Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ислам - вопросы и ответы

Сообщений 121 страница 140 из 320

121

Valraven написал(а):

В литературе (немусульманской) часто можно встретить: "Ля илляха иль аллах у Мухаммад расул уллах". Насколько это равнозначно?

Это равнозначно, так как главное: утверждаются 2 факта: что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его пророк. То, что он - Его раб - просто дополнение.

Valraven написал(а):

Если я произнесу по какой-либо причине вышеуказанное в присутствии двух мусульман, буду ли я считаться мусульманином для них, даже если я продолжаю оставаться православным христианином?

Нет, не будете ни для них, ни для себя, так как главным условием является искреннее намерение принять Ислам.

Valraven написал(а):

И еще вопрос насчет обязательности совершения обрезания. Слышал, что паломников, желающих посетить Мекку, проверяют на сей предмет, а иначе не пускают в город. Правда ли это?

Не слышал об этом. Обрезание не является условием хаджа. Обязательными условиями совершения хаджа и умры являются:

1. Исповедание Ислама, поскольку немусульманину или кафиру запрещается совершение хаджа и умры. Совершение хаджа и умры запрещается мусульманину, отступившемуся от истинной веры (фасик) ислама.
2. Булуг (зрелость): поскольку на маленьких детей, не достигших зрелости шариат не обязывает совершать хадж и умру. Если ребёнок разумный и совершил хадж и умру или одно из этих действий, то его паломничество будет считаться действительным. Несмотря на это ребенок не поймёт всего смысла паломничества и в будущем проведение паломничества является обязательным.
3. Акл (здравость рассудка): паломничество следует совершать в здравом уме. Хадж и умра умалишённого или недееспособного человека не действительно.
4. Хуррия(т) (свобода): рабу или находящемуся в заключении также не вменяется в обязанность совершать паломничество к святым местам.
5. Иститаа(т) (возможность совершения): физическая и финансовая возможности совершения мусульманином обряда хаджа и умры.

122

Отличается ли проведение намаза между мужчинами и женщинами, я имею в виду телесные движения

123

Да, есть. В разных мазхабах детали разные. Поскольку большинство мусульман России - ханифиты, привожу только для этого мазхаба:

"Женщине не следует поднимать руки до уровня плеч. Ей не следует поднимать рукава. Ей следует располагать руки на груди, положив одну ладонь на другую. Ей следует лишь слегка сгибаться, совершая руку. Она не должна расставлять пальцы, совершая руку, напротив, их необходимо держать вместе и положить ладони на колени, не обхватывая их. Ей следует лишь слегка сгибать колени. Она должна подбирать свое тело, выполняя руку и суджуд. Она должна класть руки ладонью на землю. Ей следует сидеть, высвободив из-под себя ноги, опираясь на ягодицу в ташаххуде. Выполняя ташаххуд, женщине следует держать пальцы вместе. Если женщина совершит ошибку во время намаза, то ей следует хлопнуть в ладоши, ничего при этом не произнося. Она не может делать быть имамом для мужчины. Исключительно женский джамаат для намаза считается макрух. Женщина-имам стоит посередине молящихся женщин. Также макрух для женщины – посещать моления. Если группа молящихся смешанная, то женщины стоят сзади. Посещение джума-намаза необязательно для женщины, но если она его посещает, то с нее снимается ответственность. Для нее не обязательны ни Ид, ни такбир дней ташрика. Совершение фаджр-намаза, когда светает, для нее также не является мустахаб. Читая молитвы, которые надо исполнять вслух, она не повышает голос"
(Радд аль-Мухтар: том 1, стр. 504; смотри «Аль-Бахр ар-Раик»: том 1, стр. 320).

Здесь иллюстрации (уберите звездочку): *http://www.islam.ru/e-namaz/forwoman/abuhanifa/hwfagr/

124

Elion написал(а):

Его зовут Омар Хайям:
"Пей с достойным, который тебя не глупей,
Или пей с луноликой любимой своей,
Никому не рассказывай, сколько ты выпил,
Пей с умом, пей с разбором, умеренно пей."

