У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Изучение Священного Корана

Сообщений 21 страница 40 из 111

21

Спасибо, Эрнстер! Очень походящее значение. Недоумеваю, откуда арабы взяли значения “быть далеким (от истины); быть связанным”?

22

Elion, мне кажется нетрудно усмотреть логическую связь между شطن ("веревкой", "узами") и "препятствием в продвижении", "преткновением".
Только в этом смысле выходит, что не сам Сатана связан (Всевышним), а напротив - он связывает других (людей), является для них "веревкой".

23

Спасибо, Эрнстер. Очень интересная мысль.

24

СУРА 113. РАССВЕТ- سورة الفلق

Мекканская-5 аятов

Основные темы:
1. Прибегание к защите Аллаха от зла, насылаемого людьми и колдунами
2. Осуждение чувства зависти

بسم الله الرحمن الرحيم

1. قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ
2. مِن شَرِّ مَا خَلَقَ
3. وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ
4. وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ
5. وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

113/1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета
113/2. от зла того, что Он сотворил,
113/3. от зла мрака, когда он наступает,
113/4. от зла колдуний, дующих на узлы,
113/5. от зла завистника, когда он завидует».

Комментарий:

Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 105, “Слон”. Некоторые муфассиры считают ее мединской.

В этой суре Всевышний призывает прибегать к Его защите от любого зла. Господь создал зло для нашего мира как необходимое явление для совершенствования человека, для лучшего понимания что есть добро. Зло не одобряется Аллахом, и Он призывает человека к добру. Однако, человек-существо слабое и не всегда может противостоять злу. Зло иногда может придти в момент наименьшей готовности человека отразить его. Для этого рекомендуются профилактические меры-создание в окружении человека положительных божественных вибраций, которые создают поле противостояния злу. Наилучшим таким средством является активизация божественных вибраций с помощью молитвы. Направленная молитва соединяет окружение человека с тонким божественным миром, привлекает внимание ангелов-хранителей и других существ, благорасположенных к человеку.

Время, когда наступает ночная тьма, является временем наибольшей активности сил зла: именно под покровом ночи происходит большинство преступлений, выходят на охоту хищные звери. Сура названа “Рассвет”, ибо он раскалывает тьму, удаляя все присущее ей зло. Кроме того, Аллах является Господом духовного рассвета в душах людей, когда им начинает раскрываться божественная истина.

Ночью также проводят свои ритуалы активные служители зла- колдуны. С 4-м аятом связано предание о том, что некто по имени Лабид ибн Асам провел колдовской ритуал, направленный против пророка Аллаха. Он завязал на веревке 11 узлов, представляющие жизненно-важные центры в организме человека, дул на них по отдельности и произносил магические формулы. Затем он бросил эту веревку в колодец. Пророк заболел, причем никак нельзя было установить причину болезни. Тогда к нему спустился архангел Джибриль с этой сурой и рассказал ему, что произошло. Пророк послал Али и Талху к колодцу, чтобы они вытащили оттуда веревку. Читая молитвы, Пророк развязал все узлы и тут же поправился. Это событие подтверждает, что пророки превосходят своими божественными данными любое колдовство.

Причиной поступка Лабида ибн Асама является зависть к особой миссии Пророка. Зависть-мерзкая черта, причина множества преступлений и бед. Как известно, первый бунт против Аллаха Всевышнего-бунт Сатаны также произошел по причине его зависти к Адаму. Зависть была причиной и первого убийства на Земле, когда Каин (Кабиль) убил своего брата Авеля(Хабиля).

Сура призывает нас, чтобы мы не допустили в свое сердце черную змею зависти и прибегали к защите Аллаха от любого зла.

*****

25

СУРА 112. ОЧИЩЕНИЕ- سورة الإخلاص

Мекканская-4 аята

Основная тема:

Единобожие

بسم الله الرحمن الرحيم

1. قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
2. اللَّهُ الصَّمَدُ
3. لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
4. وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!
112/1. Скажи: "Он – Аллах Единый,
112/2. Аллах Вечен.
112/3. Он не родил и не был рожден,
112/4. и нет никого, равного Ему".

Комментарий:

О ниспослании этой суры говорится, что иудеи пришли к Пророку и спросили:"О Мухаммад! Опиши нам твоего Господа, который причиняет тебе зло." И была ниспослана сура.

Священный Коран по своим целям можно подразделить на 3 части: 1-Утверждение единобожия и догматов веры(таухид), 2-Предписания морально-этического характера, 3-Предписания шариата. Пророк приравнивал суру "Ихлас" одной трети Корана-первой части.

В этой суре Всевышний говорит, что Бог только один. Он всегда был и всегда будет. Он самодостаточен и ни от кого не родился. Точно так же нет никого другого, кто бы родился от него, иначе нам пришлось бы допустить, что есть еще кто-то равный Ему по величию. Такое утверждение абсурдно, ибо тогда нам пришлось бы отказаться от таких атрибутов Бога, как Всемогущий, Вездесущий и т.д.  Третий аят-ответ тем, кто превратил сына человеческого Иисуса Христа в Бога, как еще сказано об этом в суре 5, "Трапеза", 72, 73,75:

"Не веруют те, которые утверждают:"Аллах-Мессия, сын Марйам."А ведь Мессия сказал:"О сыны Израиля! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и вашему!" Воистину, того, кто признает [других богов, кроме Аллаха],лишил Он райских садов, а прибежищем ему будет адский огонь. И никто не поможет заблудшим. Не веруют те, которые утверждают:"Воистину, Аллах-третий из Троицы"-нет божества, кроме Единого Бога!...Мессия, сын Марйам,-всего лишь посланник. Много посланников до него приходили и уходили."

В хадисе Бухари от Аиши рассказывается:"Наш Пророк назначил одного человека предводителем вооруженного отряда. Во время молитвы он читал только суру "Ихлас". Когда воины рассказали об этом Мухаммаду, тот посоветовал: "Спросите у него самого, что он вам ответит." И, действительно, тот человек сказал: "Здесь раскрывается все об Аллахе, и потому я читаю эту суру."

