Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О межкультурных различиях и их восприятии

Сообщений 1 страница 20 из 81

1

PFS написал(а):

Все же надо отметить, что люди боятся изучать этот прекрасный язык должным образом, так как очень уж сгустились тучи над Ираном. Надо иметь ввиду в первую очередь привлекательность языка с точки зрения прибыльности, открытости страны в культурном, политическом и экономическом плане. А про Иран нельзя сказать этого, особенно, когда Россия в конце апреля присоединилась к мораторию ООН в отношении ИРИ

Я не верю, чтобы хоть кто-нибудь где-нибудь боялся изучать язык по политическим причинам!
Изучать язык с точки зрения прибыльности... Изучать персидский - это прибыльно - в первую очередь, для души! Да и материально пригодится вполне.
Культуру, политику и экономику любой страны теперь - не скрыть!
Чем больше шумихи вокруг Ирана - тем больше интереса людей к нему вообще, и к языку - в частности!

2

У нас так вообще нет дипломатических отношений с Ираном, и в мире, думаю, уже делают ставки, кто кого первым бомбанет. Тем не менее, в израильских университетах изучают персидский язык и литературу. Причем не только те, кто будет разведчиком, но и люди, совершенно от этого далекие. При Хайфском университете действует Институт Ирана и стран Персидского залива. Проводятся вечера персидской поэзии, научные конференции, так или иначе касающиеся истории Ирана.

3

Badkubi написал(а):

У нас так вообще нет дипломатических отношений с Ираном, и в мире, думаю, уже делают ставки, кто кого первым бомбанет. Тем не менее, в израильских университетах изучают персидский язык и литературу. Причем не только те, кто будет разведчиком, но и люди, совершенно от этого далекие. При Хайфском университете действует Институт Ирана и стран Персидского залива. Проводятся вечера персидской поэзии, научные конференции, так или иначе касающиеся истории Ирана.

Между Ираном и Израилем не всё так просто... Вот такую интересную статью я прочёл недавно в одной израильской газете:
apn.ru/opinions/article9460.htm

4

Спасибо, Митридат. Очень интересно. Как-то я читал статью, в которой говорилось, что риторика, направленная друг против друга - это всего лишь риторика, а на самом деле Иран и Израиль сотрудничают против арабских режимов. Причем, как мне кажется, взаимная неприязнь между персами и арабами сильнее неприязни между израильтянами и арабами. Если арабо-израильский конфликт имеет относительно недавнее происхождение, то персы противостоят арабам с незапамятных времен. Насколько я понимаю, персы до сих чувствуют себя униженными арабами, уничтожившими государство Сасанидов еще аж в 7 в. Антиарабским духом пропитана персидская литература еще со времен шуубитской поэзии.

5

Моему другу-азербайджанцу в Иране не повезло. Мало того, что он возвращался на родину через Иран из Ирака, так к тому же и внешне он похож на араба. Поэтому, по его словам, иранцы хамили ему при любой возможности, что резко контрастировало с очень доброжелательным отношением в Ираке.

6

Митридат написал(а):

Моему другу-азербайджанцу в Иране не повезло. Мало того, что он возвращался на родину через Иран из Ирака, так к тому же и внешне он похож на араба.

Неужели различия во внешности иранцев и арабов столь значительны?

7

chaidan777 написал(а):

Неужели различия во внешности иранцев и арабов столь значительны?

Думаю, персы просто чувствовали чужака, которого из-за восточной внешности принимали за араба. Всегда есть что-то, что отличает - детали одежды, мимика, жестикуляция и т.д.

8

Думаю, какие-то различия есть, но не столько во внешности, сколько в поведении и манере одеваться. Я, например, когда у нас в городе были иранцы, моментально отличал их от азербайданцев. Но ведь это были стажёры, будущие инженеры, а не торговцы.

9

Думаю, персы просто чувствовали чужака, которого из-за восточной внешности принимали за араба. Всегда есть что-то, что отличает - детали одежды, мимика, жестикуляция и т.д.

Наверное, отличала манера поведения. Он же несколько лет прожил в Ираке. Видимо, иранцы ещё не забыли ту войну (тем более что в той войне иракцы, по моему впечатлению, были на 90% неправы).