Прошу прощения за не вполне корректный вопрос, но я не могу понять, как мусульманин мог писать такие стихи? Или запрет пить вино в его время и в его обществе был не столь уж строг и обязателен?
Заодно вопрос в догонку - относится ли этот запрет в равной мере ко всем алкогольным напиткам или только к вину? Может ли быть, что во времена Хаяма мусульмане пили другие алкогольные напитки и он тут имеет в виду их (а не вино)?

125

Ernster написал(а):

Прошу прощения за не вполне корректный вопрос

А что тут не так? Нормальный вопрос.

Мое мнение таково :

Все дело в том, что никакого вина Хаям не воспевал! "Вино" - это мистический образ, это человеческая кровь, это Бытие, "вино" - это атрибут глубоко мистической поэзии Омара. Просто европейцы взяли , и сложный атрибут древнеперсидской поэзии этого великого ученого, мыслителя и мистика, перевели дословно, не задаваясь вопросами - что это за "вино" и что оно символизирует. И понеслось...Печатают, переиздают, и практически никто не дает толковых комментариев ибо им просто неоткуда взяться, сделали из Хаяма алкаша и повесу, декламируют его стихи , но не понимают глубины. Европейцы...  :angry:

Вот строки , к примеру :

Ты винный мой кувшин расколотил,Господь!
Из радости изгнал и дверь забил, Господь!
Багряную струю небрежно пролил наземь!

Если кто-то думает, что тут речь о вине, то он глубоко ошибается, ту речь вовсе не об алкогольном напитке и страсти человека к пьянству. Вовсе не так. Винный кувшин - это человек, а вино - это кровь. Слова Ты винный мой кувшин расколотил,Господь! символизируют окончание отведенного Аллахом человеку времени , смерть, уход...

Хаям - великий мыслитель. Поверхностное  понимание его творчества - оскорбляет его память.  Увы, но европейцы сделали из него рифмоплета. Он таковым не был. Нужно читать не то, что написано, а то, что находится за сокрытыми образами.

Вино как образ , как кодированная символика, есть также  у всех суфийских орденов. Но это отдельный разговор.

126

Sacatecah
Но не дураки же все, право. Вы поняли, а все другие - нет? :-) То, что Вы говорите про суфийскую символику, давно и многим известно. Вопрос в другом: почему для этого образа было выбрано вино, а не плов, скажем? Так описать вино мог лишь тот, кто его выпивал.

Sacatecah написал(а):

Хаям - великий мыслитель. Поверхностное  понимание его творчества - оскорбляет его память.  Увы, но европейцы сделали из него рифмоплета. Он таковым не был. Нужно читать не то, что написано, а то, что находится за сокрытыми образами.

Увы... Все наоборот. Европейцы как раз сделали из него Поэта и Мыслителя. Для иранцев Хаям - поэт, может, и не средней руки, но далеко не среди первых.

127

Ernster написал(а):

как мусульманин мог писать такие стихи?

Почитайте стихи и прозу христиан. В том числе священнослужителей. Нарушаются все заповеди. Одно дело идеал, другое живая жизнь.

128

Badkubi написал(а):

Вопрос в другом: почему для этого образа было выбрано вино, а не плов, скажем?

Ну хоть не котлеты, уже хорошо...

В работах суфийских мистиков различаются четыре формы познания, символами которых являются четыре жидкости. Первая форма - восприятие явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума - доступна практически каждому человеку без особой подготовки. Именно эта форма породила науку. Символом такого восприятия считается прозрачная вода. Она легко усваивается, но мало что даёт человеку, хотя без неё жизнь абсолютно невозможна.

Вторая форма - интуитивное познание. Главную роль здесь играют воображение человека, умение ловить отголоски иных миров в сознании и облекать их в слова, образы, звуки, цвет. Понятно, что именно из этой формы познания вырастает дерево искусства, литературы и вообще мышления. Символом интуитивного познания служит молоко - жидкость более питательная, чем вода.

