Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Йезиды

Сообщений 1 страница 20 из 24

1

Хотел поделиться еще одной ссылкой, посвященной, по-моему, довольно интересной религиозной общине - йезидам, которых еще принято называть дьяволопоклонниками. Сайт немецкоязычный, но есть и материалы на курдском языке.
http://www.yeziden-colloquium.de/

2

Непонятно только, каким боком информация о дьяволопоклонниках относится к арабской и мусульманской культуре...

3

Это точно. Никак не относится. Поэтому переношу тему в раздел "Ближний восток - разное".

4

Я бы возразил. Имеет отношение, и самое прямое. Езиды - типичная антикультура, т.е. имеющая значение не столько самостоятельное, сколько как отрицание некоей общепризнанной культуры. Как европейская демонология не была самостоятельной религией, а паразитировала на католической традиции, так и езиды, по сути, плоть от плоти исламского мира. Насколько я себе представляю - по рассказам курдов - езиды были на Ближнем Востоке чем-то вроде мафии, выполнявшей наиболее грязную работу для местных правителей, и их "особенная религия" была как раз чем-то вроде легального прикрытия для того, чтобы заниматься подобной работой. Езидов боялись, и в то же время в их услугах нуждались. В свою очередь, езидская община представляла и, видимо, до сих пор представляет собой нечто вроде мафии. Браки с представителями иных общин - прежде всего с мусульманами - считаются крайне нежелательными. Причина простая: через брак получится "вынос сора из избы", и посторонние узнают о езидах то, что им знать не полагалось. В Интернете можно найти кадры, сделанные несколько лет назад, как иракские езиды убивают девушку из своей общины, решившую выйти замуж за мусульманина. Но Ирак Ираком, а в России у езидов тоже довольно суровая круговая порука, насколько могу судить по знакомству с судебной практикой.

5

Пусть даже так: оно нам нужно здесь - на сайте, посвященному прекрасному?

6

Дмитрий
Elion

Религия езидов  носит закрытый характер, плохо изучена и опирается в основном на устную традицию. Имеются  две священные книги - Китаб аль-Джальва («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).
Их вероучение окончательно сложилось к 14-15 вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.

Образ Мелек-Тауза (ангела-павлина) занимает в езидизме - один из главных. Некоторые считают, что Мелек-Тауз - олицетворение зла, а, соответственно, езиды - поклонники дьявола, но это - нелепые вымыслы,  не имеющие ничего общего с действительными представлениями езидов об этом божестве. Мелек-Тауз - первый из семи ангелов, созданных Богом. Езидизм терпимо относится к другим религиям, считая, что в каждой из них есть своя доля правды. В Ираке находится святыня всех езидов - Лалеш.

Отредактировано Sekhmet (2008-11-14 06:20:39)

7

Митридат написал(а):

Езиды - типичная антикультура, т.е. имеющая значение не столько самостоятельное, сколько как отрицание некоей общепризнанной культуры.

Признаюсь, с религиозной системой йезидов знаком не слишком хорошо.

Митридат написал(а):

В Интернете можно найти кадры, сделанные несколько лет назад, как иракские езиды убивают девушку из своей общины, решившую выйти замуж за мусульманина.

Я видел запись этой бойни. Смотреть без содрогания невозможно.

Вдобавок, гнусное кощунство - убийство несчастной сопровождается чтением сур Корана.

8

езиды, по сути, плоть от плоти исламского мира.

Ошибочное мнение. Езидизм, как религия поклонения павлину, упоминается уже в 5 в. н. э. у Езника Кохбаци.

9

Farrux написал(а):

Ошибочное мнение.

Насколько я понял, речь шла не о временных приоритетах, а о ментальной взаимосвязи...

Farrux написал(а):

Езидизм, как религия поклонения павлину, упоминается уже в 5 в. н. э. у Езника Кохбаци.

Очень любопытно. Не могли бы вы привести источник. Это греки?

10

Sekhmet написал(а):

Религия езидов  носит закрытый характер, плохо изучена и опирается в основном на устную традицию. Имеются  две священные книги - Китаб аль-Джальва («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).
Их вероучение окончательно сложилось к 14-15 вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.

Но в основном зороастризма?

11

О почитании павлина (который, кстати, никогда в естественных условиях на Ближнем Востоке не водился, разве что в Индии) упомянуто в «Книге опровержений» Езника Кохбаци. Видимо, йезидизм является неким синкретическим ответвлением какого-то еретического учения, вышедшего из зороастризма. Скорее всего, зурванизма.

Отредактировано Farrux (2009-01-15 20:05:19)

12

Ко мне как-то на работу хотел устроиться паренёк, который на собеседование принёс анкету, где указал, что его национальность - йезид, а вероисповедание - мусульманин. Такая вот загадочная личность.

13

Аскет написал(а):

где указал, что его национальность - йезид, а вероисповедание - мусульманин.

Хотя это- противоречащие друг другу факты!

14

Вот такие парадоксы самоидентификации.

15

Ув.Фаррукс,а зороастризм ведь тоже является еретическим учением по отношению к более древней иранской религии?
Я например читал,что у иранцев были представления о 4-х сменяющихся эпохах,как у индусов,только циклы гораздо короче и одинаковы.Вроде по 12000 лет,уже не помню.А в зороастризме ничего подобного нет.Также у иранцев было деление на 3 сословия,но есть ли оно в зороастризме не знаю.Знаю точно,что у ираноязычных народов до Заратуштры была другая религия.Не ведизм-индуизм конечно,но что-то похожее.А Заратуштра сыграл ту же роль,что и Будда,подменив традицию.