*****

26

Ernster написал(а):

На иврите этот корень (שטן - "сатан") дословно означает "быть преткновением", "препятствовать продвижению", "закрывать путь".
Например, когда Всевышний послал ангела (!) закрыть путь ослице Бил'ама, ехавшего проклинать Израиль по приглашению царя Балака, сказано:
וַיִּתְיַצֵּב מַלְאַךְ ה' בַּדֶּרֶךְ, לְשָׂטָן לוֹ
"И встал ангел Всевышнего на дороге, чтобы закрыть ему проход" (дословно "быть ему сатаном")
(Бемидбар/Числа 22:22)

"И стал ангел Б-га на дороге в помеху ему (чтобы воспрепятствовать ему)"
Действительно, ангел, встретившийся Биламу, именуется в Торе "помехою", "преткновением", "препятствием", буквально - "ле-сатан".
И одно из значений "שטן" (сатан) - "מכשול קשה" (микшоль кашэ) - тяжёлое (трудное) препятствие.
Кстати, на арамейском сатан будет "שטנא" (ситна), а на иврите ситна "שטנה" - инсинуация, провокация, что близко по звучанию и по смыслу с одним из значений арабского слова "фитна".

27

Спасибо, Адам, Эрнстер! Ваши объяснения очень ценны для меня, т.к. с разъяснением этого слова приходится часто встречаться.

28

СУРА 111. ПАЛЬМОВЫЕ ВОЛОКНА- سورة المسد

Мекканская-5 аятов

Основная тема:
Кара, ожидающая преследователей верующих.

بسم الله الرحمن الرحيم

1. تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ
2. مَا أَغْنَى عَنْهُ مَالُهُ وَمَا كَسَبَ
3. سَيَصْلَى نَارًا ذَاتَ لَهَبٍ
4. وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ
5. فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِّن مَّسَدٍ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

111/1. Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул.
111/2. Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрел.
111/3. Он попадет в пламенный Огонь.
111/4. Жена его будет носильщицей дров,
111/5. а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон.

Комментарий:

Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 48 “Победа”.По первому слову в суре называется также “Таббат”.

По поводу обстоятельств ниспослания суры муфассир Байдави пишет: "Когда были ниспосланы слова:"Увещевай твоих близких родственников", Посланник Аллаха-да благословит его Аллах и приветствует!-вышел из дому и поднялся на гору ас-Сафа и возвестил:"О утро!" К нему стеклись люди, и он спросил:"Как вы думаете, если я сообщу вам, что из подножия этой горы выступит дружина, поверите ли мне?" Они ответили: "Мы не видели от тебя лжи". Он продолжал: "Воистину, я -увещеватель для вас о том, что предстоит суровое наказание." Абу Лахаб сказал: "Да сгинуть тебе! Зачем ты созвал нас?" Потом Мухаммад встал, и был ниспослан этот аят."

Человек, оставшийся в истории Ислама под прозвищем “Абу Лахаб”(“Тот, кому уготовано место в аду”)-это Абду-ль-Узза Абдульмуталлиб, богатый и высокомерный мекканец, который всю жизнь преследовал Пророка. Его жена Умм Джамиль тоже ненавидела Пророка, распространяла про него всякие небылицы и даже разбрасывала колючки на дороги, где он проходил. В суре она называется "носильщицей дров", что в арабском языке соответствует выражению "подливать масла в огонь". Это выражение-указание на то, что своими сплетнями и кознями он подливала огонь в вражду между мусульманами и курайшитами.
В суре говорится, что они оба будут гореть в аду, где им не поможет богатство, которым они кичились при жизни. Жена Абу Лахаба, которая в этой жизни подкладывала дрова в огонь вражды, будет подкладывать дрова в огонь, чтобы он горел ярче.
На шее у Умм Джамиль будет веревка из пальмовых волокон. Этот аят указывает, что кроме физической боли, она будет испытывать и боль унижения, ибо веревку на шее носили только рабы-самые бесправные люди. Таким образом,  жена Абу Лахаба, которая при этой жизни так кичилась своим богатством, высоким положением и драгоценными нарядами, а Пророка и первых мусульман презрительно называла голодранцами, ничего не будет иметь, кроме этой позорной веревки на шее. В преданиях также рассказывается, что Умм Джамиль погибла, удушенная той же веревкой, которой она перевязывала ветки с колючками.

Предсказания Всевышнего действительно оправдались: его сына по пути в Сирию разорвал лев. А сам он заболел страшной болезнью и умер через 7 дней после битвы при Бадре, где победили мусульмане. От его тела исходила невыносимая вонь, и люди избегали посещать его. Когда он умер, его тело сбросили в яму и поспешно зарыли.

*****

29

110. ПОМОЩЬ- سورة النصر

Мединская-3 аята

Основная тема:
Благодарность Всевышнему за оказанную помощь

بسم الله الرحمن الرحيم

1. إِذَا جَاء نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
2. وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا
3. فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

1. Когда придет помощь Аллаха и настанет победа,
2. когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха,
3. восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния.

Комментарий:
Эта сура была ниспослана в Медине после суры 9, “Покаяние”. Также называется “Иzа джа’а” по первым словам в суре. Она является продолжением идеи, выраженной в предыдущей суре “Неверующие”. Некоторые муфассиры считают эту суру мекканской.

Существует также мнение о том, что она была ниспослана в Мине во время прощального хаджа Пророка 9 зульхиджжа 10 года хиджры за 2 месяца до его смерти.

В тафсире “Асбаб ан-нузуль” Джалаладдин Ас-Суйути пишется:

“Когда послпнник Аллаха вошел в Мекку (11 января 630г. РХ), то он отправил вперед Халида ибн Валида, и тот сражался со своей дружиной с курайшитами у нижней части Мекки, пока Аллах не обратил их в бегство. Потом Пророк велел им сложить оружие и отозвал Халида от них, и они приняли Ислам, и Аллах ниспослал эту суру.”

После взятия Мекки Пророк сидел на верблюде на холме Ас-Сафа, где 17 лет назад он обратился к мекканцам с первой проповедью и где был осмеян Абу Лахабом и другими врагами Ислама. Он наблюдал, как люди толпами вступают в веру Аллаха. Здесь были те, кто считал его проповеди ложью, а его самого-сказочником и одержимым; пытался подкупить Пророка и убить его. Здесь были те, кто пытал и убивал мусульман. Здесь были и курайшитки, распространявшие про него лживые сплетни и разжигавшие пламя ненависти; здесь была Хинд, жена Абу Суфьяна, предводителя войска курайшитов, которая надругалась над телом Хамзы у подножия горы Ухуд...