Третьей формой познания суфии считали изучение опыта пророков и мистиков, выраженного в созданных ими учениях и существенно отличающегося от опыта эмпирического, непосредственного восприятия мира. Пророк имеет дело с реальностью, не оказывающей воздействия на органы чувств, не имеющей ни вкуса, ни вида, ни запаха, но дающей необыкновенно яркие ощущения. На этой почве развивалась мистическая философия ислама. Символом этой формы познания суфии считали мёд - жидкость не только весьма питательную, но и приятную на вкус.

И наконец, четвёртая форма - это прямое переживание высшей реальности, недоступной ни для органов чувств, ни для интуиции. Познавать мир таким образом может лишь особо подготовленный человек, развивший у себя способности духовного восприятия. Тогда познание из последовательного, логического акта становится откровением, божественным озарением.

Практически все религии обладают своими, выработанными веками психотехниками, приводящими к откровению. Для индуизма и буддизма - это медитация, для христианства - молитвенное сосредоточение, для суфийских дервишей - зикр, декламация стихов Корана и танец. Суть этих приёмов одна: небывалый подъём духа человека, выход на принципиально новый уровень познания, обретение истины. Символом четвёртой формы познания суфии считают вино, разрушающее границы человеческого Я.

Badkubi написал(а):

Так описать вино мог лишь тот, кто его выпивал.

Может и так...Я не могу утверждать ни за , ни контра...

129

klaus написал(а):

Почитайте стихи и прозу христиан. В том числе священнослужителей. Нарушаются все заповеди. Одно дело идеал, другое живая жизнь.

В том-то и дело, что меня удивляет не сам факт, что поэт-мусульманин у себя дома по тихому попивал винцо, а что он в своих стихах не постеснялся превозносить питье вина.

Sacatecah написал(а):

Символом четвёртой формы познания суфии считают вино, разрушающее границы человеческого Я.

Так они разрешают его пить или нет?

130

Я не пойму, о чем тут спор. Вы же все знаете, что не все суфии представляют Ислам. Есть такие суфии, которые весьма далеки от Ислама. Есть и суфии, которые дополнительно к своим техникам считают себя невправе отходить от канонов Ислама.

Как бы Омар Хайям ни воспевал вино, и что бы ни имел в виду под ним (хотя Сакатека выше, и еще Фаридбей где-то достаточно понятно всё описали), закон был и оставался одним - все алкогольные напитки в Исламе запрещены. Не думаю, чтобы там, где жил Омар Хайям, мусульмане пили вино. И даже если он лично его пил, он не станет менее почитаемым как поэт, и Исламу от этого нисколько не станет хуже.

Известных личностей, направо и налево нарушающих постулаты своей веры (любой веры) по рождению, всегда было и есть предостаточно. Про наше время вообще молчу...

131

Elion написал(а):

Как бы Омар Хайям ни воспевал вино, и что бы ни имел в виду под ним (хотя Сакатека выше, и еще Фаридбей где-то достаточно понятно всё описали), закон был и оставался одним - все алкогольные напитки в Исламе запрещены.

Ну и как же он тогда не постесняля воспевать вино? И как его стихи воспринимали широкие народные массы?

Elion написал(а):

Известных личностей, направо и налево нарушающих постулаты своей веры (любой веры) по рождению, всегда было и есть предостаточно.

В личной жизни - да, но в публикуемых стихах? И после этого получить всенародное признание?

Чего-то я в теме отношения мусульманского общества к алкоголю не догоняю...

132

Ernster написал(а):

Ну и как же он тогда не постесняля воспевать вино? И как его стихи воспринимали широкие народные массы?

Ernster написал(а):

В личной жизни - да, но в публикуемых стихах? И после этого получить всенародное признание?

Это вопросы к литераторам и литературным критикам, обратно - Сакатеке и Фаридбею... Кстати, я не утверждал, что Омар Хайям пил вино. Я просто не знаю, пил он его на самом деле, или нет. Думаю, что нет.

