Видел я и древние ширванские крепости.

6

Ruvimov написал(а):

А что нашли?Нашёл-то в принципе не так мало, но как только берёшься за конкретные вещи, сразу оказывается, что ничего толком и не нашёл по теме. Только общие описания, да ещё и, как правило, не в том хронологическом отрезке, который я выбрал (от 882 до 911-913 года)


Тут дело такое. Важно чувствовать сам культурный ладшафт цивилизации; тогда можно избегнуть многих позорных ошибок. Вот, возьмем, например, роман Курбана Саида "Али и Нино". Я всегда утверждал, что все теории о его азербайджанском происхождении - домыслы и автор романа - Лео Нуссельбаум. Ведь там есть вопиющие ошибки, с первых же строк. Так, например, сестра главного героя носит удивительное имя Аише. Оно совершенно невероятно потому, что в начале века - да и сейчас тоже Баку чисто шиитский город. А давать имя Аише у шиитов не принято; джафаритский мазхаб ее не любит. Далее, главный герой делает шокирующее заявление о том, что в начале двадцатого века в Иране между городами курсируют автобусы (!!!). Такое не было даже в Европе. Он же утверждает, что в Иране существовали гаремы, хотя это - полный анахронизм. И т.д. и т.п.

Но в то же время, достаточно нам переместиться в эпоху, предшествующую Великим Сельджукидам, к доброму шейху Кейкавусу ибн Искандеру - такое ощущение, что он описывает реальность современного Ирана и Азербайджана, настолько все точно совпадает. Цивилизационные алгоритмы подобны литосферным плитам; они движутся медленно и сталкиваются с огромной силой.

7

Gilavar написал(а):

Типичный образчик аранского градостроительства, начало его как раз попадает на 8-9 века от Р.Х. Возможно, смогу быть вам полезным; некоторые вещи можно спросить у наших археологов.

Было бы замечательно!
Думаю, что реалии этого города можно без зазрения совести отнести и к каким-нибудь другим городам того времени.

Gilavar написал(а):

Ведь там есть вопиющие ошибки, с первых же строк. Так, например, сестра главного героя носит удивительное имя Аише. Оно совершенно невероятно потому, что в начале века - да и сейчас тоже Баку чисто шиитский город. А давать имя Аише у шиитов не принято; джафаритский мазхаб ее не любит. Далее, главный герой делает шокирующее заявление о том, что в начале двадцатого века в Иране между городами курсируют автобусы (!!!). Такое не было даже в Европе. Он же утверждает, что в Иране существовали гаремы, хотя это - полный анахронизм. И т.д. и т.п.

у меня наверняка будут те же ошибки, так как с восточной, и в частности тюркской культурой я сталкивался только в Берлине, в круглосуточном донёр-кебаб-баре :))))
А имена выбираю вообще просто из списка арабских имен в Википедии.
Так что мне обязательно нужен будет консультант.
Конечно, от ошибок не застрахован никто (вон, пожалуйста, в вашем примере книга вышедшая и, судя по всему, довольно известная), и если заниматься вылизыванием текста вместо того, чтобы его просто ПИСАТЬ, то книга рискует вообще никогда не увидеть свет.
я не историк (по образованию лингвист, по романо-германским), и не сталкивался с описываемыми культурами. Просто вот решил сам себе создать трудности. Писать такой роман - это уже хорошая зарядка для мозга. Но совсем уж делать из него лапоть, над которым будут смеяться не то что историки, а просто люди, сталкивавшиеся с той культурой, вовсе не хочется :(

8

Ruvimov написал(а):

Думаю, что реалии этого города можно без зазрения совести отнести и к каким-нибудь другим городам того времени.


Это очень большая архаика. Признаюсь, первый раз видел такое. Образчик строительства из сырцового кирпича с местной спецификой. Овданы, характерные контрфорсы, шахристан, цитадель - полный набор города в ареале ирано-исламской цивилизации. Честно говоря, был очень удивлен сложностью планировки города не такого уж большого (сомневаюсь, чтобы в нем проживало больше пяти-шести тысяч человек... но такова уж была средневековая специфика...). Есть все, вплоть до канализации, водопровода (традиционных кехризов).