В последнем аяте заключается призыв к Пророку восславить имя Аллаха и просить прощения у Него, ведь Аллах-Тот, Кто принимает раскаяние. И действительно, как рассказывает Аиша, Пророк к концу жизни часто повторял:“Слава Аллаху и хвала Ему! Прошу прощения у Аллаха и раскаиваюсь перед Ним.” И говорил:”Аллах указывал мне, что в будущем людям нашей общины должно явиться некое знамение. Вот явилось оно, и посему читаю:”Когда пришла...”

Знамением этим Пророк считал суру “Помощь”.

*****

30

109. НЕВЕРУЮЩИЕ- سورة الكافرون

Мекканская-6 аятов
Основная тема:
Отказ от многобожия

بسم الله الرحمن الرحيم

1. قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ
2. لا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ
3. وَلا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ
4. وَلا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ
5. وَلا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ
6. لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ


Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

1.   Скажи: "О вы, неверующие!
2.   Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь,
3.   а вы не поклоняетесь тому, чему я поклоняюсь.
4.   Я ведь не поклонюсь тому, чему вы поклонялись,
5.   и вы не поклонитесь тому, чему я поклоняюсь.
6.   Вам — ваша вера, мне же — моя вера!"

Комментарий:

Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 107, “Подаяние”. Также имеет название "Мунабаzа-”Отвержение”.

Джалаладдин ас-Суйути в тафсире “Асбаб ан-нузуль” пишет:

“Валид ибн аль-Мугира, аль-Аси ибн аль-Ваиль, аль-Асвад ибн аль-Муталлиб и Умайа ибн Халаф встретили Посланника Аллаха  и сказали: “О Мухаммад! Давай поклоняйся тому, кому мы поклоняемся. Мы же будем поклоняться тому, кому ты поклоняешься, так что мы станем сотоварищами в общем деле.” И Аллах ниспослал эту суру.

Пророк, обращаясь к неверующим, говорит, что он не станет поклоняться тому, чему поклоняются они, т.е., идолам, которые ни в чем не могут помочь человеку. Доказательство тому слова Всевышнего:

“Мы отправили к каждой общине посланника, чтобы он сказал:”Поклоняйтесь Аллаху и избегайте идола.”(Сура 16, “Пчелы”, 36)

“Почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы вернетесь? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Если Милостивому будет угодно причинить мне зло, то ничем не поможет мне их заступничество и они не спасут меня.”(Сура 36, “Йа Син”, 22,23)

Пророк говорит, что мекканские неверующие не поклоняются тому, кому поклоняется он. Здесь отражен призыв к свободе вероисповедания, провозглашенный Исламом 14 веков тому назад. Это подтверждается другим аятом из суры 2, “Корова”, 256:

“Нет принуждения в вере. Уже различился истинный путь от ложного. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, уже ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах-Слышащий и Знающий.”

Вышесказанные мысли повторяются в суре дважды, чтобы они хорошо запечатлелись в сознании читающих и слушающих.

*****

31

108. ИЗОБИЛИЕ- الكوثر

Мекканская-3 аята
Основная тема:
Изобильное добро, дарованное Всевышним пророку Мухаммаду в его пророческой миссии.

بسم الله الرحمن الرحيم

1. إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ
2. فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
3. إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الابْتَرُ

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

1.   Воистину, Мы даровали тебе изобилие.
2.   Так совершай же молитву и приноси жертву.
3.   Воистину, тот, кто ненавидит тебя, — он и есть куцая овца.

Комментарий:
Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 100, “Скачущие”. Называется также “Ан-Наhр”-”Река”.

Один из мекканских мушриков ибн Ваиль встретил Пророка и немного поговорил с ним. Когда он после беседы подошел к другим курайшитам, те спросили его:”С кем ты там беседовал?” На что ибн Ваиль ответил:”С Мухаммадом-с этим куцой овцой.” Это было после того, как у Пророка умер сын ибн Касим. У арабов куцой, или бесхвостой овцой называли человека, у которого нет сыновьев для продолжения рода. Слова ибн Ваиля дошли до Пророка и он сильно опечалился. В успокоение ему была ниспослана эта сура.

Всевышний говорит Пророку, что Он даровал ему изобилие-”كوثر - каусар”. Это слово имеет два значения:

1) Каусар- это название райского источника, который Всевышний обещает Пророку в раю.

2) Всевышний даровал изобилие Мухаммаду и в этой жизни. Это величайшие духовные истины и великое знание, которых он был удостоен. Изобилие - это также миллионы мусульман, которые последовали призыву Пророка Мухаммада. Изобилие-это полная реализация его предназначения в земной жизни. Даже объективные научные исследования и анализ жизнедеятельности всех великих исторических личностей показывает, что не было в истории планеты Земля человека, который сделал бы для человечества столько, сколько для него сделал Пророк Мухаммад. Сказав это, Всевышний призывает Пророка молиться и приносить жертву, т.е., восхвалять Того, Кто удостоил его такой чести, и отбросить свою человеческую обиду. Жертва-это также призыв к вере, молитве, любой вид поклонения Аллаху. Жертва-это самопожертвование во имя исполнения заветов Аллаха, чтобы люди становились лучше, чтобы лучше становился мир Аллаха, в котором мы живем.

В последнем аяте говорится, что тот, кто ненавидит Пророка-воистину, он и есть куцая овца, ибо он не только лишен перечисленных выше благ, но и ничего не оставил после себя людям. В жизни он руководствовался законами, противоречащими воле Всевышнего: значит, и в потустороннем мире его ожидает та участь, которую он заслужил.

Сура звучит и как призыв к любому из нас. Разве Всевышний не даровал нам изобилие? Мы ежесекундно дышим, восторгаемся красотой окружающей нас природы, пользуемся ее благами для нашего процветания. В нашем распоряжении находятся различные источники приобретения знаний и нам дарован ясный путь для нашего духовного совершенствования. Поэтому, слова, обращенные к Пророку, также и относятся к каждому из нас: “Поклонись Господу своему и приноси жертву!”