Ernster написал(а):

Чего-то я в теме отношения мусульманского общества к алкоголю не догоняю...

Отношение мусульманского общества к алкоголю всегда было и есть одно: все виды алкогольных напитков запрещены. Что тут так трудно понять, Эрнстер?
.

133

А был ли Омар Хайям как автор всех приписываемых ему рубаи? Омар Хайям -- это скорее торговая марка для всех рубаи. Отсутствует общепризнанный свод рубаи.

134

Elion написал(а):

Отношение мусульманского общества к алкоголю всегда было и есть одно: все виды алкогольных напитков запрещены. Что тут так трудно понять, Эрнстер?

Вот этой странной двойственности - поэт-мусульманин воспевает в стихах нечто, что ислам однозначно запрещает, и мусульмане его воспринимают не как грешника-изгоя, а как великого поэта.

135

Ernster написал(а):

мусульмане его воспринимают

Поспешный вывод.

136

klaus, а в каком качестве мусульмане воспринимают его стихи? Как греховную ересь вероотступника?
Что-то не похоже?

137

Поспешный вывод в том смысле, что мусульмане разные. С таким же успехом можно спросить жителя Москвы об отношении москвичей к мэру. Мнения будут высказаны самые различные. Я бы поставил вопрос  так: каково мнение мусульман -- участников форума -- к творчеству Хайяма.

Отредактировано klaus (2010-01-15 10:02:20)

138

Badkubi написал(а):

Для иранцев Хаям - поэт, может, и не средней руки, но далеко не среди первых.

Мне кажется, что это абсолютно верно! Его знаменитые "рубаи" приходятся по вкусу, как правило, европейцам и американцам, вот они его неустанно и переводят, начиная с Э. Фицджеральда. (К слову замечу, что среди русских переводов есть просто изумительные, которые читаешь и в душе наступает умиротворение, например, переводы Г. Плисецкого; а есть крайне убогие.) Персы же считают стихи Хайяма чересчур мрачными. В Иране почитают его как математика и астронома, а пальму первенства отдают Хафизу Ширази. Там существует даже курьёзная традиция гадания по сборникам его газелей! 
А вот интересно, а как к творчеству Хайяма относятся в других странах Среднего Востока, где многие люди могут свободно читать на фарси, т. е. в Таджикистане, Афганистане и Пакистане?

139

Кавэ написал(а):

В Иране почитают его как математика и астронома

Есть даже такое мнение, что Хайям как математик -- это один человек, а Хайям как автор рубаи совсем другой (если только он на самом деле существовал).

140

klaus написал(а):

Есть даже такое мнение, что Хайям как математик -- это один человек, а Хайям как автор рубаи совсем другой (если только он на самом деле существовал).

Если просмотреть любой сборничек "рубайат" Хайама, издаваемый у нас, то можно заметить противоречие: некоторые его стихи пронизаны тоской, безотрадным пессимизмом и недовольством всем и вся, а другие его стихи, наоборот, воспевают прелести жизни и призывают к необузданному веселью. Складывается впечатление, что стихи писали совершенно различные люди. Некоторые переводчики-профессионалы, имевшие дело с оригиналом утверждают, что большая часть гедонистических "рубайат" - это позднейщая интерполяция в Диване Хайама.
Кстати, Хайам, будучи прилежным учеником ибн Сины и принадлежа к суфизму, просто не мог вести разгульный образ жизни или прибегать в своих стихах к чересчур грубым аллегориям. Ведь некоторые его стихи выглядят достаточно приземлёнными, их иначе, чем буквально, понять трудно. Как, например, такое четверостишие:
                                   Как проснусь - так к кувшинному горлу прильну.
                                   Пусть моё лицо моё цветом подобно вину.
                                   Буду пить, а тебе, мой непьющий рассудок,         
                                   Если что-то останется - в морду плесну!
               
                                    Жемчужины персидской поэзии. Рубайат. Пер. с перс. яз. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 65