Без сомнения, все эти города на Великом шелковом пути строились по единому плану. Но были региональные различия. По ту сторону Аракса традиционно города строили на высотах; а вот материал применяли тот же самый, в отличие от прибрежной зоны, где на ходу был известняк.

Совершенно особняком стоит Ани, где широко применялся красный туф.

Ruvimov написал(а):

у меня наверняка будут те же ошибки, так как с восточной, и в частности тюркской культурой я сталкивался только в Берлине, в круглосуточном донёр-кебаб-баре )))

А имена выбираю вообще просто из списка арабских имен в Википедии.
Так что мне обязательно нужен будет консультант.


С удовольствием помогу, чем смогу.

Ruvimov написал(а):

Конечно, от ошибок не застрахован никто (вон, пожалуйста, в вашем примере книга вышедшая и, судя по всему, довольно известная), и если заниматься вылизыванием текста вместо того, чтобы его просто ПИСАТЬ, то книга рискует вообще никогда не увидеть свет.


Для меня образчиком исторического романа до сих пор остается "Саламбо" Гюстава Флобера. Великолепный стилист, это чувствуется даже по переводам. Очень уважаю Мориса Симашко, сильный писатель; "Маздак" и "Искупление дабира" написаны просто превосходно, а темы эти сложные и малоизвестные. (При том, что роман "Маздак" в некотором смысле псевдоисторический, как и "Саламбо".) Но даже у него, помниться, неприятно царапнуло выражение "ликвидация дасткерта". Такого рода сучки и задоринки нарушают очарование текста и рушат даже самые мастерские декорации.

Ruvimov написал(а):

я не историк (по образованию лингвист, по романо-германским), и не сталкивался с описываемыми культурами. Просто вот решил сам себе создать трудности. Писать такой роман - это уже хорошая зарядка для мозга. Но совсем уж делать из него лапоть, над которым будут смеяться не то что историки, а просто люди, сталкивавшиеся с той культурой, вовсе не хочется


Это не страшно. И вы даже можете написать вещь более проникновенную, чем сами же представители описываемой цивилизации; хотя бы потому, что стоите вне ее. Просто нужно этот самый ландшафт почувствовать. И вы правы - это, действительно, хорошая зарядка для мозга.

9

"Али и Нино" Курбана Саида увидела свет в первой четверти двадцатого века и сразу же стала бестселлером. Но мне этот роман активно не нравится. Тимпаны, кимвалы, одалиски, страстные грузинки с кинжалами, гаремы, евнухи, роковая любовь и бушуюшая страсть. Одним словом, Восток не реальный - а такой, какой он сложился в ориенталисткой традиции.

10

Ruvimov написал(а):

А имена выбираю вообще просто из списка арабских имен в Википедии.

У нас этот список гораздо шире. :)
Загляните в тему: Арабские имена. Значения арабских имён

11

Gilavar написал(а):

С удовольствием помогу, чем смогу.

вам не сложно будет вычитать несколько глав на предмет совсем уж явных косяков? *я не имею в виду фант.допущения и авторскую интерпретацию*

Gilavar написал(а):

И вы даже можете написать вещь более проникновенную, чем сами же представители описываемой цивилизации; хотя бы потому, что стоите вне ее. Просто нужно этот самый ландшафт почувствовать.

так как я "визуал", то у меня всё идёт через зрительные ассоциации. Соответственно, "почувствовать" я могу цветами, образами, лицами. У меня по цветовой гамме получается тёмно-фиолетовый и золотисто-оранжевый, по лицам получается вот этот дядька:

http://sa.uploads.ru/t/idgcQ.jpg

по звукам - дудук, персидские барабаны (наслушался на ютьюбе)
ну и танцы, конечно же. Тоже насмотрелся на ютьюбе.
И в общей сложности получилось "дело тонкое" с коварными мужиками и хитрыми девицами.
Насколько это будет " в тему", пока не могу судить :) Может, и получится всё же лапоть по типу Шварценеггера в роли русского милиционера или Дольфа Лундгрена в роли русского боксёра.
Ну да и бог с ним!  :playful:

Gilavar написал(а):

"Саламбо" Гюстава Флобера.
Морис Симашк,"Маздак" и "Искупление дабира"
"Али и Нино" Курбана Саида

как мне не стыдно!...
но я всё это нашёл и нагло скачал. Буду читать с коммуникатора в поездках, проникаться, так сказать, атмосферой.
Вообще, по теме читал лишь два женских романа - "Сердце в пустыне" и "Янычар и Мадина"

Amal написал(а):

У нас этот список гораздо шире.
Загляните в тему: Арабские имена. Значения арабских имён

огромное спасибо!