*****

32

107. ПОДАЯНИЕ- الماعون

Мекканская- 7 аятов.
Основная тема:
Разоблачение лицемера.

بسم الله الرحمن الرحيم

1. أَرَأَيْتَ الَّذِي يُكَذِّبُ بِالدِّينِ
2. فَذَلِكَ الَّذِي يَدُعُّ الْيَتِيمَ
3. وَلا يَحُضُّ عَلَى طَعَامِ الْمِسْكِينِ
4. فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ
5. الَّذِينَ هُمْ عَن صَلاتِهِمْ سَاهُونَ
6. الَّذِينَ هُمْ يُرَاؤُونَ
7. وَيَمْنَعُونَ الْمَاعُونَ

(одно из лучших чтений этой суры!)

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного,

1.   Видел ли ты того, кто считает ложью День расплаты?
2.   Ведь это тот, кто прогоняет сироту
3.   и не призывает накормить бедняков.
4.   И горе тем молящимся,
5.   которые небрежны в своих молитвах,
6.   которые лицемерят
7.   и запрещают милостыню.

(свой перевод)

Комментарий:
Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 102, “Страсть к приумножению”. Называется также “‘Э ра’эйтэ” (“Видел ли ты?”) и “Дин” (“Вера”, или "Долг").

Сура рассказывает о человеке,который считает веру ложью, избегает помощи нуждающимся и небрежно относится к молитве, не понимая ее всеобъемлющей важности для человека.

Отрицающий веру в Аллаха не понимает нужд сироты и отгоняет его, или же отгоняет от себя прочь мысль о том, что помощь сиротам-это его прямая человеческая обязанность. Точно так же он далек от того, чтобы облегчить участь бедных и, естественно, не призывает к этому и других. Если вера и молитва не порождают чувства любви и сострадания к нуждающимся, то они являются лицемерием, или говорят о том, что человек не понимает подлинного их значения.Каждый по мере своих возможностей обязан помогать нуждающимся: если не материально, то хотя бы добрым словом или советом.

Третий аят исторически связывают с Абу Джахилем: рассказывается, что к нему пришел бедняк с просьбой, но Абу Джахиль с высокомерием прогнал его, ничего не дав.

Всевышний далее обращает внимание на тех молящихся, которые с небрежностью относятся к молитве. Несмотря на то, что их тело совершает предписанные движения, а язык машинально произносит соответствующие слова, их сердце и душа далеки от единения с Аллахом. От такого моления нет никакого проку, ибо добросовестное моление необходимо, прежде всего, для самого молящегося. Как сказано в суре 29, “Паук”, 45:

“Совершай молитву, ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного. А поминание Аллаха-самое главное. Аллах ведь знает о ваших деяниях.”

Поэтому, формально выполненная молитва мусульманину следует повторить снова с полным пониманием и осознаванием того, что он выполняет.

Лицемерное исполнение религиозных обрядов порождает и другие отрицательные черты, которые появляются незаметно, но через некоторое время прочно закрепляются. В последнем аяте в качестве примера приводится жадность. Жадное стремление к  богатству приводит к тому, что человек становится его рабом. И когда к нему обращаются за помощью, он отказывает, хотя и мог бы помочь без всякого ущерба для себя.

Сура призывает нас к тому, чтобы наши слова и дела не расходились, а подтверждали друг друга.

*****

33

106. КУРАЙШИТЫ - سورة قريش

Мекканская-4 аята
Основная тема:
Призыв к благодарности за блага Аллаха

بسم الله الرحمن الرحيم

1. لايلافِ قُرَيْشٍ
2. إِيلافِهِمْ رِحْلَةَ الشِّتَاء وَالصَّيْفِ
3. فَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَذَا الْبَيْتِ
4. الَّذِي أَطْعَمَهُم مِّن جُوعٍ وَآمَنَهُم مِّنْ خَوْفٍ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

1. Ради единства курайшитов,
2. единства их во время зимних и летних поездок.
3. Пусть же они поклоняются Господу этого Дома,
4. Который накормил их после голода и избавил их от страха.

Комментарий:
Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 95, “Смоковница”. Она непосредственно связана с предыдущей сурой 105 “Слон”.

Курайшиты-род, ведущий свое происхождение от Надра ибн Кинаана, потомка Исмаиля, сына Авраама. По одному из толкований, слово قريش “курайш” происходит от слова قرش “къирш”-”акула”, и курайшиты получили это название благодаря своей силе и отваге, которыми славились среди арабов. Происхождение названия рода также связывают со словом قرش “къарш”-”приобретение, зарабатывание”, указывающее на основной промысел курайшитов-торговлю.

Курайшиты пользовались большим почетом и как хранители Каабы. Несмотря на бесконечные междоусобные столкновения, курайшитов повсюду встречали как “людей Священного Храма”, и по этой причине их не трогали.

Дважды в год курайшиты снаряжали огромные караваны: зимой-в Йемен, где покупали одежду и ткани, а летом-в Шам (Сирию), где покупали оружие, домашнюю утварь, и т.д. Безопасное передвижение по всему Аравийскому полуострову способствовало процветанию курайшитов.

Всевышний в этой суре напоминает курайшитам об этих благах, дарованных Им и призывает к благодарности за это. В 3-м аяте говорится, что Господь Каабы-это Аллах, а вовсе не идолы, которым поклоняются курайшиты. Это указание им на то, что покло-няться следует только Аллаху, а не этим идолам, от которых нет никакой пользы. В другом аяте Священного Корана устами Ибрахима (Авраама), мир ему, говорится:

“Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день”. Аллах ответил:”А тем, которые не уверовали, я дарую удел ненадолго, а затем подвергну наказанию огнем. И не добрый же этот исход.”(Сура 2, 126)

За неблагодарность Аллах может наказать и голодом, и страхом, как еще сказано в аяте 112, суры 16, “Пчела”:

“Аллах приводит в качестве притчи жителей селения, которые пребывали в мире и покое. Они обретали свой удел в достатке отовсюду, но не были благодарны Аллаху за эти блага, и тогда Аллах облёк их в одеяния голода и страха, в наказание за то, что они вершили”.

