У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Психология - "запретная наука" в исламских странах?


Психология - "запретная наука" в исламских странах?

Сообщений 1 страница 20 из 35

1

Здравствуйте, уважаемые форумцы!
Рад с вами познакомиться и поучаствовать в дискуссиях. Около месяца я просто читал различные темы, и вот, мне кажется, созрел для участия в дискуссиях.

Живу я в Питере. Интересуюсь исламским Востоком я не случайно - среди моих знакомых, с которыми я общаюсь почти ежедневно, есть и персы, и афганцы, и арабы, и курды, и жители бывших восточных республик СССР. Но помимо основной работы, у меня есть хобби - психология. В 2001-2006 гг. у меня было гораздо больше свободного времени, чем сейчас, поэтому своим хобби я увлёкся довольно основательно - и в конференциях участвовал, и исследования публиковал, и даже брал интервью у зарубежных психологов. Сейчас, к сожалению, такой возможности уже нет.

Но по ходу я сделал интересное наблюдение. Как мне показалось, в исламских странах психология как наука находится либо в самом зачаточном состоянии, либо даже вовсе не приветствуется - примерно как генетика при Сталине. Скажем, в Иране психологию стали преподавать незадолго до свержения шаха, при Хомейни вновь запретили, и только относительно недавно возобновили преподавание. Из всех исламских стран наиболее продвинутые психологи, как мне показалось, в Турции - и то, это относительно, поскольку в мировой психологии мусульманские имена встречаются исключительно редко, я бы сказал, примерно одно на тысячу.

Мне стало интересно - почему?

Как мне показалось (я могу ошибаться), одна из причин - глубоко консервативные традиции исламской культуры. Американская же культура пугает мусульман в первую очередь тем, что в ней неустойчивы почти все основные устои, привычные для мусульманина. Американец относительно легко (естественно, приложив определённые усилия) меняет свой социальный статус, социальную среду, отношения. В арабском же или персидском мире социальные отношения относительно стабильны и связаны большим количеством ритуалов, которые вырабатываются с детства и доводятся до автоматизма. Скажем, тот же развод - формально, арабу развестись даже проще, чем американцу, просто сказал три раза "уходи" при свидетелях, и всё тут. Фактически же, семья для араба - это такой глобальный контракт, разрывать который он раз десять и сто подумает.

Американская "прикладная психология", по сути, даёт рецепты того, как мелкими и крупными интригами, которые за зло не считаются, влиять на своё социальное окружение, менять или маскировать свой социальный статус. В консервативном же обществе сами по себе разговоры на эту тему считаются неприличными. Но и академическая психология, как мне кажется, представляет собой не меньший вызов для исламской культуры. В Европе психология возникла в эпоху тотального кризиса католической церкви, когда она стала слишком "беззубой", чтобы карать за отступничество, чтобы защищать свою монополию на решение душевных проблем. Ислам же для арабов и для персов остаётся до сих пор не просто религией и законом, а образом жизни. А значит - конкуренция здесь невозможна.

Насколько я прав в своих наблюдениях? И более узкий вопрос: приходилось ли вам встречать в исламских странах литературу по психологии? Или с ней так же туго, как в СССР до перестройки?

2

Мне кажется, что то, что западные люди решают при помощи психотерапии или приходя на консультацию к психологу, в странах с сильно развитыми семейно-родовыми отношениями проблемы личного характера решаются всей семьей. Там просто не может получиться иначе, т.к. многие жизненные ситуации  рассматриваются старшими родственниками, приоритетны семья, дети, продолжение рода.

3

Иффат, Вы пишете о том, как решают свои проблемы люди с западным и восточным, а точнее исламским мировоззрением. Митридат же задал вопрос о психологии как науке, точнее о зарубежной психологии как науке, о том, каково к ней отношение в исламском мире. Часто говорят, что психология — это наука о душе. И как наука, психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе. Говорят еще, что: "психология - это наука о психике". Это утверждение содержит тавтологию, но, к сожалению, это определение практически не претерпело существенных изменений за последние два века.

Чтобы ответить на заданный Митридатом вопрос сперва следует обратиться к такому понятию, как парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»). Данный термин в философии науки используется для обозначения исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в определенном научном сообществе. Так вот эти концептуальные схемы в исламе и современной западной науке будут разными. Соответственно они и будут определять подходы к психологии, как науке. В исламе эти подходы будут определяться Кораном и хадисами.

