Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Персеполь

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Персеполь обязан своему появлению Дарию Первому Великому, годы правления которого пришлись на 522 – 486 гг. до н.э. Именно им в Персеполь из Пасагарда - города, который до этого являлся столицей Кира Великого, который создал Персидское государство, переместилась столица Ахеменидов. 

Расположение Персеполя. Город находился в восьмидесяти километрах от Пасагарда в юго-западном направлении, поблизости от того места, где в реку Кур вливаются воды Пулвар. Персеполь был воздвигнут в предгорье горы Милосердия, именуемой Кухе-Рахмат. Такое название носит эта гора, располагающаяся над Мерв-дешт – большой равнинной местности. Чтобы сориентироваться в современном расположении этого древнего города, отметим, что он находится приблизительно в девятистах километрах в южном направлении от Тегерана и в пятидесяти километрах от Шираза в северо-восточном направлении.

В те далекие времена город защищала система укреплений, которая была тройной. В эту систему укреплений в частности входила и линия башен и стен, которая растянулась во всю ширь по гребню всей этой горы. В 520-515 гг. до н.э. Дарий Великий выстроил огромную платформу имеющую вид прямоугольника; на ней и располагалась большая часть строений Персеполя. Развалины, которые мы можем наблюдать по сей день, были теми зданиями, которые построили Дарий и его последующие преемники – Ксеркс и Артаксеркс Первый (годы правления: 486-465 и 465-424 до н.э. соответственно). 

На равнину из города вела огромная лестница, расположенная с западного края северной части платформы. Охраняли Ворота Ксеркса, воздвигнутые над лестницей были огромные каменные быки – большей части ассирийский дворцов такая деталь была присуща. Ворота Ксеркса украшает надпись: «Ксеркс-царём сказано так: Ворота эти, именуемые Всемирными, воздвиг я Милостью Агурамазды».   

Ападан – монументальный парадный зал в окружении вестибюлей, имевший, возможно, деревянную крышу на семидесяти двух колонах, обязанный своему появлению Дарию Первому и Ксерксу, довершившему постройку Дария, был расположен на возвышавшейся платформе. Его развалины можно сейчас увидеть по правую сторону от дворца. С восточной и северной стороны в ападан можно было попасть по двум величественным лестницам, затейливо оформленным рельефными изображениями, которые отлично сохранили свою форму на лестнице, расположенной с восточной стороны. На двух лестницах изображена одна и та же процессия, только она имеет противоположное направление с восточной стороны. Сюжет, изображённый на этих лестницах, – новогодние подношения персидскому правителю. На рельефной картине можно увидеть центральные фигуры – это посланцы двадцати трёх народов, подносящие дары царю.

Тахара (тачара) – дворец великого Дария Первого, богато отделанный рельефными изображениями, находился от парадного зала справа. Надпись во дворце гласит: «Я – Дарий, царь великий, царь всех царей и стран, достойный сын Гистапа, носящий имя – Ахеменид, воздвиг сей дворец».   

Трипилон – по мнению многих исследователей являвшийся в Персеполе основным парадным залом был расположен в самом центре террасы. Лестница Трипилона также богато обрамлена рельефными изображениями, на которых можно увидеть сановников. Изображения Дария Первого, восседающего на троне, и Ксеркса – его наследника можно встретить на восточных воротах зала.   

За Трипилоном размещался зал, поддерживаемый сотней колонн, строительство которого начал Ксеркс, а довершил – Артаксеркс Первый. Каменные ворота этого зала (их было восемь), украшали различные сцены царского жития. На некоторых можно увидеть как с демонами сражается могущественный царь.

