Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ислам - вопросы и ответы

Сообщений 141 страница 160 из 320

141

Ибн Сина был исмаилитом. Если Хайям его последователь, то его отношение к вину было соответствующим.

142

klaus написал(а):

Ибн Сина был исмаилитом. Если Хайям его последователь, то его отношение к вину было соответствующим

Мне кажется, что ибн Сина никоим образом не может считаться мыслителем, который сподвиг Хайяма на безудержное воспевание вина и кабаков. Ибн Сина не был исмаилитом, несмотря на то, что его первый наставник в области философии Абу ан-Натили принадлежал этому течению. От исмаилитов ибн Сина воспринял лишь скептическое отношение к Корану как к к методологической основе познания природы. Согласно советскому арабисту-историку Ю. Н. Завадовскому, написавшему биографию Авиценны, тот вообще был человеком жёстких правил и размеренной жизни  ("Безделье и праздность не только рождают невежество, они причины болезни"). До нас дошло следующее четверостишие ибн Сины, которое характеризует его отношение к застольям:
                                                            Вино - наш друг, но в нём живёт коварство:
                                                            Пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство.
                                                            Не причиняй себе излишеством вреда,
                                                            Пей в меру - и продлится жизни царство.

А вот насчёт исмаилитов, мне кажется, что здесь вы абсолютно правы! Как-то мне сначала даже в голову не пришло об этом источнике поэзии Хайяма. Исмаилиты ведь не только отвергают пятикратную молитву и рамазан, но и создали культ своего первого духовного вождя, который отличался пристрастием к спиртному. Совсем упустил из виду, что в молодые годы Хайям был другом знаменитого исмаилита Саббаха, впоследствии активно боровшимся с суннитской Сельджукской династией в Иране и способствовавшим возникновению ассасинов. Тогда становится понятным происхождение поэтических метафор Хайяма, особенно если учесть особую склонность исмаилитов к эзотерике (для Хайяма вино - самый совершенный ключ к постижению тайн мира, в принципе не доступный большинству людей, отягчённых "предрассудками"). Правда, по-прежнему остаётся открытым вопрос: математик-рационалист Хайям и поэт-иррационалист Хайям - одно и то же лицо?

143

Современная арабская или иранская семья редко держит животных непосредственно в жилом помещении. Кошку, реже собаку можно встретить в христианских семьях. Чаще всего в квартире можно увидеть клетку с певчими птицами.

Отношение к собаке

        Ислам, впрочем, как и христианство, считает собаку нечистым животным. И хотя в Коране нет прямого запрета, редкие владельцы собак рискуют иметь неприятности, ибо собственники жилья могут отказать им в аренде квартиры. Согласно российской исследовательнице О. Бибиковой, мусульманские богословы среди оскверняющих существ (всего их 10) собаку числили под номером пять; за ней идут свинья и иноверец.
        Тем не менее, хорошо известно, что на Ближнем и Среднем Востоке практически повсеместно распространена охота с собаками. Существует множество пород, выведенных в этих регионах ещё в доисламскую эпоху. Наибольшую известность поучили арабские гончии - салуки. Интересно отметить, что в Иране салуку считают своей национальной породой и даже в качестве аргумента приводят слова персидского поэта Санаи: "Она стара как мир и быстра, как промелькнувшее мгновение". Салуку до сих пор используют, прежде всего, для охоты на зайцев. 

        Особо обратим внимание на то, что при использовании собаки на охоте шариат требует соблюдения следующих условий:
а) собака не должна иметь привычки отрывать от пойманной добычи куски; в противном случае дичь запрещено употреблять в пищу;
б) собака не должна самовольно преследовать дичь, в таком случае пойманная дичь считается нечистой;
в) если охотник обнаружил, что дичь умерщвлена охотничьей собакой, есть мясо дичи запрещено;
г) если охотничью собаку использует иноверец, принесённая собакой добыча для мусульманина неприемлема.