Так что Митридат, подробным ответом на Ваш вопрос может быть только научная статья, посвященная этой проблематике. :)   

Митридат написал(а):

Как мне показалось, в исламских странах психология как наука находится либо в самом зачаточном состоянии, либо даже вовсе не приветствуется - примерно как генетика при Сталине.

Любая религия отрицает академическую науку, ее парадигму. И создает свою собственную модель науки. Это происходит в исламе, иудаизме, христианстве (православии, католичестве). Отсюда делайте выводы.

Сам предмет "Психология и педагогика" преподается в Московском исламском университете на 3-ем курсе. Но вот учебных планов по этому предмету на сайте МИУ, к сожалению, нет. И что именно используют преподаватели психологии в этом университете в качестве методологической основы - неизвестно.

Митридат написал(а):

Американская же культура пугает мусульман в первую очередь тем, что в ней неустойчивы почти все основные устои, привычные для мусульманина.

Американская культура не пугает мусульман. Правильнее будет сказать: американская культура неприемлима для мусульман. В американском индивидуалистическом обществе культивируются ценности, совершенно чуждые исламскому мировоззрению, кроме того неприятие вызывает и агрессивная внешняя политика США.

Митридат написал(а):

Американская "прикладная психология", по сути, даёт рецепты того, как мелкими и крупными интригами, которые за зло не считаются, влиять на своё социальное окружение, менять или маскировать свой социальный статус. В консервативном же обществе сами по себе разговоры на эту тему считаются неприличными.

Вот здесь я Вашу мысль не поняла. Что значит "по сути, даёт рецепты того, как мелкими и крупными интригами (что понимается под интригами?), которые за зло не считаются (?), влиять на свое социальное окружение или маскировать (что значит маскировать?) свой социальный статус".

Кроме того, в данном контексте я бы не использовала термины "консервативное", "прогрессивное" общество, так как тем самым дается личностная оценка анализируемым явлениям. 

Митридат написал(а):

И более узкий вопрос: приходилось ли вам встречать в исламских странах литературу по психологии?

Во-первых, смотря в каких исламских странах. Во-вторых, смотря какую литературу по психологии. Сомневаюсь, что в Иране и Саудовской Аравии Вы сможете ее найти. А вот в ОАЭ, думаю, кое-что найти будет можно.

И наконец. Психология как академическая наука несовершенна. Слишком много в ней допущений и теоретических выкладок, не подтвержденных эмпирически и экспериментально. Следовательно, даже многие в прошлом, да и в настоящем, авторитетные в академических кругах, источники содержат постулаты (утверждения, принимаемые без доказательства), т.е. являющимися гипотетичными.

4

А я так глубоко и не додумалась забраться umnik2 , вот уж точно, по принципу - раз терапией занимаюсь, то про терапию и пишу rolf .

5

Amal написал(а):

Вот здесь я Вашу мысль не поняла. Что значит "по сути, даёт рецепты того, как мелкими и крупными интригами (что понимается под интригами?), которые за зло не считаются (?), влиять на свое социальное окружение или маскировать (что значит маскировать?) свой социальный статус".

В самом прямом смысле:
1) в Америке менять свой социальный статус, открыто думать о карьере - не только не зазорно, но всячески поощряется. Человек, который не мечтает стать "победителем" хоть в чём-то, воспринимается как духовно ущербный.
Каково отношение к карьере и каковы социальные ограничения в этом плане в мусульманских странах - мне, к сожалению, почти неизвестно. Было бы интересно узнать у Вас.
2) то, что в русском обществе принято называть "интригами", в американском нередко воспринимается положительно. Испытано на себе.
3) слово "консерватизм" по отношению к арабскому обществу я употребил в самом что ни на есть нейтральном смысле. Тем более, что по жизни я сам во многом консерватор, и те же немцы вызывают у меня куда больше симпатий, чем американцы.