*****

34

105. СЛОН- سورة الفيل

Мекканская-5 аятов
Основная тема:
Напоминание о годе Слона для предупреждения врагов Ислама.

بسم الله الرحمن الرحيم

1. أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ
2. أَلَمْ يَجْعَلْ كَيْدَهُمْ فِي تَضْلِيلٍ
3. وَأَرْسَلَ عَلَيْهِمْ طَيْرًا أَبَابِيلَ
4. تَرْمِيهِم بِحِجَارَةٍ مِّن سِجِّيلٍ
5. فَجَعَلَهُمْ كَعَصْفٍ مَّأْكُولٍ


Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

1.   Разве ты не видел, что сотворил твой Господь с владельцами слона?
2.   Разве Он не разрушил их козни
3.   и не послал на них стаи птиц?
4.   Они осыпали их осколками обожженной глины
5.   и превратили в подобие изъеденных злаковых листьев.

Комментарий:
Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 109, “Неверующие”.

Она начинается с напоминания пророку Мухаммаду знаменитого события, которое произошло в 570 г. и осталось в истории как  “год Слона”. Русский историк Владимир Соловьев описывает его так (Т. VI, стр. 545-547):

“Абиссинский наместник Абраха аль-Ашрам, союзник Византии против Персии, собравший огромное для тех мест и времен ополчение, со многими боевыми слонами, составлявшими для арабов невиданную диковину, двинулся из Йемена через Хиджаз в г. Ясриб, и оттуда-к персидской границе. По дороге из Йемена к Персии нельзя было миновать знаменитого города Мекки, бывшего некоторым федеративным центром для большей части арабских племен. Перевес организованной военной силы был на стороне абиссинцев...Владевшие Меккой племя курайшитов и их союзники заперлись в городе и готовились к отчаянной защите. Абиссинцы окружили священный город, но в первую же в их стане появилась страшная и неведомая болезнь, от которой большая часть людей погибла, а остальные в беспорядке бежали в Йемен...В ту самую ночь, когда нечеловеческая рука истребила абиссинцев,...[персидский царь] был, по преданию, поражен зловещим чудом: все священные сосуды в его дворцовом храме были опрокинуты и разбиты, и неугасимый огонь-символ верховного божества иранцев внезапно потух. Гибель христианского войска Абраха под Меккой и чудесное падение божественного неугасимого огня Заратуштры произошли в год рождения пророка Мухаммада, что является несомненным фактом, и именно ему было провиденциально суждено создать новую духовно-политическую силу, предназначенную объединить народы Востока и покончить тысячелетнюю распрю греческого и персидского царств разрушением обоих.”

Факт, приведенный русским историком, является сам по себе знамением. Действительно, если бы Ислам не положил конец этой бесконечной войне, кто знает, сколько еще могло бы продолжаться это бессмысленное взаимоуничтожение?

Согласно исламским толкователям, направив свое войско в Мекку, царь Абраха преследовал еще одну важную цель: разрушить Каабу, являвшуюся для арабов не просто священным храмом, но и фактором их единства. В столице Йемена Сане Абраха построил грандиозную церковь Аль-Калийс и решил заставить арабов совершать паломничество в Сану. При успешном завершении своего плана Абиссиния приобретала огромные политические и экономические преимущества.

Абраха разбил лагерь в деревне Аль-Миглас неподалеку от Мекки и послал туда гонца с поручением привести к нему главу города. С гонцом прибыл Абдульмутталиб, дед пророка Мухаммада. Он держал себя с царем Абраха с большим достоинством, и потребовал у него, чтобы ему вернули его верблюдов, угнанных абиссинскими воинами. Возмущенный Абраха воскликнул:
-Скажите ему, что я вначале был восхищен им, а сейчас презираю его. Ведь я пришел разрушить Каабу-символ веры его предков, а он просит вернуть каких-то верблюдов!
На что Абдульмутталиб невозмутимо ответил:
-Я хозяин верблюдов, а у Каабы есть свой хозяин. Он и защитит ее.
Курайшиту вернули его верблюдов. Он вернулся в Мекку и увел свой народ в горы. Абраха начал готовиться к штурму Мекки. Погонщики слонов стали гнать их в сторону Мекки, но они валились на землю и не хотели идти дальше, подчиняясь своему вожаку-огромному слону по кличке Махмуди. Махмуди с готовностью шел в любую другую сторону, кроме Мекки. В это время откуда-то налетели огромные стаи птиц “абабиль”, которые несли в своих клювах кусочки обоженной глины. Они стали бросать их на войско Абрахи. Как показал современный радиоуглеродный и химический анализ останков войска Абрахи, кусочки глины были инфицированы микробами оспы. Болезнь уничтожила и Абраху, и его войско.

*****

35

104. ХУЛИТЕЛЬ- سورة الهمزة

Мекканская-9 аятов
Основная тема:
Осуждение клеветников и хулителей и ожидающая их участь.

بسم الله الرحمن الرحيم

1. وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ
2. الَّذِي جَمَعَ مَالا وَعَدَّدَهُ
3. يَحْسَبُ أَنَّ مَالَهُ أَخْلَدَهُ
4. كَلا لَيُنبَذَنَّ فِي الْحُطَمَةِ
5. وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْحُطَمَةُ
6. نَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَةُ
7. الَّتِي تَطَّلِعُ عَلَى الافْئِدَةِ
8. إِنَّهَا عَلَيْهِم مُّؤْصَدَةٌ
9. فِي عَمَدٍ مُّمَدَّدَةٍ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

1. Горе всякому хулителю и клеветнику,
2.   который накопил состояние и подсчитал его.
3.   Он полагает, что богатство обеспечит ему бессмертие.
4.   Так нет же! Ведь он будет ввергнут туда, где сокрушают.
5.   Откуда тебе знать, что такое место, где сокрушают?
6.   [Это] — разожженный огонь Аллаха,
7.   который вздымается пламенем над сердцами.
8.   Воистину, он сомкнется над ними (т. е. хулителями)
9.   на воздвигнутых столбах.

Комментарий:

Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 75, “Воскресение”.