        Кошки
        Во дворе мусульманского дома и на бедуинском кочевье кошки встречаются довольно часто. Среди сподвижников Пророка Мухаммада был человек, которого звали Абу Хурайра, что переводится как "владелец котят". То, что столь уважаемый человек остался в истории не под своим именем, а под таким прозвищем ("лакабом"), свидетельствует о том, что гуманное отношение к животным считалось похвальным! В этом же ключе можно рассматривать предание, которое рассказывают мусульмане Средней Азии. Однажды Пророк Мухаммад проснулся и обнаружил, что на его халате лежит кот. Не желая беспокоить кота, Пророк Мухаммад взял ножницы и отрезал полу своей одежды. Это предание, несомненно, отражает гуманное отношение ислама к животному миру. Также отметим хадис, в котором сказано, что одну женщину-мусульманку порицали за то, что она плохо относилась к своей кошке. Исследовательница О. Бибикова приводит интересный факт из XIX века. Из Египта эпохи Мухаммада-Али ежегодно отправлялись огромные караваны с паломниками. Один раз среди наиболее экзотических путешественников была женщина по имени Умм аль-Кутат ("владелица котов"), поскольку около неё на верблюде сидело пять или шесть кошек!

Источники:
Бибикова О. П. Арабы. Историко-этнографические очерки. М.: АСТ, 2008. С. 363 - 364; 366 - 367.
Керимов Г. М. Шариат - закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999. С. 239 - 240

144

Кавэ написал(а):

Согласно российской исследовательнице О. Бибиковой, мусульманские богословы среди оскверняющих существ (всего их 10) собаку числили под номером пять; за ней идут свинья и иноверец.

Это не вполне так.

145

Gilavar написал(а):

Это не вполне так.

Пожалуйста, не могли бы Вы привести правильную точку зрения улемов на место собаки среди оскверняющих мусульманина нечистых предметов. У меня, к сожалению, серьёзные пробелы в знании иджма, то есть в согласованном мнении мусульманских богословов по тому или иному бытовому или правовому вопросу. В качестве источника своей выкладки я использовал данные арабиста-этнографа О. Бибиковой, которая не уделяет внимания "второстепенным" деталям. Хотя, с другой стороны, эта исследовательница, рассуждая о месте собаки в исламской культуре, ссылается на книгу "Изложение начал мусульманского законоведения", изданной в 1850 г. В Санкт-Петербурге. Вполне допустимо, что составители этой книги, российские востоковеды, сами исчерпывающе не знали предмета (тут, наверное, сказалась негативная заданность изучения священной книги мусульман, типичная для европейского востоковедения первой половины XIX века).

146

Кавэ написал(а):

мусульманские богословы среди оскверняющих существ (всего их 10) собаку числили под номером пять; за ней идут свинья и иноверец

1. Свинья по Исламу не может быть чище собаки.
2. Неправомерно ставить людей, даже если они иноверцы, в один ряд с животными. Это не соответствует учению Ислама и подобное мнение об Исламе только на руку антиисламистам. Монотеистические религии (Иудаизм и Христианство) признаются Исламом как божественные, равно как и их духовные писания (Тора и Евангелие) хоть и Ислам утверждает, что они заблуждаются в некоторых своих религиозных постулатах. Моисей и Иисус, мир им, относятся, с точки зрения Ислама, к 5 величайшим пророкам - "обладателям величия". Более того, мусульмане, не признающие их, а также божественное происхождение Торы и Евангелия, автоматически выбывают из Ислама. Поэтому, причисление всех иноверцев к оскверняющим существам, тем более, к животным - не что иное, как профанация Ислама и клевета на него.

147

Elion написал(а):

Поэтому, причисление всех иноверцев к оскверняющим существам, тем более, к животным - не что иное, как профанация Ислама и клевета на него.

Спасибо за пояснение. Я уверен, что особая нетерпимость, которую проявляли к иноверцам некоторые политические деятели Ирана, на самом деле никоим образом не связана с мусульманскими принципами или т. н. "персидским менталитетом". Эта нетерпимость является порождением лишь индивидуального мировозрения или радикальных идеологий, попросту использующих ислам как прикрытие. Приведу примеры. Министр иностранных дел при Насер ад-Дин-шахе Мирза Саид-хан при взгляде на европейца мыл себе глаза, чтобы предохраниться от осквернения. Имам Хомейни в перечне нечистых вещей, приведённом в фундаментальном труде, поясняющем практическое исполнение мусульманских правил, писал, что "неверный" занимает место сразу после собаки и свиньи. При этом он пояснял, что нечистым является всё тело иноверца, включая волосы и ногти.