Отредактировано Митридат (2007-11-06 21:02:45)

6

Митридат написал(а):

в Америке менять свой социальный статус, открыто думать о карьере - не только не зазорно, но всячески поощряется. Человек, который не мечтает стать "победителем" хоть в чём-то, воспринимается как духовно ущербный

В мусульманских странах понятие социальный статус неразрывно связано с вопросами веры. Положение человека в исламском обществе определяется главным образом его личной верой, соблюдением исламских догматов, а также социальным положением его семьи. В исламском обществе никто не стремится стать "победителем", ибо все являются рабами Аллаха.

7

Коран у меня давно есть. Сначала в 1990 г. купил перевод Крачковского (показался мне просто ужасным), затем читал и другие переводы. При необходимости Коран читаю и в Интернете.

Но интересует меня в данном случае не теория, а матчасть. Не общие принципы, а скорее конкретные примеры, как это реализуется на практике. Вот, для сравнения, Библия - тоже священная книга для христиан. Однако в разных христианских странах из Библии делаются совершенно разные выводы, и протестантская культура, к примеру - совершенно иная, чем католическая или православная. Культ "победителя" выводится не из общехристианской традиции, а именно из протестантской.

Мне кажется, что и в исламских странах тоже должны быть свои нюансы в отношении того, как определяется статус человека в обществе.

8

Митридат, Вы затрагиваете интересные темы. Думаю, что, например, классическая псхология(фрейдизм) не изучается и не очень воспринимается на Ближнем Востоке.

9

Я бы не отнёс фрейдизм к классической психологии. Фрейд, действительно, в своё время произвёл революцию в психологии, затронув ранее запретные темы. Но фрейдизм как течение является глубоко антинаучным; современные психологи - парадокс! - уважают Фрейда, но фрейдистами не являются. Более того, согласно уставу Американской психологической ассоциации, фрейдизм несовместим с членством в данной ассоциации.

Однако готов согласиться с Вами - что фрейдизм, что "пост-фрейдизм" (т.е. нынешняя психология, появившаяся в результате дискуссий, которые начал Фрейд) одинаково плохо совместимы с мусульманским укладом жизни. Фрейдизм классический - это почти 100% анти-ислам, это перевёрнутые с ног на готову ценности ислама (начиная хотя бы с того, как фрейдисты трактуют роль матери и отца). Современная психология плохо совместима с исламом, мне кажется, потому, что она очень тесно срослась с биологией (хотя в бывшем СССР ещё далеко не очень тесно :) , у нас психология - пока что - скорее ближе к педагогике, хотя тенденция к сближению с биологией есть и у нас). Признать животное начало в человеке - каким бы объективным фактом это ни было, наверное, для верующего это серьёзное испытание. И помочь справиться с этим испытанием может разве что нечто кардинальное, например, массовая доступность базовых медицинских знаний.

Вот только вопрос: а надо ли это мусульманам именно сейчас, в данный момент? Есть такая пословица: "Не буди лихо, пока оно тихо". Научные революции обычно совершаются тогда, когда в них есть необходимость. Скажем, медицина сделала огромный рывок в ХХ веке - как раз тогда, когда недостатка в трупах не испытывала ни одна страна Европы. Психология в Европе стала распространяться в XIX веке - в эпоху крушения традиционной этики. Но вот что касается "душевного здоровья" в мусульманских странах по сравнению с Западом - я далеко не уверен, что в исламских странах ситуация хуже.

Отредактировано Митридат (2007-11-09 10:08:04)

10

Митридат, что же включает себя классическая психология (я-то плохо в этом разбираюсь)? Почему фрейдизм антинаучен(но для этого нужно знать, что научно в психологии, а что нет)? "Явление переноса"(чуть ли не единственное, что помню из моего курса) относится к классической психологии? Насчёт соотношения психологии и ислама я с Вами согласен. Так получается, в арабских странах психология мало изучается и преподаётся? Как Вы относитесь к соционике(Филатова мне говорила, что её почему-то психологи не признают)? Мне кажется, что соционика если её преподнести на Востоке, может, и не вступила бы в противоречие с Исламом.

11

antbez написал(а):

Как Вы относитесь к соционике(Филатова мне говорила, что её почему-то психологи не признают)? Мне кажется, что соционика если её преподнести на Востоке, может, и не вступила бы в противоречие с Исламом.

Ответ на этот вопрос и продолжение дискуссии о соционике читайте здесь: Соционика и ислам.

