Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Психология - "запретная наука" в исламских странах?


Психология - "запретная наука" в исламских странах?

Сообщений 21 страница 35 из 35

21

Да, но что интересно, многие считают психологию одной из важнейших наук в современном мире, чуть ли не отдавая ей былую роль философии!

22

antbez написал(а):

Да, но что интересно, многие считают психологию одной из важнейших наук в современном мире, чуть ли не отдавая ей былую роль философии!

Философия - это инкубатор идей, которые пока ещё не могут стать научными, т.к. не выработана методология их верификации и не создан язык для их описания. Когда-то в состав философии включались и физика, и химия, и много чего другого. Психология отпочковалась относительно недавно, и в ней ещё много чего осталось от философии. Но с каждым годом всё меньше и меньше, особенно на Западе. В России ситуация похуже. Сейчас российские психологи - на тридцать каком-то месте в международном индексе цитируемости психологов (для сравнения, финны и австралийцы уже давно стабильно входят в первую десятку). Зато именно российские психологи очень любят философствовать в своих статьях, тогда как на Западе это считается дурным тоном.

Amal написал(а):

Один из примеров. Если попросить испытуемого заполнить какой-либо тест утром, когда он полон сил и жизненной энергии и вечером после работы, то результаты будут разные. Ответы на вопросы будут зависеть и от отношения испытуемого к психологу (исследователю) и от его отношения к заполнению подобных тестов.

Ну так и тесты совершенствовались. Самые первые тесты и/или опросники были одномерными, они учитывали один-единственный фактор - "сила" того или иного вопроса для выявления той или иной черты. Затем стали учитывать ещё и дисперсию - как раз на тот случай, что Вы описали (разные ответы на вопрос в зависимости от "настроения"), взаимную корреляцию вопросов и ещё много чего, т.е. тесты уже стали не одномерными, а многомерными. Без такого многомерного подхода было бы невозможно поставить вопрос о валидности теста (т.е. измеряет ли он именно то, что его автор хотел измерить, или нечто иное). Хотя конечно, даже несмотря на это, тесты незаменимы только в одной области - массовое обследование больших групп испытуемых. Чем более индивидуальный требуется подход, чем меньше испытуемых, тем хуже работают тесты. Это ни хорошо, ни плохо - это неизбежно.

Отредактировано Митридат (2007-12-02 19:26:12)

23

ОЧЕНЬ популярная книга по исламской психологии на английском языке "Don't Be Sad" (Не печалься)
16 мб, pdf

смотрим
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Арабский оригинал книги (لا تحزن):

лежит тут
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

24

Elion написал(а):

ОЧЕНЬ популярная книга по исламской психологии на английском языке "Don't Be Sad" (Не печалься)

شكرا لكَ
Теперь пару бессонных ночей мне обеспечены!

25

Ну почему я постоянно умудряюсь давать вам такие ссылки!!!! :mad:

Отредактировано Elion (2008-03-02 22:15:16)

26

Elion
Умудряйтесь, пожалуйста, дальше!

http://i036.radikal.ru/0803/78/96f97564c2d8.gif

27

Действительно очень интересная тема. Сама интересуюсь психологией, мировоззрением различных национальностей. Американцы жаждут славы, побед, денег, признания, для них второстепенны понятия семьи, любви. Для исламского мира все четко и понятно. Есть определенные ценности, о которых не принять рассуждать, это считается как-бы недоверие слову Аллаха.
И все же... В странах Ближного Востока сейчас очень развита сфера туризма. Имеется ли влияние западной культуры в том числе на психологию общества?

28

Antuanet написал(а):

Американцы жаждут славы, побед, денег, признания, для них второстепенны понятия семьи, любви.

Тем не менее, самые ценные услуги мне оказали именно американские ученые. Для них характерно очень большое дружелюбие и бескорыстие. И Америка была единственной страной, где я увидел, как пожилые супруги гуляют, держась за руки, как пара молодоженов.

Antuanet написал(а):

Для исламского мира все четко и понятно. Есть определенные ценности, о которых не принять рассуждать, это считается как-бы недоверие слову Аллаха. И все же...

Вот это и ужасно. Гнет традиции, когда внешние формы начинают заслонять веру, постепенно душит культуру. Когда человек напряженно размышляет какой рукой взять стакан - и как ставить ступни при молитве, не вникая во внутреннее содержание и морально-этические правила религии, она превращается для него в оковы.