Гарем вместе с царской сокровищницей, искусно оформленной великолепными рельефными изображениями как самого Дария Первого, так и Ксеркса, повторяющими изображения в Трипилоне, были расположены среди зданий южной стороны платформы.
За Персеполем, на горных склонах при раскопках были обнаружены три гробницы – Артаксерксов Второго и Третьего, а также гробница Дария Третьего, которая оказалась недостроенной. Четыре гробницы: великого Дария Первого, его преемника – Ксеркса, а также Артаксеркса Первого и Дария Второго расположены в самом сердце отвесного утёса одного из речных берегов Пулвар.   
Клинописные надписи и клинописные таблицы – поистине бесценные находки для современных учёных, были найдены в Персеполе в огромном количестве.

Войска под предводительством Александра Македонского вторглись в прекрасный город Персеполь в 330 или 331 году до н.э. Величественные дворцы его царской платформы были безжалостно разрушены и сожжены. Это событие должно было ознаменовать собой конец великой ахеменидской империи. По свидетельству Плутарха, около пяти тысяч верблюдов и мулов свыше 10 тысяч пар понадобилось для того, чтобы вывезти все богатства, которые Александр награбил в этом величественном городе. Место столицы Ахеменидов во времена Сасанидов занял город Истахар, именуемый Техте-Таус, который располагался поблизости от Персеполя в северо-восточном направлении.

2

Сцены из персидской мифологии

3

1

4

К сожалению были неоднократные попытки построить вблизи "Тахтеджамшид", он же Персполис, дамбу, которая может привести к затоплению територий памятника. Сейчас пытаются найти другие пути, но всё же первый вариант тоже рассматривается.

5

Cовершите виртуальное путешествие в Персеполь!
Persepolis, Iran

6

Двое архитекторов, Kourosh Afhami и Wolfgang Gambke, и девушка менеджер по связям с общественностью Sheda Vasseghi сделали попытку исторической реконструкции древнего Персеполиса. Оценить их труды можно на сайте Persepolis3d.com. От себя скажу: это гениально!

7

Честно говоря, не понимаю, почему реставраторы решили, что барельефы были покрыты краской...

8

Я - не археолог и тем более, не специалист по Древнему Востоку, хотя и отдала ему дань в свое время, изучая историю, поэтому разрешите поинтересоваться: Вам доподлинно известно, что барельефы не покрывались краской? И если да, то почему?

9

Мне известно, что египетские барельефы частенько покрывались краской, ибо она на них сохранилась и есть египетский жрец Манефон. Мне известно, что краской покрывались месопотамские барельефы, потому что семиты Междуречья любили писать. Мне неизвестно, покрывались ли краской барельефы Персеполиса. Мне даже неизвестно, кто их в точности возвел, ибо г-н Пурсипар утверждает в "Двенадцати столетиях молчания", что большинство строений в Ширазе возвели еще до ахеменидов эламиты и они никогда не были закончены; а ахемениды были законченные варвары (это утверждает г-н Пурсипар, не я; мне это тоже неизвестно...). Мне неизвестно, какова была в точности религия древних иранцев; ибо на Бехистунской скале нет ни одного упоминания пророка Зардушта. Мне неизвестно, когда была написана "Авеста", ибо нет ни одного ее списка древнее мусульманского периода, насколько мне известно; а о четырех ее экземплярах в главных храмах мы знаем со слов веселых и болтливых мусульманских историографов. Касаемо же досасанидского Ирана - если бы не болтливый и веселый народ греков и этнос педантичных римлян - даже та малость информации, которую мы знаем о досасанидском Иране была бы неизвестной. :-)

Но, возможно, я ошибаюсь - и краска на барельефах обнаружена. Это мне тоже неизвестно.  :blush:

(Rusita, это не в коем случае не насмешливый тон в отношении Вас лично... но когда я встречаюсь с молоденькими персидскими мальчиками и девочками с ахеменидским румянцем воодушевления на ланитах (скажем, молоденьких Kourosh Afhami и Sheda Vasseghi; хотя их сасанидские предки своих ахеменидских предков преблагополучно забыли), мне хочется быть насмешливым в отношении их. Уверен, Вас ввело в заблуждение это Грандиозное Ахеменидское Величие...)