148

Elion написал(а):

Почему же, нет. Ислам можно принять в любом возрасте. И те, над кем это было прочитано после рождения, являются лишь мусульманами по рождению. Это не гарантия, что они и дальше останутся мусульманами.

Надо мной не читали священных слов. А над остальными в семье - да. Тогда, значит, мне надо принимать Ислам?! Всю свою жизнь считала себя мусульманкой..

149

Не помешает, хотя не обязательно, если вы соблюдаете все заповеди Ислама, или стремитесь к этому. Имелось в виду, что многие мусульмане по рождению фактически таковыми не являются, если не придерживаются канонов Ислама и нарушают их на каждом шагу.

150

klaus написал(а):

Я бы поставил вопрос  так: каково мнение мусульман -- участников форума -- к творчеству Хайяма.

Самое положительное. :-)

Кавэ написал(а):

Персы же считают стихи Хайяма чересчур мрачными.

Скорее - чересчур простыми. Был такой случай... Раз наш неугомонный остад Бахияр продекламировал изумительное, на мой взгляд, двустишие. Я попросил его повторить еще раз, чтобы записать.  Остад снисходительно усмехнулся: "этот бейт слишком простой... а вот сейчас я продекламирую, действительно, великий бейт...". И выдал нечто фантасмагорическое, в котором без ста грамм, как говориться, не разберешься. Потом он часа два нам объяснял что да как...: "эту ниточку в эту петельку..." и прочее порхание мотыльков и мерцание свечек... :-)

Я так разумею: форма не должна загромождать содержание. Гений Омара Хайяма в том, что у него достигнут именно такой идеал. Да, он достиг идеала, но оказался изгоем среди своего же народа - таков закономерный конец творцов, рискующих бросить открытый вызов закоснелым канонам.

Как говориться, нет пророка в своем отечестве. Зато его оценил весь мир. Ну... да и сами иранцы живут по календарю, который разработал этот киник, доведя до высокой степени совершества старый зороастрийский. Правда, многие граждане этой солнечной страны об этом и не подозревают. :-)

Кавэ написал(а):

Совсем упустил из виду, что в молодые годы Хайям был другом знаменитого исмаилита Саббаха, впоследствии активно боровшимся с суннитской Сельджукской династией в Иране и способствовавшим возникновению ассасинов.

Кавэ, не все так просто. Ох не все так просто; особенно, когда имеешь дело со средневековыми исламскими источниками, за исключением, разве что, ат-Табари, гордости исламской историографии, не без основания называемого мусульманским Тацитом...

К примеру, есть сведения о том, что Хасан Саббах, поэт Омар Хайям и знаменитый визирь Сельджукидов Низам-аль-мульк были большие друзья-приятели. Эта история прописана в "Сборнике преданий"... Такие они были не-разлей-вода, что вместе окончили медресе - и даже дали торжественный обет: коли один достигнет славы и почета, будет помогать другому. Но концы с концами не сходятся. Низам-аль-мульк родился в 1018 г. от Р.Х. А поэт Омар Хайям - в 1048 году. Некоторые источники указывают, что Низам-аль-мульк был убит в возрасте девяносто шести лет. Тогда, по логике, он вообще родился в 996 г. от Р.Х.

Что же касается Хасана Саббаха, то год его рождения неизвестен.

Народная молва, конечно, могла все что угодно приписать столь ярким личностям, коими, вне всякого сомнения, были эти люди. А писцы - записать. :-) Но есть и важные различия: Низам-аль-мульк был законченный рационалист и прагматик, ближневосточная предтеча Макиавелли; Омар Хайям - скептик и вольнодумец; Хасан Саббах - ярый враг тюрков и арабов, которых он почитал за тиранов и религиозный фанатик...