12

Ruvimov написал(а):

С удовольствием помогу, чем смогу.вам не сложно будет вычитать несколько глав на предмет совсем уж явных косяков? *я не имею в виду фант.допущения и авторскую интерпретацию*


Конечно же, помогу.

13

Ruvimov написал(а):

по звукам - дудук, персидские барабаны (наслушался на ютьюбе)


"Персидские барабаны" - вы, очевидно, имеете в тонбак.

Дудук, он же балабан - довольно узкоареальный инструмент, распространен среди южнокавказских, анатолийских тюрков и армян и, строго говоря, не является голосом иранской цивилизации.

Персы - мастера игры на сентуре, нее, таре и кеманче.

Голос этот таков.

Но если присутствуют тюрки или близкие к ним элементы - то уже так:

14

Дамы в этом ансамбле играют на уде (персы называют его барбат; уд - арабское и южнокавказское название, от южнокавказских персов (ныне тюркизировавшихся), в которых течет очень много арабо-сирийской крови); кеманче (тоже инструмент арабского происхождения, обладает "рыдающим" голосом; иранская кеманча шире и выше азербайджанской); на одной из разновидностей тара (его в Иране чуть ли не сорок видов, это инструмент очень для них характерный, как и для азербайджанцев...); тонбаке, кстати, вот на нем девушка в черном играет просто виртуозно.

А в ансамбле Сима Бина три человека играют на сазе - тюркском инструменте; причем, двое держат его на азербайджанский манер, на груди; а девушка - у пояса, как иранцы и турки. Одна из девушек держит ней - длинную флейту, с очень щемящим голосом. Девушки на краю играют на дэфе (восточном бубне), как и сама исполнительница.

15

Но настоящим музыкальным "фоном" того времени, вплоть до конца возрождения персидской культуры был ченг (چنگ), который в Европе называли османской арфой. Своеобразный символ куртуазной поэзии, хороших манер и образованности среди аристократок, гаремных обитательниц и meretrices Сасанидской империи, Халифата, Великих Сельджукидов, Сефевидов и Османов. Происхождение его туманно; первые ченгоподобные инструменты можно увидеть на египетских фресках и ассирийских табличках; но распространен был очень широко - в том числе, и в Великой степи.

Представлял он собой маленькую изящную арфу, обтянутую кожей осетра; играли на нем исключительно женщины. На восточных миниатюрах ченг можно видеть очень часто.

Позже он стал излюбленным музыкальным инструментом высокообразованных гетер Харабата, вроде Махести Гянджеви. Ему и его прекрасным исполнительницам посвящено огромное число стихов.

Самое же странное, что такой популярный инструмент исчез  практически повсеместно.

16

А какие из перечисленных вами инструментов известны с 9-го века?

Кстати, коль скоро сюжет движется, хочу заранее расспросить.
Итак, путешествие начинается в хазарском Хамлидже в устье Волги, и по сути герои должны доплыть до северной части Персии. А что там???
Какие на тот момент были города, и что там творилось?

Я вроде помню, на юг-восточном побережье Каспия (как раз север Персии) полыхали всяческие восстания. А вот подробнее...

17

Ruvimov написал(а):

А какие из перечисленных вами инструментов известны с 9-го века?


Все они очень древние и известны со времен античности. Самый древний, наряду с чангом, пожалуй, тар. Изображение тароподобного инструмента  - да еще с позицией на груди (характерная черта для народов, проживающих в ареале бывшей Малой (собственно) Мидии...) найдено в мидийских изображениях. Ней - один из древнейших инструментов, в ту эпоху он был уже известен. Кеманча - античный персидский инструмент; но современную форму и характерный тембр ему придали арабы под именем ребаба. Скорее всего, он перекочевал обратно в Иран под старым названием, хотя есть и такая история, что происхождение кеманчи все же независимо; но я как-то читал историю про усовершенствование кеманчи, сделанной арабским музыкантом в эпоху Халифата. Но не исключено, что под маской араба таился элементарный перс; тогда в ходу было космополитическое мышление. Уд - инструмент, как я уже сказал, чисто арабский; был распространен уже с эпохи халифата.