*  *  *

После шумных скандалов со знаменитым "кодексом" на цилиндре, который оказался всего-лишь навсего текстом, повествующим о жертвоприношении Мардуку и признаний самого Немецкого Творца Персеполиса о том, что шах принуждал его к фальсификациям; после беспардонных интерполяций в "Шахнаме" я склонен относится к Грандиозному Ахеменидскому Величию под персидским соусом с очень большим сомнением.

В обязательные элементы Грандиозного Ахеменидского Величия входит следующее: древние персы были очень культурные; они были невероятно либеральные и веротерпимые; прекрасные архитекторы, поэты, художники, писатели и танцоры.

Впрочем, герр Освальд Шпенглер был совершенно иного мнения. До такой степени иного, что даже существование древних персов, как самостоятельного культурного феномена поставил под сильнейшее  сомнение в "Закате Европы".

Вот только увы, никаких свидетельств самых персов о том, что ни были отличные архитекторы, поэты, художники, писатели и танцоры просто-напросто нет, ибо, насколько мне известно, мракобесие оных древних персов зашкаливало настолько катастрофично, что даже написанное Слово они почитали за козни Ангро-Манью и свой ревашн после парфян начали с победительного сокрушения всех эллинистических статуй и сжигания картин, что тоже не есть хорошо...

10

Gilavar написал(а):

Уверен, Вас ввело в заблуждение это Грандиозное Ахеменидское Величие

Gilavar, при всем уважении к Вам, поверьте, ввести меня в заблуждение совсем не так просто:)

Gilavar написал(а):

но когда я встречаюсь с молоденькими персидскими мальчиками и девочками с ахеменидским румянцем воодушевления на ланитах (скажем, молоденьких Kourosh Afhami и Sheda Vasseghi; хотя их сасанидские предки своих ахеменидских предков преблагополучно забыли), мне хочется быть насмешливым в отношении их

В жизни своей не встречала персидских мальчиков и девочек с ахеменидским румянцем, ни даже без него, и мне, честно говоря, Ваш скепсис не совсем понятен, ей богу.

Про Авесту и древних иранцев предпочитаю молчать, хотя в свое время в университете написала доклад на тему "Индоевропейцы и их предполагаемая прародина" (после доклада, наверное, и расхотелось вступать в какую-либо полемику по этому вопросу:))

Насчет барельефов, все таки, думаю, краска на них была, древним было свойственно использование ярких цветов в архитектуре, да и видов краски различного происхождения было очень много. У меня появился другой вопрос, когда я увидела реконструкцию: долго ли продержалась эта краска и кто занимался "подкрашиванием" дворца? Вот такие вопросы возникают у меня при виде "этого Грандиозного Ахеменидского Величия":) Что делать, историки редко бывают романтиками))
Но все же реконструкция - это величайшее дело, труднейшее. Если бы кто-нибудь из российских специалистов взялся сделать такую реконструкцию одного из городов домонгольской Руси, исчезнувших в результате монгольских набегов с лица земли,  я бы сняла перед такими людьми шляпу.

Gilavar написал(а):

В обязательные элементы Грандиозного Ахеменидского Величия входит следующее: древние персы были очень культурные; они были невероятно либеральные и веротерпимые; прекрасные архитекторы, поэты, художники, писатели и танцоры.

Один из "исторических мифов", коих несметное количество, и старых и новых. Любой стране, будь то древнее государство или современное, нужен собственный пиар. Как к этому относиться? Не знаю, честно говоря. Ломать стереотипы - неблагодарное дело, а в отношении древней истории - еще и почти невозможное, ведь источников-то практически нет.

11

Rusita написал(а):

В жизни своей не встречала персидских мальчиков и девочек с ахеменидским румянцем, ни даже без него, и мне, честно говоря, Ваш скепсис не совсем понятен, ей богу.

Увы, я их встречал в Иране и Азербайджане такое удручающее количество, что постепенно стал преисполняться тихого ужаса.