Вообще мне интересно отметить, что совершенно разные люди, с которыми я знаком, отмечают у персов одну и ту же черту: они с первого взгляда делят людей, грубо говоря, на пацаков и чатлан. Первые - это те, с кем можно не церемониться. Со вторыми - предельная тактичность, искренний интерес и радушие. Причём по мере знакомства человек может перекочевать из одной категории в другую, но сам контраст в отношении - весьма ощутимый, особенно по сравнению с Россией, где такой резкий перепад в отношении не принят. К "пацакам" персы относят обычно афганцев и таджиков, которые приезжают к ним на заработки - несмотря на общность языка, отношение к ним - как у русских прорабов к узбекским гастарбайтерам. Ненамного лучше относятся к арабам, и то - смотря откуда (уважают сирийцев и бахрейнцев, к остальным - отношение непростое). К азербайджанцам из независимого Азербайджана - когда как, смотря на кого нарвёшься.

К представителям великих держав (к которым относят, в том числе, россиян и армян) отношение обычно уважительное, хотя без угодничества. "Руссо туристо", привыкшие в Египте или в Турции к угодничеству персонала, к тому, что при торговле можно скостить цену чуть ли не впятеро, в Иране обнаруживают, что здесь отношение иное - как к равным, и цена на базаре - почти как в магазине, скидка возможна очень и очень небольшая. Культурный шок состоит в том, что для некоторых русских туристов что арабы, что персы, что турки - всё одно "чёрные". Это уже проблема нашей культуры.

Отредактировано Митридат (2008-06-18 13:47:01)

10

Митридат написал(а):

Вообще мне интересно отметить, что совершенно разные люди, с которыми я знаком, отмечают у персов одну и ту же черту: они с первого взгляда делят людей, грубо говоря, на пацаков и чатлан.

Мне один иранец рассказывал, что хуже всех они относятся к курдам. Курдская часть Ирана самая социально не защищенная.
Есть еще лоры, они персонажи многочисленных анекдотов.

11

Митридат написал(а):

Вообще мне интересно отметить, что совершенно разные люди, с которыми я знаком, отмечают у персов одну и ту же черту: они с первого взгляда делят людей, грубо говоря, на пацаков и чатлан.

Митридат, на пацаков и чатлан. А себя иранцы считают эцалопами, как я понимаю ?

Кстати, обращали ли внимание на эти слова из "Киндзадза", которые приводит Митридат? -

"пацак" - читаем наоборот, получается - "кацап" ( :confused:  - усиленно пытаюсь вспомнить, кто и кого так называл...). Пацаки в в "Киндзадза" - самый бесправный народ.

"чатлане" - те, у кого много чатлов, то есть денег. Учитывая, что один из главных героев фильма - грузин, сразу вспоминается грузинское слово "чатлах" - собака, и заодно - "чатлахошвили".

"эцалоп" - читаем наоборот, получается - "полацэ" = polace = police, Polizei = полиция. Это высшая каста в "Киндзадза", вооруженные, на голове крутится сигнальная лампа, как на полицейской машине.

Отредактировано Elion (2008-06-20 01:55:24)

12

Только сегодня говорил со своим приятелем, вернувшимся из Калифорнии, где он защищает докторскую, и где, как известно, проживает много персов. Он мне рассказал, что его знакомые персы называют арабов такими лестными прозвищами, что израильтянам, традиционно считающимся врагами арабов, такое даже и не снилось.

13

Оказывается самые скупые иранцы проживают в Исфахане и Тебризе. Мне знакомый иранец рассказывал, что их скупость славится на весь Иран. :)

14

Уважаемая Yoldayim и все-все-все!

Давайте не будем обсуждать личные качества иранцев,
так же как и не будем обсуждать личные качества людей других национальностей.   
Это, как минимум, некорректно.
Нельзя судить о нации в целом, основываясь на личном восприятии отдельных индивидуумов.

Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, в нашем сознании складываются упрощенные образы, стандартизированные представления, «картинки в наших головах», или стереотипы. Но, основанные на внешнем, поверхностном знании они часто являются ложными. Стереотипы, выступающие в качестве стимула, призваны вызвать у человека реакцию — это чувства симпатии и антипатии, страха и гнева, любви и ненависти по отношению к тем или иным социальным явлениям или группам.
А это уже прямая дорога к национализму.