Ruvimov написал(а):

Кстати, коль скоро сюжет движется, хочу заранее расспросить.
Итак, путешествие начинается в хазарском Хамлидже в устье Волги, и по сути герои должны доплыть до северной части Персии. А что там???
Какие на тот момент были города, и что там творилось?
Я вроде помню, на юг-восточном побережье Каспия (как раз север Персии) полыхали всяческие восстания. А вот подробнее...


Очень важны временные промежутки. То есть, ДО 825 или ПОСЛЕ 825 года от Р.Х. развиваются события в вашем романе. Если ДО, тогда Аран, Азербайджан и Дейлем были премерзкими местечками, где вовсю действовали средневековые примитивные коммунисты, потомки и духовные дети маздакитов - хуррамдины (от арабского слова хуррам - весёлый и дин - религия; получается буквально "сторонники весёлой религии"). А по сообщениям хронистов, они были невероятно жестоки. Сейчас уже сложно отделить плевелы от зерен, но про них пишут просто феерические вещи, вроде поголовного вырезания мусульманских городов вместе с женщинами и детьми, общности жен, былинных пьянок и прочего позитива. В сущности, это был оживший иранский языческий национализм, который давал свои последние кровопролитные бои; дальше уже протестное движение в Иране развивалось в форме шиизма.

Если ПОСЛЕ 825 г. от Р.Х. - порядок наведен халифом Мотасимом, Бабек казнен в Самире и хозяевами положения постепенно становятся тюрки, вывезенные с донских степей, Прикавказья - одним словом, с Дешт-и-Кипчак.

18

В этот период на севере Ирана существовала провинция Дейлем, населенная самым неконтролируемым элементом. Власть Халифата вообще туда не распространялась. Но в девятом веке в этой провинции стал распространяться ислам - опять-таки, только после подавления восстаний Бабека и Гебра Мазияра.

Зато Ширван был уже полностью арабским. Кстати, эта одна из причин, почему хуррамдины так и не смогли здесь укрепиться. Ширван - древняя страна на востоке современной Азербайджанской республики и, частично, РФ (дербентская область). В период, непосредственно предшествоваший кровавому восстанию Бабека, некий араб Язид ибн Мазьяд, правитель Армении, Азербайджана, Ширвана и Дербента - и служивший аббасидской династии, фактически основал новую династию. О, это целаю поэма. :-) Персы активно проникали в бюрократический аппарат империи; вскоре они добрались до самых ее высших постов. Все это было связано с тем деятельным участием, которое они приняли при завоевании Средней Азии и низвержении омейядских халифов аббасидами; взамен этого им было обещано существенное послабление. Но Абу Муслим, персидский лидер, вскоре был казнен. Разочарование, вызванное его гибелью способствовало усиливанию шиизма в Иране. В это же время поднялись провинции, все еще населенные зороастрийцами и разного рода людьми темного роду-племени, вроде Бабека. Вне всякого сомнения, у этого восстания была мощная социальная база; многие крестьяне были недовольны джизьей, практикой увода дочерей в полон за долги, насилием сильно коррумпировавшей к тому времени арабской администрации. Началось самое настоящее побоище; оно лучше всего освещено у ат-Табари; если вам будет интересно, почитайте.

Но тем временем, Ширван продолжал оставаться спокойным. Все дело было в том, что в этой стране арабы расположились огромным военным лагерем. Были переселены десятки тысяч семей арабов, в основном, сирийских. До сих пор в жилах северных азербайджанцев течет немало арабской крови; Аббасгулу ага хан Бакиханов, историк девятнадцатого века, свидетельствует, что еще тогда оставались племена, говорившие на арабском койне.

Как только центральная власть стала слабеть, основатель рода Мазьядидов начал проводить сепаратисткую политику. Позже немало арабов персизировались и вошли в состав нового персидского субэтоса - южнокавказских персов. Впрочем, Ширван остался многонациональным государством. На севере Ширвана проживали многочисленные кавкаские племена. Кроме того, здесь кочевали тюрки-хазары, из гуннской группы. Их след в Ширване довольно ощутим. Но с самого начала ширваншахи проявили себя очень разумными и довольно милосердными (учитывая средневековые реалии) правителями. Джизья ими сразу же отменялась при условии перехода в ислам. Харадж взимался весьма умеренно и в неурожайные годы отменялся. Основа ширванской экономики на последующие восемьсот лет станет транзитная торговля с Хазарией, Русью с одной стороны - и с Китаем и другими странами, лежащими на Великом шелковом пути.