Rusita написал(а):

Про Авесту и древних иранцев предпочитаю молчать, хотя в свое время в университете написала доклад на тему "Индоевропейцы и их предполагаемая прародина" (после доклада, наверное, и расхотелось вступать в какую-либо полемику по этому вопросу:))

Уважаемая Rusita, я очень уважаю и люблю персов. Даже преклоняюсь перед персидской культурой. Но я совершенно не преклоняюсь перед персидским высокомерием и упорное желание их ворваться в страницы учебников по Истории Древнего мира не в качестве статистов к греко-персидским войнам, а в качестве равноправных цивилизационных созидателей мне очень не по душе.

Rusita написал(а):

Насчет барельефов, все таки, думаю, краска на них была, древним было свойственно использование ярких цветов в архитектуре, да и видов краски различного происхождения было очень много.

Возможно. Кстати, это совсем не исключено; даже очень может быть. Большинство образов, техника ваяния - чисто месопотамские; также чувствуется влияние эллинов. Но где доказательства? Их авторы не приводят, ограничиваясь восторженностью. Не академично все это. Ненаучно.

Rusita написал(а):

У меня появился другой вопрос, когда я увидела реконструкцию: долго ли продержалась эта краска и кто занимался "подкрашиванием" дворца?

Я не знаю. Но я знаю одно: там, где эта археологическая интрига надо вывесить знак: "осторожно, мины!". Как у пресловутой Трои, которую, якобы, раскопал легендарный авантюрист Шлиман...

Rusita написал(а):

Но все же реконструкция - это величайшее дело, труднейшее. Если бы кто-нибудь из российских специалистов взялся сделать такую реконструкцию одного из городов домонгольской Руси, исчезнувших в результате монгольских набегов с лица земли,  я бы сняла перед такими людьми шляпу.

Надеюсь, это будет скоро сделано и очень добросовестно.

12

Rusita написал(а):

Один из "исторических мифов", коих несметное количество, и старых и новых. Любой стране, будь то древнее государство или современное, нужен собственный пиар. Как к этому относиться? Не знаю, честно говоря.

Согласен. Это старый прием. Кентурион, скрестивший мечи с Благородным Римлянином у Рейна. Древнетюркский шумер. "Все народы произошли от обезьян и только мы, арийцы - от древных греков и римлян" (с) Адольф Гитлер.

Но чем это закончилось! Это большой грех, жизнь во лжи. Надо быть честным, чтобы наконец, действительно, стать великим. Никто уже не отнимет у персов Ануширвана Справедливого, "Шахнаме" и Омара Хайяма. Величие им обеспечено. А ложь - его уничтожает.

Rusita написал(а):

Ломать стереотипы - неблагодарное дело, а в отношении древней истории - еще и почти невозможное, ведь источников-то практически нет.

Почему же? Источников полно по Древнему Египту. Они есть по Месопотамии. Огромное количество архивов греко-римской цивилизации, несмотря на все пожары Александрийских библиотек и нашествия варваров. По исламской цивилизации их полно. Даже индейцы Мезоамерики, майя не подкачали - и браво выдали детальную хронологию их кровожадных царей на пирамидах.

А вот по Древнему Ирану - молчок. Пара надписей на скалах, пара пыльных отчетностей на арамейском. И все. Ни тебе классической литературы, ни врачей (в Египте только по Среднему царству количество их исчисляется десятками), ни исторических анналов.

13

Gilavar написал(а):

где эта археологическая интрига надо вывесить знак: "осторожно, мины!"

Я знаю еще с десяток мест, гда такая вывеска бы не помешала:) А вообще, подмена собственной самоидентичности "имперской", тем более "древнеимперской", ни к чему хорошему не приводит в итоге. Но памятники истории надо беречь:)

14

Rusita написал(а):

Я знаю еще с десяток мест, гда такая вывеска бы не помешала:) А вообще, подмена собственной самоидентичности "имперской", тем более "древнеимперской", ни к чему хорошему не приводит в итоге.