Сура начинается с того, что Всевышний предрекает горе всякому хулителю и клеветнику. В арабском языке слово ويل “вайль” означает не только “горе”, но еще является названием адской долины, где люди испытывают невыразимые мучения стыда и позора. Поэтому, оно является одновременно обещанием наказать хулителей этим видом страдания в потусторонней жизни.

Хулитель-это тот, кто выискивает недостатки других за их спиной: как они ходят, говорят, едят, и т.д. Клеветник же-это тот, кто возводит напраслину на людей, сеет раздор среди них, обливает человека грязью. Клевета равносильна пролитию крови. В жизни часто бывает, что оклеветанный, не в силах вынести незаслуженную клевету, заболевает или даже умирает. Поэтому, клевета в Исламе строго осуждается. Как сказано в хадисе: “Мусульманин-это тот, чьи руки и язык безопасны для других мусульман.”

Характерным качеством клеветников еще является жадное стремление к богатству, которое становится для них самоцелью. Они считают, что уважение к человеку непосредственно соотносится с богатством, которым он обладает.Такие люди не платят зякат в пользу бедных, и вообще, не имеют склонности к искренней филантропии. Несмотря на то, что такие люди живут так, будто пришли в этот мир навеки, неминуемо пробьет их час и они предстанут перед Аллахом, чтобы дать отчет о своих деяниях.

Всевышний заранее предрекает, что они будут ввергнуты в ад, который называется حطمة “хутама”-”сокрушилище”. Ад состоит из 7 миров, о чем говорится в суре 15, “Аль-Хиджр”, 44:

“В аду-семь врат, и каждые врата предназначены для своей части заблудших.”

Хутама-это четвертый мир ада:

1. Джаhаннам (от слова “джэhмун”-”мрак”)
2. Лаза (от корня  “лэзиа”-”гореть, пылать гневом”)
3. Саğир (корень “саğара” включает в себя значения огня, бешенства и сумасшествия)
4. -Хутама (”хаТамэ”-”сокрушать, разбивать”)
5. Сакъар
6. Джаhим
7. ”hавийа” (“пропасть, бездна”)

Как говорят исламские комментаторы: Хутама-это ад, где каждая часть человеческого тела будет испытывать жжение огня: кожа, кости, мозг, сердце-все по отдельности. Сгорев, каждая часть тела снова будет восстанавливаться, и снова гореть, и так вечно. Не будет никакой возможности выбраться из этого адского огня, который будет окружать грешника со всех сторон и снизу, а сверху образуя свод на огненных столбах.

Да хранит нас Аллах от такой участи!

*****

36

103. ПОСЛЕПОЛУДЕННОЕ ВРЕМЯ- سورة العصر

Мекканская- 3 аята
Основная тема:
Цели и задачи пути Ислама

بسم الله الرحمن الرحيم

1. وَالْعَصْرِ
2. إِنَّ الانسَانَ لَفِي خُسْرٍ
3. إِلا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

1.   Клянусь послеполуденным временем,
2.   что люди, несомненно, [понесут] урон,
3.   кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение.

Комментарий:
В этой короткой суре сконцентрированы цели и задачи Ислама. Имам Шафи’и говорил: “Если бы не была ниспослана никакая другая сура, было бы достаточно одной этой суры.” Ее имели обыкновение читать сподвижники пророка при встрече друг с другом.

Всевышний клянется очень важным промежутком дня-послеполуденным временем, когда дневные дела близятся к завершению, и люди могут подвести итог проделанному за день. Это время, когда происходят наиболее важные дела, переговоры и заключаются сделки. Кроме того, это время послеполуденной молитвы, которая собирает мусульман вместе, после того, как они были рассеяны по своим делам, и напоминает им о единстве целей и задач, стоящих перед ними.

Однако, некоторые люди тратят это драгоценное время впустую, забывая о задаче, возложенной на них Господом. Эти люди окажутся в убытке, когда наступит день расчета за прожитую жизнь. Как сказано в суре 20, “Та Ха”, 124-126:

“А тому, кто не будет помнить обо Мне, воистину, предстоит провести жизнь в тяготах и Мы воскресим его в День Воскресения слепым. И он воскликнет:”Господи! Почему Ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим.” Он скажет:”Подобно тому, как ты забыл мои знамения, которые явились перед Тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня.”

Всевышний избавляет от этого страшного наказания только тех, кто уверовал в Его предписания, творил добрые дела, распространял божественную истину среди людей и призывал людей к терпению в соответствии с божественными законами. По сути, третий аят содержит в себе всё учение Ислама и является ответом на сакраментальный вопрос:”В чем смысл жизни?”

Людям, следующим по пути, изложенному в третьем аяте, сопутствует успех в этой жизни, и они удостаиваются милости Аллаха в потустороннем мире. В аяте можно выделить 4 важных пункта:

1. Вера. Вера в Аллаха и изучение Его законов наделяет человека истинным знанием о Вселенной и предназначении человека. Верующий на собственном опыте удостоверяется, что чем лучше он выполняет заветы Аллаха, тем больше он получает Его поддержку в своей повседневной жизни. Эта вера наполняет душу человека уверенностью в завтрашнем дне и удовлетворенностью своей жизнью.

2. Добрые деяния. Вера раскрывает духовные силы и достоинство человека, которые не позволяют ему совершать дурные и необдуманные поступки. Из жизни человека, руководствующегося добрыми деяниями, постепенно исчезает зло и его многочисленные проявления, разрушающе действующие не только на его психику, но и на его окружение. Ему начинает сопутствовать успех во всех делах.

3. Призыв к истине. Убедившись в истинности и благотворности своего пути, человек начинает призывать к нему и других. С каждым человеком, последовавшим его призыву, улучшается общество, жизнь на планете, и во Вселенной в целом.

4. Терпение. Духовный путь-не из легких, требующий большого мужества и терпения, ибо любой шаг, направленный к добру, вызывает противостояние зла, которое вовсе не намерено уступать свои позиции без боя. Как сказано в суре 2, “Корова”, 155-157:

“Мы испытываем людей страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах. Обрадуй же терпеливых, которые, если их постигнет беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему наше возвращение!” Того, кто выдержит все тяготы пути Аллаха, проявив стойкость и выдержку, в конце ждет награда.” “Это те, кому Аллах дарует благословения и милость Свою, и они-на верном пути.”