16

Ego написал(а):

Ув.Фаррукс,а зороастризм ведь тоже является еретическим учением по отношению к более древней иранской религии?

Уважаемый Ego, настоятельно прошу аргументировать свои выводы, прежде чем делать столь смелые выводы.

Ego написал(а):

Я например читал,что у иранцев были представления о 4-х сменяющихся эпохах,как у индусов,только циклы гораздо короче и одинаковы.Вроде по 12000 лет,уже не помню.

Прошу выложить ссылку, подкрепляющую Ваш аргумент.

Ego написал(а):

А в зороастризме ничего подобного нет.

Я не специалист по зороастризму. Поэтому мне очень интересно знать, на основании чего Вы так решили.

Ego написал(а):

Также у иранцев было деление на 3 сословия,но есть ли оно в зороастризме не знаю.

Насколько мне известно, в сасанидском обществе существовали сословия.

Ego написал(а):

Знаю точно,что у ираноязычных народов до Заратуштры была другая религия.

Она называется маздаяснизм. И характерна она была только для иранцев, а не для "ираноязычных народов", среди которых были и совсем архаичные, вроде жителей Кафиристана (Нуристана).

Ego написал(а):

А Заратуштра сыграл ту же роль,что и Будда, подменив традицию.

Очень смелый вывод, на уровне обобщений, претендующих, как минимум, на переворот в мировой науке. Почему Вы так решили, хотел бы я знать...

Прошу воздержаться от диффимативной риторики. На форуме присутствуют люди, исповедующие зороастризм; и Ваши пассажи оскорбляют их. Это официальное предупреждение.

С уважением,
Gilavar.

17

Йезидизм довольно сложно определить коротко и ясно, черты его своеобразны и эклектичны. Его явные гностические мотивы несколько напоминают южноиракский мандеизм. Можно было бы предположить, что йезиды - это местная северомесопотамская окологностическая секта, члены которой подверглись языковой ассимиляции со стороны курдов.

С другой стороны чисто внешняя сторона их культуры носит отпечаток сильной исламизации. Да и сам шейх Ади, происходивший из Сирии, прошёл обучение в медресе. С этой точки зрения йезиды напоминают т.н. "крайнешиитские" секты "религии" ахл-ул-хакк, распространённой среди народов, потомков буидского движения ("курдов" заза и горани), также фактически вышедшей за рамки ислама. Просто этот "выход" происходил не революционно, как у бахаев, с громким заявлением, а эволюционно в изолированных сообществах.

Во всяком случае к зороастризму йезидизм не имеет отношения. Зороастризма в нём не больше, чем в обычном народном исламе ираноязычных и тюркоязычных народов региона.

18

Ego написал(а):

Ув.Фаррукс,а зороастризм ведь тоже является еретическим учением по отношению к более древней иранской религии?

А ислам - еретическое учение по отношению к арабскому язычеству? У непророческих религий не может быть ересей.

Ego написал(а):

Я например читал,что у иранцев были представления о 4-х сменяющихся эпохах,как у индусов,только циклы гораздо короче и одинаковы.Вроде по 12000 лет,уже не помню.А в зороастризме ничего подобного нет.

Почитайте Бундахишн. Всё там есть. Собственно, откуда бы вы об этом ещё знали, если не из зороастрийской традиции?

Ego написал(а):

Также у иранцев было деление на 3 сословия,но есть ли оно в зороастризме не знаю.

Так надо бы знать. Атраваны, ратаэштары и вастрьо-фшуянты.

Gilavar написал(а):

Она называется маздаяснизм. И характерна она была только для иранцев, а не для "ираноязычных народов", среди которых были и совсем архаичные, вроде жителей Кафиристана (Нуристана).

Всё-таки нуристанцы - не иранцы. Ни по языку, ни по культуре. Это древняя, раньше всех отколовшаяся ветвь ариев (индоиранцев), чудом уцелевшая в горах Гиндукуша. Точнее даже, возможно, вообще не ариев, потому что в отличие от своих родственников индоариев и иранцев у них не сохранилось никаких рефлексов этого самоназвания.

Насчёт дозаратуштровского маздеизма у меня большие сомнения...

19

Saraxs написал(а):

Всё-таки нуристанцы - не иранцы. Ни по языку, ни по культуре. Это древняя, раньше всех отколовшаяся ветвь ариев (индоиранцев), чудом уцелевшая в горах Гиндукуша. Точнее даже, возможно, вообще не ариев, потому что в отличие от своих родственников индоариев и иранцев у них не сохранилось никаких рефлексов этого самоназвания.

А я это и акцентировал. Они невероятно архаичны. Что касается более глубоких моментов - ничего по этому поводу сказать не могу. Некомпетентен есмь.

Saraxs написал(а):

Насчёт дозаратуштровского маздеизма у меня большие сомнения...

Просто вспомнил, что в Бехистунской надписи пророк Заратуштра не упоминается. Может, это просто совпадение; может, я плохо запомнил текст. Так ведь и он сам, если не ошибаюсь, происходил из священнического сословия, так что, так что...

20

Gilavar написал(а):

Просто вспомнил, что в Бехистунской надписи пророк Заратуштра не упоминается. Может, это просто совпадение; может, я плохо запомнил текст.

Он не упоминается и у Картира (3 в. н.э.) Это ещё ничего не значит.
Зато образ Мазды слишком абстрактен для язычества. Наоборот, в народном иранском зороастризме происходила деабстрактизация Его образа и образа Амешаспентов.