Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Скифский язык - что мы о нем знаем?

Сообщений 1 страница 20 из 67

1

Уважаемые участники форума!Давайте в этой теме соберем материалы по скифскому языку и выскажем свое мнение о языковой принадлежности скифского языка.

2

В официальной азербайджанской и отчасти турецкой историографии скифов принято считать... тюрками. Официальная линия состоит в том, что земли Азербайджана и Турции всегда населяли только тюрки. Искусственно выдёргиваются из контекста сохранившиеся скифские имена и слова, и горе-лингвисты пытаются перетолковать их по-тюркски. Привожу довольно характерную статью на эту тему:

статья
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

3

Я лично считаю скифов,иранским народом,говорящим на языке относящемся к юговосточноиранским языкам.Также я не согласен с Абаевым,считающим скифов предками осетин.

4

Публикация С. В. Кулланды о скифском языке
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

5

Вот хорошая реферативная публикация. Поскольку в публикации слово "скифский" употребляется в кавычках, поначалу может сложиться ложное впечатление об ироничном отношении автора к данному термину. На самом деле (что видно по прочтении статьи), он не согласен лишь с объединением скифского, сарматского и сакского языков в один. По окончании статьи приводится подробный глоссарий:

хорошая реферативная публикация
Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Я не считаю себя спецом в иранском языкознании, однако мнение о том, что скифский, сарматский, сакский языки существенно различались, мне кажется заслуживающей доверия. Ведь, судя по тому же Геродоту, скифы, сарматы и саки были разными даже не народами, а протогосударствами, причём огромными по территории - сопоставимыми с современными Ираном и Ираком.

Отредактировано Митридат (2008-07-03 16:02:26)

6

Также я не согласен с Абаевым,считающим скифов предками осетин.

Я знаю, что это- оспаривается... А кого Вы считаете предками осетин?

7

Я считаю предками осетин-сарматов,но не как не скифов.Также я считаю,что скифский-юговосточноиранский язык,а сарматский-югозападноиранский язык.

8

Слышал про осетинский и дигорский диалекты, что они- тоже из разных подгрупп...

9

antbez написал(а):

Слышал про осетинский и дигорский диалекты, что они- тоже из разных подгрупп...

Может быть иронский и дигорский диалекты?И они из разных подгрупп иранской группы,Вы это имели ввиду?

10

sarhan написал(а):
antbez написал(а):

Я знаю, что это- оспаривается... А кого Вы считаете предками осетин?

Я знаю, что это- оспаривается... А кого Вы считаете предками осетин?

А мне кажется, что предками осетин вполне могли быть аланы. Ведь аланы и сарматы - это же не один и тот же народ.

11

Сарматы-предки аланов,а аланы - предки осетин.Это я имел ввиду когда написал,что сарматы-предки осетин.

12

antbez написал(а):

Слышал про осетинский и дигорский диалекты, что они- тоже из разных подгрупп...

В этногенезе осетин скифо-сарматы и аланы, выражаясь лингвистически, были суперстатом. Смешавшись с коренными, очевидно северокавказскими, племенами, передали им и свой язык и свою культуру. Название «осетины» происходит от грузинского наименования «овси» или «оси» (мн. ч. «осеби»), от которого и название «Осети» (то есть место, где живут «оси». Сравните: руси – Русети, сомехи – Сомхети, свани – Сванети). Карачаевцы и балкарцы, живущие к западу от Осетии, называют их «дюгер», а чеченцы, граничащие с Осетией с востока, – «ири». Это отражает субэтническое деление осетин на «дигорон» (в западной части Северной Осетии) и «ирон» (в других районах Северной и в Южной Осетии). Соответственно в языке выделяются два диалекта: иронский (основа литературного языка) и более архаичный дигорский. Но оба диалекта (как и скифский, аланский, согдийский, хорезмийский) «принадлежат» к северо-восточной подгруппе иранских языков.
Русские когда-то называли осетин ясами. Интересно, что сын Андрея Боголюбского от ясской жены – Юрий – после смерти отца бежал к своим родственникам в Осетию. И вскоре стал первым мужем царицы Тамары. Дело в том, что из осетинской знати происходили многие брачные партнеры грузинских князей, царей, княгинь, цариц. А, если учесть, что 70% грузин происходят из княжеских родов?

13

sarhan написал(а):

Я считаю предками осетин-сарматов,но не как не скифов.Также я считаю,что скифский-юговосточноиранский язык,а сарматский-югозападноиранский язык.