Отредактировано Gilavar (2009-01-12 10:25:24)

29

Gilavar написал(а):

Вот это и ужасно...

Самое забавное, что вот европейская культура - она происходит из Рима, однако Рим в своё время был намного менее свободным, как исламские страны сейчас. Я имею в виду не рабовладение, а именно рабство ритуалов. Арабская проблема, как поставить ступни при молитве - ничто по сравнению с многочисленными римскими предрассудками подобного рода (а если ещё учесть, что у них на каждый случай был свой бог, и они активно творили себе новых... - о-ля-ля). Более того, многие римские ритуалы в упрощённой форме были заимствованы католиками. То, что католики чуть ли не хором произносят молитвы, в обязательном порядке проходят конфирмацию, выполняют множество доведенных до автоматизма ритуалов - это всё наследие Рима, и отличие православной культуры от католиков и даже протестантов, в частности, состоит в том, что востоку (включая Русь) подобная зарегулированность никогда не была свойственна.

А вот насчёт морали не совсем согласен. Ислам всё же придаёт сути не меньшее значение, чем форме. Грех определяется не столько фактом, сколько замыслом.

Antuanet написал(а):

И все же... В странах Ближного Востока сейчас очень развита сфера туризма. Имеется ли влияние западной культуры в том числе на психологию общества?

Чисто внешние атрибуты заимствуются. Но для полного подобия Западу (нужно ли оно?) ещё далеко, и это связано с местными особенностями. Не так "страшен" ислам, как страшно убожество инфраструктуры даже в таких развитых арабских странах, как Саудовская Аравия. Парадокс: в стране, где жители купаются в роскоши, до сих пор железных дорог нет. Это означает, что люди не думают о будущем, они живут только сегодняшним днём, только сегодняшними проблемами. Это, на мой субъективный взгляд, и есть самый большой грех Востока (в широком смысле) по сравнению с Западом.

30

Апплодисменты Gilavar !  Высказал мои мысли. Хотя это относиться к большинству религий. Не видно сути за внешними признаками..Все -таки нужно быть,а не казаться. Помните, что этот мир меняется с огромной скоростью. Религии не меняются.  Все,что сказано такими великими людьми,как Магомет, Христос и Будда, а также Моисей  (хотя я считаю,что Христос сменил учение Моисея,как отжившее свое) переписывалось МИЛЛИОНЫ раз. Каждый правитель вычеркивал и вымарывал строчки. Если из Библии убрали главу о реинкарнации на Никейском Соборе - это-ли не новость..А церкви и мечети  упорно будут привлекатьк себе, не только потому,что в них легче молиться, а потому,что это огромные институты власти.

31

Мне вообще так показалось, что арабы не понимают значение слова "психология", по крайней мене мне ни разу не получилось объяснить им это. Для них психология это их религия. И в этом что-то есть. :tomato:

32

Митридат написал(а):

Самое забавное, что вот европейская культура - она происходит из Рима, однако Рим в своё время был намного менее свободным, как исламские страны сейчас. Я имею в виду не рабовладение, а именно рабство ритуалов.

Не совсем согласен. Рим - эллинизированный город на болоте, прибравший к рукам этрусские города, завоевавший Италию в кровопролитной войне с самнитами, вольсками; победивший пунийцев в борьбе не на живот а на смерть. Захвативший эллинистический мир и ставший суперцивилизацией.

Иными словами - он имеет слишком долгую и сложную историю, чтобы сделать столь однозначные выводы.

Да, были все эти многочисленные лары, божки замочных скважин и оконных щелей. Римляне отчаянно трусили при виде сверкающих молний, не к месту кудахтающих кур, ослов с подозрительным взглядом и прочего вздору. Но был также свободный гений создателя "О природе вещей", лапидарная поэззия Катулла, философия Сенеки и рациональный ум Юлия Цезаря. По сути дела, Рим завершает историю средиземноморской античной цивилизации, в нем много солдафонского топота тяжелых калиг - но есть также живой и ироничный слог Петрония Арбитра. Греческий гений оплодотворил тяжеловесную римскую почву, вся дальнейшая история Запада во многом оказалась предопределенной античной греко-римской цивилизацией.

А она имеет очень сильную традицию свободной мысли.