*****

37

102. СТРАСТЬ К ПРИУМНОЖЕНИЮ- سورة التكاثر

Мекканская-8 аятов
Основная тема:
Стремление к накопительству

بسم الله الرحمن الرحيم

1. أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ
2. حَتَّى زُرْتُمُ الْمَقَابِرَ
3. كَلا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
4. ثُمَّ كَلا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
5. كَلا لَوْ تَعْلَمُونَ عِلْمَ الْيَقِينِ
6. لَتَرَوُنَّ الْجَحِيمَ
7. ثُمَّ لَتَرَوُنَّهَا عَيْنَ الْيَقِينِ
8. ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

1. Страсть к приумножению увлекает вас
2. пока вы не войдете в могилы.
3. Но нет! Скоро вы узнаете!
4. Еще раз нет! Скоро вы узнаете!
5. О нет! Если вы обладаете знанием с полной убежденностью,
6. Вы непременно увидите Ад.
7. Вы увидите его своими глазами доподлинно.
8. В тот день вы будете спрошены о благах.

Комментарий:
Эта сура была ниспослана в Мекке после суры 108, “Изобилие”.

В суре рассматривается очень важная нравственная проблема-страсть к накопительству. Технологический процесс породил массу соблазнительных предметов, овладеть которыми многие люди стараются любой ценой. Поставив перед собой такую цель, человек постепенно впадает в замкнутый круг, в котором ему уготована участь раба. Действительно, желая, например, во что бы ни стало приобрести автомобиль престижной марки, человек работает в поте лица, лишая себя отдыха и здоровья. Когда же, наконец, осуществляется его мечта, то он внезапно осознает, что ему необходимо купить еще что-нибудь: дачу, компьютер последней разработки, и т.п. Все начинается сначала, и так до конца жизни-вещь за вещью, забава за забавой.

Такое стремление к обогащению отвлекает человека от исполнения его предназначения-жить по предписаниям Аллаха. Конечно, от пути истины человека отвлекают не только вещи и деньги, но и всевозможные развлечения и  забавы. Не случайно, что в арабском языке слова “отвлекать”- الهي -”'эльhэ:” и “развлечение”- لهو -”лэhвун” происходят от общего корня. В конечном итоге, поставив перед собой задачу приобрести ту или иную вещь, человек подразумевает развлечение или наслаждение этим предметом своего вожделения. Даже первоначально чисто утилитарная вещь, очень быстро и незаметно может превратиться в забаву, развлечению и пустое времяпровождение.

Однако, каждому человеку рано или поздно предстоит задать себе вопрос: “Зачем я жил?” За секунды до того, как покинуть свое физическое тело, человек получает убедительное доказательство, что жизнь продолжается и после смерти. Его охватывает неудержимое желание вернуться назад и начать свою жизнь заново, но бывает уже поздно: прошел срок, дарованный ему Аллахом для учения, и при всем желании, начать всё заново уже невозможно.

*****

38

101. СОКРУШАЮЩАЯ БЕДА-سورة القارعة

Мекканская-11 аятов
Основная тема:
Описание Последнего часа

بسم الله الرحمن الرحيم

1. الْقَارِعَةُ
2. مَا الْقَارِعَةُ
3. وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْقَارِعَةُ
4. يَوْمَ يَكُونُ النَّاسُ كَالْفَرَاشِ الْمَبْثُوثِ
5. وَتَكُونُ الْجِبَالُ كَالْعِهْنِ الْمَنفُوشِ
6. فَأَمَّا مَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ
7. فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَّاضِيَةٍ
8. وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ
9. فَأُمُّهُ هَاوِيَةٌ
10. وَمَا أَدْرَاكَ مَا هِيَهْ
11. نَارٌ حَامِيَةٌ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

1.   Сокрушающая беда (т. е. Последний час)!
2.   Что такое сокрушающая беда?
3.   Откуда тебе знать, что такое сокрушающая беда?
4.   В тот день люди будут рассеяны, словно мотыльки,
5.   и горы станут такими, как расчесанная шерсть.
6.   Тогда тот, чья чаша [добрых деяний] перетягивает на весах,
7.   будет благоденствовать,
8.   тому же, чья чаша [добрых деяний] на весах окажется легче,
9.   пристанищем будет [адская] пропасть.
10.   Откуда тебе знать, что это такое?
11.   [Это] пылающий огонь.

Комментарий:
Сура рассказывает о событиях Последнего часа, которые названы “сокрушающей бедой”. Само это название повергает человека в трепет, и для усиления воздействия этого названия на эмоциональном уровне оно повторяется дважды-прием в Коране для концентрации внимания на том, что будет сказано дальше.

В тот день люди будут беззащитны и охвачены хаосом, рассеяны повсюду подобно мотылькам, Горы, казавшиеся людям непоколебимыми и вечными, рассыплются, и их кусочки будут летать в воздухе, будто расчесанная шерсть.

Для людей наступит час великого расчета за их деяния. Те, кто жил, творя добрые дела, заслужат от Аллаха блаженную жизнь в раю, а те, у кого добрые дела на весах Всевышнего окажутся легкими, провалятся в ад, охваченный огнем, называемый хавия -”бездна, пропасть”. Грешник падает в эту пропасть, надеясь достигнуть ее дна, и тогда, может быть, его страдания прекратятся. Но у этой огненной бездны нет дна, и человек падает вечно, горя, и не сгорая до конца.

В предании сказано: “Душа умершего человека на том свете встречается с душами других. У него спрашивают:” Не знаешь, как там мой знакомый такой-то?” Тот, если он его знал, отвечает:”Ведь он умер... Разве он не приходил к вам?” Тогда души скорбно вздыхают и говорят: ”Нет... Наверное, он не дошел и провалился в огненную пропасть ...”