Этнические стереотипы оказывают влияние на последующее восприятие. И тут мы можем обнаружить, что судим об отдельных представителях какой-либо национальности именно на основе, сложившихся у нас стереотипов.

Yoldayim написал(а):

Мне знакомый иранец рассказывал...

= "баба Маня говорила".

При оценке отдельного человека - личности, основывайтесь на личном его восприятии,
учитывая при этом возможную разницу ваших менталитетов и межкультурные различия.

15

Если я кого-нибудь обидела, то прошу меня извинить.
В мыслях не было обижать иранцев. Я к ним отношусь с уважением. Слова, высказанные  мною, были основаны на рассказах самого иранца, он очень любит свою страну. После знакомства с ним и другими его соотечественниками, я поменяла свое мнение об Иране. Но так же как и мы, он говорит не только о лучших качествах, но и об отрицательной стороне жизни и быта Ирана.

16

Я бы хотел поделиться своими личными впечатлениями - именно личными, а не пересказанными - от общения с представителями разных мусульманских народов. Первая моя встреча с Востоком произошла ещё в годы учёбы в университете, а сейчас по основной работе я общаюсь с представителями разных народов вот уже больше года. Безусловно, есть свои впечатления.

Очень легко работать с азербайджанцами. Азербайджанцы по характеру очень похожи на итальянцев, да и внешне, в общем, тоже. По моим впечатлениям, азербайджанцы легко вспыхивают, но так же быстро остывают и в целом незлопамятны. В Питере - огромная азербайджанская община (мне кажется, из нерусских жителей Питера азербайджанцы занимают одно из первых мест, может быть, даже второе - после русских :)). Заметил ещё, что питерские азербайджанцы старшего поколения часто дружат с армянами.

Если говорить о проблемах, то для меня единственная проблема состоит в особенности азербайджанского менталитета: ко всему относиться очень "по-человечески". Азербайджанцы где-то инстинктивно считают, что правила существуют лишь постольку, поскольку люди не умеют договариваться, а договориться при желании можно даже с природой. Из-за этого бывает проблема с заполнением разного рода формуляров и отчётности - азербайджанцы их заполняют обычно аккуратно, однако очень неформально, и что-то обязательно пропустят, а потом спрашивают: "ну неужели нельзя обойтись без всей этой тягомотины?". Зато данная особенность азербайджанцев оказывается бесценной именно тогда, когда нужно договориться с людьми неформально, неофициально.

Особняком среди азербайджанцев стоят талыши, однако я, чтобы не обострять национальный вопрос, писать на талышскую тему не буду.

Продолжение следует.

Отредактировано Митридат (2008-06-26 16:55:29)

17

В продолжение темы хотел бы поделиться впечатлениями об узбеках.

Внешне узбеки - приземистые, коренастые, черты лица - простые, как будто высечены из камня. Иногда среди узбеков встречаются высокие, сухощавые представители, но у них почти наверняка в роду есть иранские корни. Узбеки обычно долго не растекаются, говорят кратко и по существу. Народ малоэмоциональный и сдержанный. Среди узбеков попадаются говорливые и улыбчивые, но обычно это настроение всей компании не передаётся (в отличие, скажем, от азербайджанцев или армян).

Главная положительная черта, которую могу отметить: очень высокая работоспособность. Если узбек понял задачу - ему можно доверять на все 100%. Тут главное - не требовать от человека додумывать, пытаться угадать тайный ход мысли, подтекст - узбеки очень это не любят. Они сами, как правило, правдивы и откровенны, но и от других ожидают, что с ними не будут "вилять".

Узбеки не любят "растекаться мыслью". Они, как Шерлок Холмс: то, что связано со своим делом, знают довольно хорошо и основательно, всем прочим - чаще всего не интересуются. Поэтому незнакомому человеку узбек может показаться ограниченным, упёртым. Такое впечатление может сохраняться до тех пор, пока дело не дойдёт до той сферы, где узбек - специалист.