151

Gilavar написал(а):

Народная молва, конечно, могла все что угодно приписать столь ярким личностям, коими, вне всякого сомнения, были эти люди. А писцы - записать

Ситуация здесь вполне понятная: "мирские предания" на Ближнем Востоке редко скрупулёзно не выверялись в соответствии с принципом эснада. Иными словами, не нашлось на проверку "Сборника преданий"  очередного Мохаммада аль-Бухари! Более того, раз речь идёт о западном Иране, то там всегда бытавала устная традиция передачи сведений, в результате чего происходило неизбежное извращение истины. Впоследствие писцы могли записать уже искажённую информацию. В народной памяти персов, таким образом, не сохранились имена царей династии Ахеменидов и Аршакидов (за исключением Дария - "Дара"); зато появля мифические династии Пишдадидов и Кейянидов; в преданиях Александр Македонский всерьёз рассматривался как родной брат Дария III. Эта "история" иранского народа была зафиксирована в "Хвадай-Намаг", сасанидском сочинении, которое впоследствие использовал Фирдоуси для написания своей знаменитой поэмы.

152

В одном блоге прочитал, что мусульмане должны поститься первые три дня каждого месяца. Так ли это?

153

Нет. Это лишь рекомендованные действия. Обязательным является только пост в месяце рамадан.

154

Слово шахид приобрело в русском языке преимущественно отрицательные коннотации. Хотелось бы узнать истинное значение этого понятия в исламе.

155

Да, из-за акций экстремистов и террористов, прикрывающихся именем Ислама, наряду с другим словом - "джихад", это слово на Западе приобрело отрицательное значение.

Слово جهاد джиhа:д, образованное от корня جهد - "стараться, прилагать усилия", означает "усердия, подвижничество на пути Аллаха", и оно не обязательно связано с военными действиями, а означает любое старание, направленное на самосовершенствование в соответствии с призывом Аллаха. Например, стремление изжить в себе такие отрицательные черты, как зависть, ненависть, лень, невежество, и т.п. - это "джихад". Разумеется, участие в военных действиях в защиту Ислама при агрессии со стороны - это тоже "джихад". Но с точки зрения Ислама такие действия санкционированы только при агрессии со стороны, и не могут быть инициированы мусульманами. Не зря пророк Мухаммад, когда Ислам победил на Аравийском полуострове, сказал: "Теперь малый джихад закончен, и мы можем приступить к большому джихаду". Под "большим джихадом" Пророк подразумевал мирное строительство...

Нарушался ли этот принцип в истории Ислама? К сожалению, да, как и многие другие исламские законы, и продолжают нарушаться. Ничто и никто не может столько навредить Исламу и способствовать его очернению, как экстремисты и террористы, действующие под знаменем Ислама. Что мы и имеем теперь в действительности.

Слово شاهد ша:hид образовано от корня شهد - "свидетельствовать", и буквально означает "свидетель". В обсуждаемом контексте слово "шахид" означает того, чья смерть на поле боя в защиту Ислама стала свидетельством в день Воскресения, что он достоин того, чтобы войти в рай. Опять же заметим, что это смерть на поле боя в защиту Ислама при агрессии со стороны. Шахиды-смертники, террористы сюда не относятся. Эти готовят или уже приготовили себе надежное место в аду, как обыкновенные бесчеловечные убийцы и разрушители Ислама...

156

Какая разница между шайтаном и иблисом?

157

Джинны (الجن) - существа, созданные из огня. Но джинны бывают и добрыми (даже верующими, мусульманами), и злыми. Злые джинны - это шайтаны (شيطان - شياطين). Иблис (إبليس) - главнокомандующий всех шайтанов, в христианстве и иудаизме - Сатана. Иблиса иногда также называют Шайтаном (с большой буквы) - это арабское произношение слова Сатана. Однако встречаются тексты, где пишется с маленькой буквы "шайтан", но подразумевается Иблис.

158

Подскажите, пожалуйста, может ли парень мусульманин женится на девушке - христианке и что об этом сказано в Коране? Я читала, что он может женится, но при условии, что после свадьбы девушка примет Ислам! Так ли это?! Заранее спасибо.

159

Marishka 2604 написал(а):

Подскажите, пожалуйста, может ли парень мусульманин женится на девушке - христианке и что об этом сказано в Коране?

Может. Этот вопрос уже не один раз обсуждался на нашем форуме.

Marishka 2604 написал(а):

Я читала, что он может женится, но при условии, что после свадьбы девушка примет Ислам! Так ли это?!

Нет, не так. Мусульманин может жениться и на христианке, и на иудейке, не может только жениться на неверующей (вероотступнице) и язычнице.

160

Большое спасибо, Amal. Не досмотрела. просто не успела изучить еще все разделы!