*****

39

100. СКАЧУЩИЕ- سورة العاديات

Мекканская-11 аятов

Основная тема:
Ответственность человека за свою жизнь перед Всевышним

بسم الله الرحمن الرحيم

1. وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحًا
2. فَالْمُورِيَاتِ قَدْحًا
3. فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحًا
4. فَأَثَرْنَ بِهِ نَقْعًا
5. فَوَسَطْنَ بِهِ جَمْعًا
6. إِنَّ الانسَانَ لِرَبِّهِ لَكَنُودٌ
7. وَإِنَّهُ عَلَى ذَلِكَ لَشَهِيدٌ
8. وَإِنَّهُ لِحُبِّ الْخَيْرِ لَشَدِيدٌ
9. أَفَلا يَعْلَمُ إِذَا بُعْثِرَ مَا فِي الْقُبُورِ
10. وَحُصِّلَ مَا فِي الصُّدُورِ
11. إِنَّ رَبَّهُم بِهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّخَبِيرٌ

Во имя Аллаха, Милостивого,  Милосердного!

1. Клянусь скачущими, запыхаясь!
2. Клянусь высекающими искры!
3. Клянусь нападающими на заре,
4. которые оставляют его (врага) в пыли
5. и врываются с ним (со всадником) в гущу.
6. Воистину, человек неблагодарен своему Господу,
7. и он сам является тому свидетелем.
8. Воистину, он страстно любит блага.
9. Неужели он не знает, что, когда будет опрокинуто то, что в могилах,
10. и когда обнаружится то, что в груди,
11. в тот день Господь их будет осведомлен о них?

Комментарий:
Сура была ниспослана в Мекке после суры 103, “Послеполуденное время”.

Пророк Аллаха послал ибн Умара против вражеского племени бана Кинаан, чтобы они напали на них на заре, застигнув их врасплох. Ибн Умар и его отряд так и сделали, разгромив врага. На обратном пути отряд задержался у переправы. Когда к назначенному времени отряд не вернулся, мунафики Медины стали говорить, что отряд наверняка уничтожен, и не осталось в живых никого, чтобы сообщить об этом. Мусульмане опечалились. И Всевышний ниспослал эту суру.

Всевышний клянется скакунами, мчащимися задыхаясь и выбивая искры из-под копыт, которые, поднимая клубы пыли, врываются на заре в стан врага. В те времена боевые кони считались незаменимыми животными в войске. Очень часто исход боя решала кавалерия. Особенно кони ценились на Аравийском полуострове, где коней было не так много.

Далее говорится, что человек часто бывает неблагодарным перед своим Господом, Который создал его и весь мир, в котором живет человек. Человек и сам осознает это. Вместо того, чтобы добросовестно выполнять предписания Аллаха, он увлекается мирскими благами, стремится к богатству и развлечениям. Эта чрезмерная любовь к мирским наслаждениям занимает все больше и больше места в его груди, вытесняя оттуда и отодвигая на задний план духовные устремления. Но в тот день, когда будут раскрыты могилы, раскроется и то, что человек накопил в своей груди, и Господь воздаст каждому в соответствии с накопленным там.

*****

40

99. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ- سورة الزلزلة

Мединская- 8 аятов

Основная тема:
Описание дня Воскресения.

بسم الله الرحمن الرحيم

1. إِذَا زُلْزِلَتِ الارْضُ زِلْزَالَهَا
2. وَأَخْرَجَتِ الارْضُ أَثْقَالَهَا
3. وَقَالَ الانسَانُ مَا لَهَا
4. يَوْمَئِذٍ تُحَدِّثُ أَخْبَارَهَا
5. بِأَنَّ رَبَّكَ أَوْحَى لَهَا
6. يَوْمَئِذٍ يَصْدُرُ النَّاسُ أَشْتَاتًا لِّيُرَوْا أَعْمَالَهُمْ
7. فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ
8. وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ

Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

1.   Когда Земля задрожит, сотрясаясь,
2.   и извергнет то, что в ее чреве,
3.   и человек спросит: "Что с нею?" -
4.   в тот день она поведает о том, что с нею,
5.   поскольку Господь твой внушит ей это.
6.   В тот день люди толпами выйдут, дабы обрести воздаяние за свои дела.
7.   Кто бы ни совершил добро — хотя бы на вес пылинки, он обретет воздаяние за него.
8.   Кто бы ни совершил зла — хотя бы на вес пылинки, он обретет возмездие за него.

Комментарий:

Эта сура была ниспослана в Медине после суры 4, “Женщины”.

Пророку Аллаха часто задавали вопрос: “Когда же будет обещанный тобой Судный день?” Пророк (С) всегда отвечал, что точный день знает только Всевышний. Но он говорил о признаках его наступления. Например, в хадисе, переданном от Анаса ибн Малика, он сказал:

“Поистине, одним из признаков наступления часа Воскресения из мертвых будет исчезновение знания и упрочение невежества, неумеренное употребление вина и распространение распутства.”

“Одним из признаков наступления часа Воскресения из мертвых будет то, что количество знания уменьшится, а невежество и разврат распространятся, и возрастет количество женщин, а количество мужчин сократится, так что на 50 женщин будет приходиться один мужчина, опекающий их.”

Говоря о количественном соотношении женщин и мужчин Пророк имел ввиду войны.

Спрашивали Пророка (С) и том, как будет выглядеть день Страшного суда. Эта сура-ответ Всевышнего на этот вопрос.

Когда архангел Исрафил протрубит в свой рог, и земля сотрясется, низвергая из себя свою тяжелую ношу: похороненных, свои сокровища, останки древних сооружений, следы преступлений человека, и т.д., человек скажет: “Что происходит на Земле?” Земля расскажет в ответ свои вести: что сделали люди на Земле, и что они сделали с Землей...

Люди в тот день выйдут толпами, снова обретя свой земной облик: благочестивые направо, грешники-налево, чтобы увидеть, что они заслужили. И ничто из содеянного ими не останется скрытым: кто сделал на вес мискаля (=4, 68 г.) добра, увидит его, и кто сделал зла на такой же ничтожный вес, тоже увидит его.

Ахмад ибн Ханбаль передает, что человек по имени Сагсага ибн Муавия пришел навестить Пророка (C), и Пророк (С) прочел ему последние два аята этой суры. После чего ибн Муавия воскликнул:

-Для меня было бы достаточно этих двух аятов!

Из других хадисов известно, что Пророк (С) призывал творить добро и помогать ближним, кто чем может. Относительно зла он предупреждал:

“Остерегайтесь мелких проступков, ибо они превращаются в большое зло и могут погубить вас!”

*****