О проблемах. Узбекам, если только они не из больших городов, довольно трудно адаптироваться в России. В Узбекистане они даже в городах живут малыми общинами, где все друг друга знают, новости соседей становятся известны всему дому. С одной стороны - хорошо развита взаимовыручка, с другой - все обо всех знают почти всё, и это в какой-то степени людей сдерживает. Когда узбек попадает в большой город в России, то если у него здесь нет родственников или друзей - для него это тяжёлый шок. С одной стороны, он для всех чужой, никаких общин тут нет, и даже узбеки как-то меньше общаются друг с другом, с другой - точно так же не хватает внимания, большинство людей относится к нему безразлично. Людям малокультурным такая ситуация обычно "сносит крышу", у них появляется впечатление, что если своровать или изнасиловать - это никто не заметит (к мелким правонарушениям русские, что греха таить, и в самом деле относятся пофигистично, а понятие "база данных следственных органов" в голову дехканина не помещается). Поэтому среди нерусских преступников в больших городах России узбеки, к сожалению, составляют большинство, причём в основном по тяжким преступлениям. Узбек хитрить не умеет - он долго терпит, а потом как прорвётся, так мало не покажется.

Ещё одна проблема состоит в том, что узбеки пока что не представляют собой единую нацию, хотя сходство между жителями разных регионов Узбекистана, безусловно, есть. Узбекистан создан на обломках нескольких бывших империй - Бухарской, Хивинской и Кокандской. Регионализм в Узбекистане очень силён, поэтому, кстати, узбеки и терпят диктатора Каримова, хотя и не любят - терпят как меньшее зло, как противовес всем региональным кланам. В Узбекистане до сих пор распространены региональные диалекты, которые довольно сильно отличаются друг от друга - ферганский (на нём основан литературный язык), ташкентский, сурхандарьинский, хорезмский (испытал сильное влияние туркменского), а также региональные языки - каракалпакский (близок к казахскому), уйгурский (отличается от узбекского в основном фонетикой, лексических различий мало) и таджикский (распространён в Самарканде, Бухаре и окрестностях). С другой стороны, значительное количество узбеков живут на севере Таджикистана (Ленинабад, Куляб) и Туркменистана, а также на западе Киргизии (Ошская область).

Отредактировано Митридат (2008-07-08 14:10:53)

18

Митридат написал(а):

Поэтому среди нерусских преступников в больших городах России узбеки, к сожалению, составляют большинство, причём в основном по тяжким преступлениям.

Источник?

19

Источник?

Мне статистика по Питеру и области доступна по службе.

20

Теперь несколько слов о туркменах. Пожалуй, из всех жителей Средней Азии туркмены наиболее красивые. И не только внешне - они очень опрятны в одежде. Мне приходилось видеть самых разных туркменов, но практически все они были одеты очень аккуратно и со вкусом. Женщины любят носить украшения, но подбирают их очень тщательно. По манере общения - туркмены немногословны, вежливы и очень скрытны, в свой внутренний мир не пускают даже после долгого знакомства.

Если же говорить о проблемах... Пожалуй, Сапармурат Туркменбаши - явление не случайное, а очень органичное для туркменского менталитета. У туркменов очень иерархичное общество, приказ старшего (по возрасту или положению в общине) - закон, который нужно исполнять немедля, не обдумывая. Материальное благосостояние - для туркмена очень большая ценность, а вот кроме вещей, пожалуй, "среднестатистический туркмен" мало чем интересуется. Туркменские женщины слывут ревнивыми и вспыльчивыми. Если туркмен - Ваш сотрудник, то нужно иметь в виду одну проблему: туркмены очень самолюбивы. Поэтому они крайне редко признаются, что что-то не поняли, и обнаруживается это непонимание в самый неподходящий момент - когда дело уже сделано и поезд ушёл. По этой же причине говорить туркмену, что он что-то не умеет - задача заведомо безнадёжная. И так же безнадёжно спрашивать у туркмена, справится он с чем-то или не справится, поскольку сказать "не справлюсь" для него значит потерять лицо. Вместо этого нужно задавать целенаправленные вопросы, связанные со знанием деталей, а объяснять нужно на очень наглядных примерах: среди туркменов больше распространено образное, чем абстрактное мышление.

Вместе с тем, нужно отметить, что туркмены очень щепетильно относятся к своей репутации. Среди преступников и правонарушителей в России туркмены встречаются крайне редко. Община у них - очень тесная, почти все друг друга знают, очень хорошо развита взаимопомощь (старший опекает младшего, младший беспрекословно подчиняется старшему). Если и попадаются туркменские правонарушители или преступники, то в основном за нарушение паспортно-визового режима или нарушение госграницы.

Отредактировано Митридат (2008-07-08 14:33:19)