Митридат написал(а):

Арабская проблема, как поставить ступни при молитве - ничто по сравнению с многочисленными римскими предрассудками подобного рода (а если ещё учесть, что у них на каждый случай был свой бог, и они активно творили себе новых... - о-ля-ля).

Согласен.

Митридат написал(а):

Более того, многие римские ритуалы в упрощённой форме были заимствованы католиками. То, что католики чуть ли не хором произносят молитвы, в обязательном порядке проходят конфирмацию, выполняют множество доведенных до автоматизма ритуалов - это всё наследие Рима, и отличие православной культуры от католиков и даже протестантов, в частности, состоит в том, что востоку (включая Русь) подобная зарегулированность никогда не была свойственна.

И с этим не поспоришь. Но наследие Рима породило не только обязательное прохождение конфирмации, но также потрясающую культуру итальянских средневековых городов.

К слову сказать, готика - явление совершенно другого порядка, самобытный европейский феномен.

Митридат написал(а):

А вот насчёт морали не совсем согласен. Ислам всё же придаёт сути не меньшее значение, чем форме. Грех определяется не столько фактом, сколько замыслом.

Я имел в виду не сколько позицию ислама на этот счет, сколько те формы, которые он принимает в странах исламского мира.

Митридат написал(а):

Чисто внешние атрибуты заимствуются. Но для полного подобия Западу (нужно ли оно?) ещё далеко, и это связано с местными особенностями. Не так "страшен" ислам, как страшно убожество инфраструктуры даже в таких развитых арабских странах, как Саудовская Аравия. Парадокс: в стране, где жители купаются в роскоши, до сих пор железных дорог нет. Это означает, что люди не думают о будущем, они живут только сегодняшним днём, только сегодняшними проблемами. Это, на мой субъективный взгляд, и есть самый большой грех Востока (в широком смысле) по сравнению с Западом.

Увы, Вы правы. Но есть, скажем так, светлые исключения. :-) Несколько лет тому назад даже в провинциальных (но больших) иранских городах, вроде Тебриза, стали метро прокладывать...

33

Kleonity написал(а):

Помните, что этот мир меняется с огромной скоростью. Религии не меняются.

А они априори этого не смогут сделать, по одной причине - не меняются и не будут  изменены  универсалии, стоящие за пёстрыми одеждами религиозных доктрин великих религиозных систем. Они очень просты, надежны, отражают суть человеческого естества и сверкают могучим блеском еще в "Книге Амдуат"...

Kleonity написал(а):

Все,что сказано такими великими людьми,как Магомет, Христос и Будда, а также Моисей  (хотя я считаю,что Христос сменил учение Моисея,как отжившее свое) переписывалось МИЛЛИОНЫ раз.

Полагаю следует быть несколько осторожным в такой сложной среде, как священные тексты... О Коране я могу сказать только одно - его текст сохранен (настолько, насколько это было возможно при мобилизации всех сил исламской общины) комиссией, состоящей из надежных людей, при участии праведных халифов; записан с очень высокой степенью точности. С тех пор в Коране не изменена ни одна буква.

Пророк Мухаммед нигде не утверждал, что он - автор Корана. Вот и все, что я могу сказать по этому поводу.

Kleonity написал(а):

Каждый правитель вычеркивал и вымарывал строчки.

Это больше относится к тому периоду истории, когда Пророк заканчивает свою миссию и на его место заступает Жрец. :-(

Kleonity написал(а):

А церкви и мечети  упорно будут привлекатьк себе, не только потому,что в них легче молиться, а потому,что это огромные институты власти.

Сейчас уже - нет. Вы ошибаетесь.

"Ей-Форду" (с) - Вы ошибаетесь! :-( Не церкви и мечети ныне зримые замки Власти, а сверкающие никелем и стеклом офисы ТНК. Не под сводами готических соборов и магических зданий Евразии ныне поют свои печальные гимны монахи и священнослужители  - а плясуны и ведущие популярных передач типа "Последний Герой", колдуны, экстрасенсы и прочие служители Хозяина вещают покорной пастве алгоритмы спасения.

"Воистину говорю вам - придут лжепророки и многих сооблазнят" (с).