Вскоре ширваншахи даже придумали себе легенду происхождения прямо от персидского наместника Южного Кавказа, Шахрияра (забыл его имя на пехлеви...). Это позволило им укрепить свою власть и заниматься сасанизмом, то притязать и рассуждать о величии Древнего Ирана. :-) Но арабские корни так и остались с ними до конца; вдобавок, скоро им пришлось иметь дело и с тюрками тоже, так что к концу своего долгого существования ширваншахи успели в значительной степени тюркизироваться.

19

О городах.

Безусловно самым большим городом Южного Кавказа той эпохи была Кабала (Кабалака) - бывшая столица албанского царства. Хазары овладели ею, как и многими городами Ширвана и укрепились настолько, что арабы ее стали называть Хазарской Кабалой. Оттуда же шло распространения тюрков на юг, как в Ширване - через Дербент. Ширваншахи сумели отбить Кабалу только к концу десятого века. Подробности - в Сети.

Вообще, тюркские элементы здесь укрепились давно. Достаточно вспомнить труд арабского историка аль-Куфи (середина IX века – 926 год) "Китаб аль-Футух". Читаем у аль-Куфи: - Халиф Муавийя спросил Убейда ибн Шарийю: "Именем Всевышнего, сообщи нам, что ты узнал об Азербайджане?". Убейд ибн Шарийя сказал: "Азербайджан - это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились".

Речь, разумеется, идет не об огузах, которые в то время все еще пребывали в Средней Азии - а о архаических тюркских племенах, многие из которых входили в состав Хазарии. Продвигаясь по долинам, они переходили через Аракс и оседали в азербайджанских провинциях.

Постепенно усиливались и другие города Арана, например, Гянджа, которую сасанидские персы и армяне называли Гандзаком. Надо отметить также блистательную Барду.

Из ширванских городов примечательная Кемахея, родина знаменитой Шемаханской царицы. Вскоре под именем Шемаха ей суждено будет стать столицей ширваншахов - а часть богатой ширванской казны будет храниться в крепости Гюлистан.

В Ширване были и чисто арабские города, например - Шабран, уничтоженный монголами, как и аранский Шамкур.

Ширваншахам вскоре пришлось выдерживать очень тяжелую борьбу с дербентшахами, укрепившимися в Дербенте. Значение этого форпоста, не пропускавшего регулярные тюркские войска в Южный Кавказ было неоценимо для Халифата и Ширвана. К двенадцатому веку ширванцам удалось, наконец, полностью подчинить Дербент.

Дейлем того времени, как я уже заметил, был совершенно неконтролируемой провинцией. Но после уничтожения Бабека и кризиса халифата, надорвавшегося в борьбе с ним, дейлемиты стали стремительно усиливаться, после чего национальная персидская династия Буидов стала даже контролировать Багдад. Но опять-таки, речь идет о периоде после 825 года от Р.Х. С юга Дейлем "подпирает" чисто персидская область Семнан, близкая к Рею, известному логову мятежных шиитов.

Из азербайджанских городов, надо отметить, конечно же, Тебриз - очень древний город, известный еще с античной поры. Был прославлен Хамадан - бывшая македонская Экбатана; кстати, именно на этой равнине Бабек и потерпел свое самое решительное поражение.

20

Кстати, один из серьёзных стей дохода Ширваншахов была, как вы уже догадались, бакинская нефть. :-) К тому времени она уже применялась для зарядки боевых мусульманских машин - манджанагов (манджаник), которые европейцы использовали под именем требюше. Были и другие области применения, например для чирагов (светильников) - некоторые колодцы давали очень чистую, горящую без копоти нефть - практически, керосин.

Огромное значение имели бакинские соляные копи.

Но сам Баку в это пору еще не упоминается серьёзно в хрониках. Вряд ли это могло быть что-то более, чем небольшое поселение на берегу; возможно - укрепленный пункт.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Иран. Персидская история и культура » Древняя Персия и арабский Халифат: особенности исторического периода