12

Ислам сформировал определенное мировоззрение, дав человеку метод постижения окружающего мира и его созерцания, объединив народы под идеей «повиновения воли Аллаха», определив особые формы поведения и взаимоотношений между людьми. Ислам создал уникальную концепцию, с помощью которой мусульмане идентифицируют себя в современном мире. Из этого следует и исходить.

13

Проблемы, с которыми сталкиваются психологи в арабских странах
(Американская психологическая ассоциация, данные 1998 года)

читать
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

14

Информация конкретная и исчерпывающая. Осталось узнать, какую именно психологию изучают в Египте (оставшиеся процентов 30-40, видимо, приходятся в первую очередь на Тунис, Марокко, Иорданию).

Моя знакомая из Штатов - довольно известный в своей сфере педагог - преподавала психологию в Иордании, правда, не как самостоятельный предмет, а давала азы в рамках курса английского как иностранного :) Говорила, что реакция её студентов была на уровне "ниасилил", а необходимость заполнять опросники повергла их в шок. Думаю, что опросники, которые хорошо "работают" в Штатах, потерпят полное фиаско в арабских странах (да они и в России-то не очень хорошо работают). Причина в том, что у американцев выработался рефлекс на заполнение многочисленных формуляров, а также на то, что сообщение недостоверных сведений влечёт за собой наказание, иногда весьма суровое. В России отношение к опросникам 50/50: заполняют менее аккуратно, чем американцы, и позволяют себе иногда приврать. Что касается арабов, для которых соблюдение этикета куда важнее, чем собственно "правда и ничего кроме правды", на них опросники будут работать ещё хуже. А вот что касается невербальной диагностики, она на Западе развита очень слабо. У них распространена точка зрения, что "физиогномика и т.п. - лженаука" (впрочем, с этим из психологов мало кто спорит), но именно из-за этого невербальная диагностика у них находится в самом-самом зачаточном состоянии, на уровне поп-литературы, они даже приближаться бояться к этой сфере - а ну как обвинят в ненаучности (исследуют разве что особенности восприятия мимики со стороны, поскольку здесь результат хорошо измеряется). А у арабов как раз на невербальную диагностику, из-за их национального менталитета, был бы большой спрос. Но удовлетворить этот спрос западная психология как раз не в состоянии. За исключением, быть может, немцев и французов, но и они сейчас тоже сильно прониклись англосаксонской традицией.

Отредактировано Митридат (2007-11-21 15:16:14)

15

Я тоже к заполнению опросников отношусь не очень-то хорошо. Наследие советского времени к тому же: думаешь, где, для чего нужна от тебя информация... Или не хочешь отвечать искренне...

16

В России распространены в основном древние опросники, давно уже морально устаревшие, вроде опросника Кеттелла или опросника Майерс-Бриггс.

17

Мне эти названия ни о чём не говорят... Но я имею ввиду отношение к опросникам вообще. По тем или иным причинам оно может быть в целом отрицательным.

18

Митридат написал(а):

В России распространены в основном древние опросники, давно уже морально устаревшие, вроде опросника Кеттелла или опросника Майерс-Бриггс

В России широко используется MMPI - Миннесотский многофазный личностный опросник (англ. Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Он "поприличнее" опросника Кеттелла будет :-).

19

В MMPI имеется тест с названием "Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции". По-моему, одно название этого и других подобных отпугнуть может...

20

Но когда человек его заполняет он не видит этих шкал, ему просто предлагается ответить на вопросы.

Antbez, не побоюсь об этом сказать - я уже давно разочаровалась в академической психологии. И причин тому много.

Один из примеров. Если попросить испытуемого заполнить какой-либо тест утром, когда он полон сил и жизненной энергии и вечером после работы, то результаты будут разные. Ответы на вопросы будут зависеть и от отношения испытуемого к психологу (исследователю) и от его отношения к заполнению подобных тестов. На интерпретацию полученных результатов будут оказывать значительное влияние субъективные факторы, такие как личность самого психолога (исследователя) и его ЛИЧНОЕ восприятие испытуемого. И т.д., и т.п. Поэтому после подобного тестирования можно говорить только о тенденциях.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Психология - "запретная наука" в исламских странах?