Отредактировано Gilavar (2009-02-27 19:18:53)

34

Nnora написал(а):

Мне вообще так показалось, что арабы не понимают значение слова "психология", по крайней мене мне ни разу не получилось объяснить им это

Психология - довольно развитая наука в арабских странах. Как исламская, так и психология западного образца, включая разные специфические ее виды. Вот сайт арабской психологи: arabpsychology.com

И вот отрывки из книги:

1)
"С исламской точки зрения знания бывают двух видов: божественные знания, ниспосланные через откровение, и материальные знания. Божественное знание является интуитивным, переживается отдельным человеком и ведет к преобразованию личности. Материальное знание объективно и представляет собой накопление информации в той или иной области. Божественные и материальные знания не противоречат друг другу, а отражают сосуществование двух разных измерений – духовного и физического. Человек и представляет собой точку пересечения этих двух измерений, которая по-арабски называется برزخ барзах – "промежуточным пространством". Чтобы познать самого себя, необходимо изучение духовного аспекта своего "Я". Знание о сущности человека в западном мире в наши дни является не столько предметом изучения религии, сколько предметом изучения психологии, которая фактически стала новым видом религии, а психологи – нео-священниками этой религии.  Но при подготовке психологов никто и не заикается о душе, хотя, как это ни парадоксально, слово "психология" в переводе с греческого означает "наука о душе". В своем стремлении глубже понять человеческую природу, западная психология старается сосредоточиться на каком-нибудь отдельном аспекте человеческого "Я", как например, когнитивная психология фокусирует свое внимание на мышлении, бихевиористская психология – на поведении, криминальная – на поведении престуников, и так далее. Поэтому в наши дни существует столько видов специализированных психологий, что их трудно даже перечислить. Все они по отдельности и в целом ограничены с обоих концов спектра человеческой жизни: они игнорируют и индивидуальную духовность в жизни человека и общественно-политические факторы, влияющие на его жизнь. Ни в одной психологии не рассматриваются такие фундаментальные вопросы, относящиеся к человеческому существованию, как: Откуда мы появились? Какова цель нашей жизни? Что происходит после нашей земной смерти? Так, каковы же действительные знания современных психологов о сущности человека и насколько глубоко их понимание человеческой природы?"

2) "....... В Исламе особое внимание обращается на то, чтобы тело и душа находились в состоянии равновесия. Нельзя пренебрегать одним за счет другого. Аллах сказал:

وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الاخِرَةَ وَلا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ وَلا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الارْضِ إِنَّ اللَّهَ لا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ. (القصص، 77)

"А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на Земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих". (Аль-Касас, 77)   

Духовная медицина, куда входит и исламская психология, является важной частью общей исламской медицины, известная под названиями الطب الروحاني  ат-тибб ар-рухани – "Духовная медицина" и طبّ القلب тибб аль-къальб – "Медицина сердца". Хотя духовная медицина большей частью имеет дело с духовным и психологическим здоровьем, ее нельзя рассматривать отдельно от физиологической медицины (الطبّ الجسماني ат-тибб аль-джисмани), так как душа и тело человека составляют нераздельное целое. Еще в 934 г. впервые в истории исламской медицины Абу Зейд аль-Бальхи писал в своей книге "Поддержка тел и душ" (مصالح الأبدان والأنفزس) о единстве тела и души и критиковал тех врачей, которые были озабочены только физическими болезнями, пренебрегая психологическими аспектами и психическими болезнями пациентов. Исламская медицина имеет свои собственные независимые методы профилактики и лечения болезней. Целью ее является лечение телесных и духовных болезней, а также сохранение телесного и духовного здоровья.

Всемирная Организация Здоровья определяет термин "здоровья" как состояние полного физического, умственного и общественного благополучия, то есть в в это определение входят два основных аспекта, а именно – умственное и физическое здоровье. В исламской медицине первое известно под названием "духовной медицины", а второе – под названием "телесной медицины" (الطبّ الجسماني ат-тибб аль-джисмани). Как было сказано, оба направления рассматриваются как нераздельное единое, как вообще в Исламе  одинаково важными считаются дыхание и тело, душа и материя, этот мир и мир потусторонний. Человек может добиться счастья в обоих мирах, если он физически и духовно здоров. Аль-Бальхи писал, что если заболеет тело (بدن бэдэн, جسم джисм), то душа теряет многие свои общие и  познавательные способности и не может наслаждаться в полной мере положительными  сторонами жизни. Если же заболеет душа ( نفس нафс), тело также не находит себе радости в жизни и в конце концов в нем могут развиться различные физические болезни. Следовательно, психологическое здоровье является одним из главных факторов общего физического здоровья.