Согласен.

Rusita написал(а):

Но памятники истории надо беречь:)

Согласен - абсолютно. На этом позвольте закончить на сегодня наш маленький дружеский спор. :-)

15

Gilavar написал(а):

Почему же? Источников полно

К сожалению, их все равно недостаточно (как правило, специалисты по древнему миру их знают практически наизусть), чтобы составить полную картину. Не сравнить с количеством средневековых источников, которых тысячи.

Gilavar написал(а):

На этом позвольте закончить на сегодня наш маленький дружеский спор.

Согласна, хотя спором для меня это не было, просто хорошо побеседовали :rolleyes:

16

Я в сущности познакомился с ахеменидской Персии на выставке Forgotten Empire the world of Ancient Persia в Британском музее в 2005 году. Реконструкция Персеполиса производила колоссальное впечатление - это был фильм в основном сделанный с помощью цифровой графики. Однако насколько реконструкция соответствовала оригиналу судить не берусь. В общем материальная культура Древней Персии была на весьма высоком уровне - это демонстрировали экспонаты. Но сам Персеполис... Насколько он был грандиозен?
Наверное там надо побывать на месте, осмотреть раскопки, чтобы оценить.

17

Персеполь: загадка державного символа Ахеменидов

        Строительство Персеполя началось около 520 г. до н. э. по указанию Дария I. Большую часть знаменитого архитектурного ансамбля занимают девять крупных зданий, включающих т. н. ападану, два дворца, конюшни и гарнизонные помещения (см. посты выше). Рядом располагаются царские гробницы (комплекс Накшэ Рустам).
        Персеполь был неизвестен древним грекам до походов Александра Македонского; в частности, Геродот и Ксенофонт в своих исторических сочинениях о нём не упоминали. На закате эллинистической эпохи античные люди опять ничего не знали о существовании этого города, разорённого и сожжённого македонскими завоевателями. Новое открытие Персеполя европейцами произошло только в начале XVII века, когда известный итальянский путешественник П. делла Вале опубликовал свои записи о странствованиях по югу Ирана. Раскопки Персеполя начались в конце XIX по инициативе губернатора провинции Фарс Фархада-Мирзы, стремившегося во чтобы то ни стало найти сокровища Ахеменидов. Лишь в 1930-х гг. на территорию городища прибыла первая научная экспедиция под руководством немецкого археолога и лингвиста Э. Херцфельда.
        Судя по древнеперсидским надписям и эламским глиняным табличкам, найденным в это время, ансамбль зданий никогда не был официальной резиденцией царя и не использовался для приёма посольств. Персеполь также не был и общерелигиозным центром: здесь не обнаружено остатков внушительных культовых сооружений, к которым могли бы стекаться паломники со всех концов империи. В чём же заключалось назначение этого грандиозного комплекса зданий?
        По мнению известного американского ираниста Р. Фрая, Персеполь почитался священным городом, доступ в который был запрещён простым смертным.  Заметим, что его развалины сохраняли своё значение и для Сасанидов, оставивших большое количество барельефов на скалах Накшэ Рустам.  Есть основания полагать, что вплоть до арабского нашествия VII в. н. э. вся эта округа считалась царской святыней и что здесь в специальном небольшом сооружении, именуемом сейчас "Ка'бой Зардушта", хранились зороастрийские тексты или горел главный священный огонь Аташ-Бахрам.
        Возможно также, что Персеполь и его окрестности играли особую роль как место празднование Нового года или торжественных актов, связанных с коронацией и погребением монарха.
        Мы не знаем, какая из этих гипотез наиболее правильна, но несомненно, что Персеполь ("Байрша", как он именуется в эламитских табличках) имел особое значение для древнеиранских царей, считавших эпизодическое пребывание в нём важной ритуальной обязанностью.