О скифском, точнее причерноморско-скифском языке судить трудно. Если бы вдруг открылись письменные памятники языка, как произошло с согдийским, то многое могло бы стать более убедительным. То, что сделал В.И.Абаев, уже достойно уважения.
Авторитетные иранисты (например, В.С.Расторгуева) поддерживают основную линию развития осетинского языка: причерноморско-скифский – аланский – осетинский.
По наиболее признанной классификации скифский (причерноморско-скифский), сарматский (аланский, роксоланский, савроматский и другие), осетинский (иронский и дигорский), с одной стороны, и согдийский, хорезмийский, ягнобский, с другой, - относят к северо-восточной подгруппе. Скифский (скифо-сакский, хотанский), бактрийский, пушту, шугнано-рушанские, ваханский, язгулямский, ишкашимский относят к юго-восточной подгруппе.

14

Giyorgis написал(а):

Но оба диалекта (как и скифский, аланский, согдийский, хорезмийский) «принадлежат» к северо-восточной подгруппе иранских языков.

Скифский язык-юговосточноиранский язык,но в нем присутствуют черты северовосточноиранских языков.

sarhan написал(а):

сарматский-югозападноиранский язык.

я перепутал,сарматский-северовосточноиранский язык.

15

Giyorgis написал(а):

Скифский (скифо-сакский, хотанский), бактрийский ... относят к юго-восточной подгруппе.

И я об этом.

Отредактировано Giyorgis (2008-07-11 02:53:15)

16

Giyorgis,что Вы подразумевете под причерноморско-скифском,а что под скифо-сакским?

17

Дорогой sarhan! Процитирую М.И.Артамонова «Киммерийцы и скифы», ЛГУ, 1974:
«Следует иметь в виду, что персы называли саками не только среднеазиатских варваров, но и близко родственных с ними северочерноморских скифов так же, как греки распространяли имя скифов на среднеазиатских саков. Ввиду этого персидское название занятой скифами страны – страны саков вовсе не требует для своего объяснения поселения в ней саков, а не скифов. И те и другие были настолько близки между собой, что название одного из этих народов легко переходило на другой» (стр.24).
Но даже в Причерноморье скифы «подразделялись» на кочевых, царских, особых… Есть даже употребление названия «сибирские скифы». Наверное было бы правильно, осторожно относиться к самому названию «скифы», потому что в каждом случае могут подразумеваться совершенно разные этнические общности, а возможно и разрозненные группы.

Отредактировано Giyorgis (2008-07-12 16:24:33)

18

Уважаемый Giyorgis,я не могу понять ход Ваших мыслей.Вы пишете отдельно о причерноморско-скифском и скифо-сакском,но в тоже время приводите цитате Артамонова о том,что скифы и саки были настолько близки между собой, что название одного из этих народов легко переходило на другой.Но спасибо за цитату Артамонова.

19

Дорогой sarhan! На мой взгляд, логика проста. Расселение обсуждаемых ираноязычных племен по обширной территории от Причерноморья до Средней и даже Центральной Азии (юэчжи или сэ) определяется общностью археологической культуры, до некоторой степени подтверждаемое лингвистическими сведениями. Судить об этнической принадлежности можно лишь по косвенным источникам. Поэтому может быть оправдано общее наименование «скифы», но с обязательным указанием территориальной принадлежности.
Судить о принадлежности конкретного языка к той или иной подгруппе можно лишь прослеживая историю развития характерных особенностей современного состояния языков данной подгруппы в ретроспективе. Как бы восстанавливая логику развития. Для скифского причерноморского «восстановлена» принадлежность к северо-восточной подгруппе, а для скифского сакского (особенно после находок в Хотане) – к юго-восточной.
По моему мнению, «ретроспективная логика» дает, конечно, многое для понимания языковых процессов, но вряд из нее прямо следует, что языки-предки «принадлежали» именно к этим подгруппам. Вполне допустима дивергенция, в результате которой «потомки» разошлись по разным группам или подгруппам. Как это, например, произошло с индоариями, «разошедшимися» в индийскую, иранскую, нуристанскую, дардскую группы.

20

Giyorgis написал(а):

Для скифского причерноморского «восстановлена» принадлежность к северо-восточной подгруппе, а для скифского сакского (особенно после находок в Хотане) – к юго-восточной.

Но ведь особенностями скифского причерноморского являются переход d > δ > l,исчезновение h в анлауте,исчезновение в интервокальной позиции š,переход *xš > s.Все эти черты,за исключением исчезновения в интервокальной позиции š,характерны для некоторых юговосточноиранских языков,в частности, пушту.