В Священном Коране используются три слова, которые непосредственно связаны с умственным здоровьем: نفس нафс "душа",  قلب къальб "сердце" и عقل gакъль "ум". Однако следует заметить, что нафс "душа" не означает روح рух "дух", так как дух не является компонентом личности, а относится к силе различных страстей и инстинктов, присущих человеку, которые требуют удовлетворения. Правда, в исламских источниках иногда их используют как синонимы, в том числе и в Коране иногда слово нафс используется для обозначения духа, но оно всегда используется в зависимости от контекста. Точно так же в психологическом смысле къальб "сердце" не означает физический орган в левой стороне груди, а сложную познавательную и воспринимающую часть человека, которая имеет множество взаимосвязанных функций и уникальные характеристики, как сказал Пророк:

"Воистину, в теле имеется часть плоти. Когда она портится, портится все тело, а если она здорова, то здорово все тело. Воистину, это – къальб".

Аллах сказал:

فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ ... (البقرة، 10)
"В сердцах их – болезнь…" (Аль-Бакара, 10)

И мы понимаем, что здесь имеется в виду не физическая болезнь, а духовная. Ибн аль-Каййим писал, что болезни сердца появляются, когда человек начинает сомневаться в единственности Аллаха, а когда болезни сердца соединяются с болезнями души (нафс), они становятся главным препятствием на пути развития нормальной личности. Из этих объяснений видно, что отношение органического сердца к нравственному сердцу можно сравнить с отношением ума к мозгу. У каждого человека есть мозг, но ум у всех разный из-за различий в использовании и развитии умственных способностей. То же самое можно сказать о сердце: у каждого есть сердце, но люди отличаются друг от друга из-за различий в использовании своих эмоциональных и чувственных способностей, а также способностей восприятия в развитии своей личности. 

Рассматривая психосоматические аспекты здоровья, аль-Бальхи писал, что тело и душа могут быть здоровыми и больными, находиться в состоянии равновесия или неравновесия. Неравновесие, или дисбаланс тела выражаются в физических болезнях и в таких симптомах, как повышенная температура, головная боль и т. п., а дисбаланс души проявляется в таких отрицательных состояниях, как гнев, беспокойство, печаль и другие подобные симптомы. Аль-Бальхи подчеркивал, что хотя и физические болезни следует в первую очередь лечить с помощью лекарств и хирургических методов, не следует пренебрегать и психологическим лечением. При этом нельзя также забывать, что проходя лечение от физических болезней, пациент страдает от горечи лекарств и боли хирургических операций, а также тратит деньги на лечение. Кроме того, лечение и укрепление здоровья души, что гораздо важнее, более приятны, полезны и гораздо дешевле. Пророк сказал:
"Воистину, Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше материальное состояние, а смотрит на ваши сердца и на ваши деяния". Он также сказал: "Благочестие – вот здесь, благочестие – вот здесь", и указал на свою грудь..."

35

Решила поднять тему, но прежде, перечитав её, хочу ответить на один вопрос, который часто возникает у людей, далёких от профессиональной психологии:

antbez написал(а):

Почему фрейдизм антинаучен?


Объясняю. Идеи, высказанные г-ном Фрейдом, увы, экспериментальной проверки не прошли и научной основы под собой не имеют.
Г-н Фрейд жил в то время, когда среди учёных-аналитиков не практиковалось использование методов научного исследования и они (учёные) не утруждали себя научным обоснованием собственных теорий.

Да и сам г-н Фрейд не вникал в проблему эмпирической валидизации, которая основывается на систематическом и, что важно, контролируемом изучении различных феноменов в лаборатории, как поступает в наши дни часть психологов (хотелось бы думать, что бОльшая).

Г-н Фрейд некогда упорно настаивал на том, что так как в основе психоаналитических концепций лежат многочисленные клинические наблюдения, нет необходимости в независимой экспериментальной проверке (!)

Реабилитирует психоаналитические концепции г-на Фрейда то обстоятельство, что они, безусловно, в повседневной обыденной жизни имеют массу приложений. Например, в психоаналитической терапии, которая использует весьма неплохо апробированные методы, такие как метод свободных ассоциаций, анализ переноса, ну и интерпретация сопротивления. Все эти методы сконцентрированы на изучение бессознательного, что, безусловно способствует более глубокому, рационализированному пониманию человеком (пациентом) своей  личности.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Психология - "запретная наука" в исламских странах?